Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«От терпения происходит опытность»: епископ Пахомий о борьбе со страстями

– Можно ли без помощи Божией побороть какую-либо страсть? Некоторые говорят: «Вот, я курил столько лет и сам бросил, хотя и в храм не хожу».

– Когда человек, как ему кажется, побеждает какой-либо грех, который он делал в течение долгого времени, – это не всегда стопроцентная победа. Ведь часто бывает так, что оставляя одну страсть, человек поглощается другой. Одна страсть гонит другую. Действительно, в жизни бывает так, человек бросает курить, потому что его мучает страсть гордости: «Как это я, да не могу бросить?!». И всем пытается доказать что-то.

Когда новообращенный человек приходит в храм, становится христианином и начинает жить духовной жизнью – ему все нипочем. Он готов горы свернуть. Но если он останется на этом уровне, если он не начнет вникать глубоко в то, что происходит с ним, многие грехи, которые он оставит, через какое-то время вернутся. Просто сейчас они немножко приглушены Божией благодатью. Такая ревность не по разуму тоже страсть. Она помогает преодолеть человеку какие-то свои ошибки, но если человек надеется в этом отношении не на Бога, а на себя, то они вернутся. И тогда человек может в худший грех впасть.

Пример такого поведения приводит преподобный авва Дорофей: он как-то увидел монаха, терпевшего унижения и оскорбления с большой легкостью, и удивился, что тот достиг необыкновенного смирения. Подойдя к нему, он спросил: «Какой помысл ты всегда имеешь в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду,  показываешь такое долготерпение?». Он отвечал презрительно без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это – лающие псы». Тогда авва Дорофей, не желая его осудить, отошел от него со словами: «Нашёл путь брат сей». Что за «добродетель» двигала им, что он так ловко боролся со страстью? Дикая гордость и надменность. Он людей за собак считал. Конечно, если так относиться к людям, то все что угодно можно от них потерпеть. Так это же не значит, что человек добился высоких результатов. Просто одна страсть чуть-чуть подвинула другую.

Без помощи Божией невозможно ничего сделать, а тем более страсти обуздать. К примеру, стремление женщины к мужчине – это естественно. Это то, что вложено Богом человеку, иначе просто бы род человеческий не существовал. Но если это стремление не контролировать, оно может перерасти в блудную страсть, преодоление которой без сверхъестественной силы невозможно. Здесь надо искать в помощники себе Бога.

Страсть сребролюбия – это страсть, не свойственная природе человека. Например, львы и леопарды, несмотря на всю их свирепость, не будут выстраивать какие-либо схемы для того, чтобы приобрести какое-нибудь имение или завладеть чьим-нибудь наследством. Даже захватывая другую территорию, они это делают не по страсти, а просто повинуются тому инстинкту, который ведет их по этой жизни. Условно говоря, это определенные рамки, данные Богом этим зверям. Охотясь, они не убивают больше, чем необходимо им для того, чтобы съесть. А человек, получая в свое владение то или иное имущество, деньги, средства, доходит до безумия, теряет всякий покой. Понятно, что каждому хочется жить безбедно, но ведь есть определенные рамки, которые должны ограничивать человека. Можно приобретать деньги, но когда их столько, что и потратить при всем желании невозможно, то куда дальше-то? Это уже не необходимость, а страсть.

– А тогда противоположный вопрос, можно ли с помощью Божией совершенно искоренить все страсти?

– Достичь полного бесстрастия невозможно. Это удел Бога. Если мы посмотрим на жизнь святых подвижников, то увидим, что многие святые отцы достигали очень высоких степеней духовной жизни, трудясь и подвизаясь, рассчитывая не на собственные силы, а призывая Бога в помощники себе. Святость, бесстрастие – это цель жизни человека, то совершенство, к которому зовет человека Бог. Каждый человек в свою меру достигает определенных результатов. Стяжание Святого Духа – цель человеческой жизни.

Владыка, дайте совет, как вести себя с людьми, подверженными страстям, например с алкоголиком, наркоманом или с гневливым человеком.

– Я думаю, внимательный человек должен прежде всего посмотреть, что же на самом деле происходит и почему эта ситуация стала возможной? Часто бывает, приходит женщина на исповедь и жалуется: «Батюшка, муж пьет, что делать?». Такой женщине очень важно внимательно посмотреть, а какая причина того, что он пьет. Может быть, она так его «пилит», что ему ничего другого не остается, как просто пить. А может быть иная ситуация, когда она абсолютно не виновата в этом, но в ее жизни есть какие-то иные страсти и грехи. И чтобы очиститься от них, нужно что-то потерпеть, и Господь порой попускает такое искушение человеку.

У аввы Дорофея есть замечательный ответ на вопрос, как быть, если, например, тебя обидели, когда ты совершенно не виноват. Он говорит, что надо вспомнить, может, было такое в жизни, что ты другого человека обидел. И Бог, будучи милосердным и справедливым, дает возможность тебе сегодня потерпеть за грех, совершенный против другого человека. Может, то, что сегодня произошло с тобой, просто возврат того долга.

 Мы нашу жизнь всегда должны рассматривать в более широких границах. Люди ограничены временем, пространством, своим сердцем, разумом, а Бог на нас смотрит из вечности, и порой то, что кажется нам несправедливым и непонятным именно здесь и сегодня, из вечности выглядит совершенно по-другому. Это нам не понятно сегодня, но завтра вполне вероятно мы это поймем и сможем хотя бы отчасти постигнуть.

В любом случае, у нас всегда есть выбор. Не хочешь терпеть ближнего, который страдает от алкоголизма или страсти гнева, можешь прекратить с ним общение. И, наверное, ты имеешь на это право. Но если есть силы и желание помочь человеку, можно потерпеть и попробовать что-то изменить.

– Очень тяжело терпеть, если это родной человек, ребенок, супруг….

– Человек по природе эгоист. Нам хочется, чтобы всегда было по нашему желанию и хотению. Ужас в том, что сегодня в нашем мире приходится все чаще и чаще сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, желая удовлетворить свои страсти, или получить что-то во что бы то ни стало, и к Богу относятся точно так же. Часто приходит человек в храм и говорит: «Я молился, Бог мне не помог, я в вашу Церковь ходить не хочу». Если Господа воспринимать как некую всемогущую, мощную силу, поставленную на служение нам в услаждение каких-то наших пожеланий, страстей или, наоборот, в освобождение от каких-то неприятных нам вещей, тогда получается очень примитивное понимание Бога.

Если нам не нравится поведение наших детей, нужно задать вопрос: а кто их такими воспитал? Может, это проявление наших собственных ошибок и страстей и, терпя их сегодня, ты сможешь что-то исправить в своей жизни.

Например, если проблема в семье, то супруги по отдельности виноваты не бывают, они всегда виновны оба. Если семья распалась, это не значит, что причина только в жене или в муже.

На самом деле в нашей жизни огромное количество проблем, боли и страдания от того, что мы, увлекаясь второстепенными вещами, не хотим замечать главного. Люди страдают, переживают, в семье конфликт, дети не слушаются, еще что-то. А какая причина? Нет понимания между мужем и женой.

Если муж с женой начнут искать компромисс друг с другом, глядишь, и дети начнут себя вести правильно и наладится все. А когда пытаются самым простым способом решить эту проблему «давай разведемся», «три раза был женат, еще пару раз женюсь, ничего страшного» – это же катастрофа. Поэтому мне кажется, что человеку, прежде всего нужно смотреть в корень. Сам не знаешь, обратись к святым отцам, которые подскажут тебе, обратись к опыту Церкви, которая знает человека. Но только не жди простых ответов вроде «смешай Крещенскую воду с Богоявленской, разбавь водой, набранной в трех храмах, выпей и все будет хорошо».

– Почему у одних много страстей, а у других мало? Это объяснимо?

– Тот человек, который работает над собой, над искоренением своих страстей, у того они потихоньку, конечно уходят. Но это работа всей жизни. Нельзя три месяца потрудиться и ждать, чтобы все сразу стало хорошо. Когда человек сознательно поступает против совести, против Бога, этот грех называется хулой на Духа Святаго. В Евангелии говорится: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32). Когда человек сознательно отрицает Бога, сознательно предается тому или иному греху, не желая исправляться, это приводит к очень тяжелым последствиям. Бывает, люди говорят: «Я в Бога не верю, вот если бы мне Господь явился и сказал “делай так и так”, я бы сразу исправился». Но даже если это и случится, такой человек, скорее всего, посчитает себя ненормальным, сумасшедшим и побежит к врачу, но не будет делать того, что Господь ему говорит.

– Как же изживать страсти, Владыка, только ли покаянием, либо существуют ещё какие-то лекарства?

– Смиряясь в тех или иных ситуациях, которые в нашей жизни возникают. Если человек к ним относится со смирением, они помогают человеку изжить многие страсти. Одного послушника мучила какая-то страсть, он приходит к старцу и говорит:

– Отче, помолись за меня, мне тяжело, страсть блуда мучает меня.

– Хочешь, я помолюсь за тебя, чтобы Господь отнял у тебя эту страсть?

– Нет, отче, не хочу. Но помолись, чтобы Господь дал мне силы побороть ее.

– Теперь я вижу, что ученик выше меня, – сказал старец.

Должна быть воля к победе, желание терпеть. «От терпения происходит опытность, от опытности надежда. А надежда не постыжает», – говорит апостол Павел. (Рим. 5, 3-5)

Беседовала Наталья Комиссарова

Поделиться в: