Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сюжет в пространном изложении

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» известна каждому. Но часто в хрестоматийно-известном шедевре мы «считываем» только краткое содержание. А целый мир сложных образов и идей, ставших содержанием картины и смыслом творческого пути (да и просто смыслом жизни) художника требует внимания, неторопливого созерцания, вдумчивого размышления.

Пугающая глубина

В век массовой культуры и небывалых скоростей нас восхищает разносторонность увлечений и широта интересов. Горизонт нашего мировоззрения кажется необъятным, мы знаем все обо всем и ничего конкретного. Наши дети предпочитают читать книги в кратком изложении. Глубина нас утомляет, а может, и пугает. Ведь для того, чтобы «нырнуть» глубоко, нужны силы, внимание, мужество, время.

Тем более странно, что жили некогда люди, всю свою жизнь посвятившие одной, главной теме, одному делу. Такая верность и целенаправленность поражает. Каждое творческое усилие, каждый сделанный эскиз были и результатом творческого поиска, и причиной, которая заставляла вновь продолжать путь к цели.

Даже искушенные в живописи современники художника поняли истинный масштаб картины далеко не сразу. Холст размером почти 7,5 на 5,5 метров был встречен на родине более чем прохладно. Даже самые чуткие зрители признавались, что «Явление Христа народу» с первого взгляда не оправдало их ожиданий, и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они осознавали ее глубину.

Момент обновления человека

Александр Андреевич Иванов родился в семье профессора живописи Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. Но в отличие от скромного и тихого отца, который довольствовался преподавательской деятельностью, сын отличался небывалой самостоятельностью суждений и убежденностью в высокой роли призвания художника. Художник, по мнению Иванова, должен быть пророком, он призван вести за собой общество.

Такое понимание роли художника заставило его долго искать подходящую тему. Иванов обратился к евангельскому сюжету о явлении Христа народу перед началом проповеди. Будучи направлен в Италию стипендиатом Общества поощрения художников (поездка затянется на 28 лет), он начинает работать над картиной «Явление Мессии».

Иванов вел в римской студии уединенную, затворническую жизнь в продолжение многих лет. Об этом же сообщал и Н. В. Гоголь в своем письме: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы».

Художник представил один из моментов крещения иудеев на берегу Иордана. Иоанн Креститель, возвещающий народу о пришествии Спасителя, указывает на идущего вдали Христа. Собравшиеся люди с надеждой, радостью, любопытством и сомнением встречают Его.

Замысел композиции произведения возник у Иванова в середине 30-х годов. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно», — подчеркивал он.

В 1837 году художник начал работать на огромном холсте. Вопреки академическим правилам он расположил Христа — смысловой центр картины — в глубине композиции. В своем произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. С необыкновенным мастерством он объединяет в картине совершенно разных персонажей так, что вся композиция воплощает великую цель.

Академик А. Н. Мокрицкий еще в середине прошлого века отмечал, что «сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека».

Сюжет заимствован из первой главы Евангелия от Иоанна (см.: Ин. 1, 29–31). Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Христа. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся».

Наступила минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались; надежда на избавление от зла и грядущее царство гармонии вспыхнула с новой силой. В толпе, собравшейся на берегу Иордана, Иванов изобразил разных людей: здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные; и те, что сразу отозвались сердцем на появление искупителя, и те, что продолжают сомневаться; здесь будущие ученики Христа — апостолы и его будущие гонители. Это момент наступления нового мира, шествие времени, когда следует оглянуться на прошлое и испытать его перед лицом будущего.

Встреча прошлого и будущего

Фигура Иоанна Крестителя с крестом в руках — самая крупная в картине. Слева от него — ученики, будущие апостолы. Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого

Иоанна, наивное благочестие рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила.

Еще левее — старик и мальчик, уже принявшие крещение. Начало жизни, которое символизирует мальчик, и ее закат, который символизирует немощный старик, сливаются в едином временном потоке — водах Иордана. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а юноша стремится рассмотреть Мессию.

В ногах у Иоанна — обнаженный седой старик и его раб в серо-голубой одежде. Образ раба является, по мнению искусствоведов, наиболее сильным, сложным и впечатляющим в картине. Он — воплощение страдающего человечества.

Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств — радости и отчаяния, веры и неверия, ожидания и безнадежности; «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», так писал о нем сам Иванов. Художник показал контраст между физическим несовершенством и душевной красотой этого униженного, умного, скорбящего человека.

Над ним — два юноши: в темно-синем плаще и обнаженный (смотрящие). Рядом с ними — две другие обнаженные фигуры, отец и сын. С холма спускаются странники, замыкают шествие два римских всадника. В толпе странников выделяются две фигуры: мужчина с длинными волосами в красноватом плаще и левый из двух всадников. Оба они обернулись и смотрят на Христа.

Часть исследователей видят в образе путника в плаще сходство с чертами Николая Васильевича Гоголя, друга художника, часто бывавшего в мастерской Иванова. Человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися черными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворенность окружающим миром.

Неведомый, смиренный странник

Образ Христа рисуется на фоне неба и гор, которые возвышаются как крепость. Спаситель помещен в некое близкое и одновременно бесконечно далекое идеальное пространство. Человечество же останавливается у некой черты, за которой в мире вечности пребывает Христос. Это особое, «горнее» пространство, принадлежащее Христу, четко очерчено в картине. У границ «пространства» в сторону Христа направлены два символа Его мук земной жизни: копье как символ казни в руках воина — с правой стороны, и крест в руках Иоанна как символ распятия.

«Человечество на историческом перепутье», — так можно было бы определить ведущую тему картины, где человеческий род показан на рубеже язычества и христианства.

История и мгновение, великое и повседневное сливаются в живописи Иванова в неразличимое единство. Метод его работы над образами персонажей картины уникален. Его называют методом сличения и сопоставления. Создавая образ, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примиряет, он всегда более нейтрален и спокоен.

Историческая живопись в академической иерархии числилась на вершине пирамиды искусств. Художники, работающие в жанре исторической живописи, обычно мало интересовались правильным отображением природы. Иванов в ходе работы над картиной начал серьезно заниматься пейзажем. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный из разных впечатлений художника об итальянской природе. Время суток, как почти на всех картинах Иванова, одно — полдень.

Двадцать лет мастер работал над этим произведением. Масштаб творчества Александра Иванова, с его мучительными раздумьями о нравственном идеале, вовсе не соответствовал его полупризнанию при жизни. Современники считали его непрактичным мечтателем. За несколько недель до смерти, весной 1858 года, он привез картину в Петербург, где ее приняли сдержанно. Летом того же года художник умер.

Признание запоздало: у Иванова не было прямых учеников, но русские художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своем творчестве.

Художник показал великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при соприкосновении с личностью и учением Христа. Он проделал гигантский подвижнический труд по написанию картины, для которой создал более 400 живописных и более 1000 графических этюдов.

Как актуально сегодня звучат слова П. А. Вяземского об А. А. Иванове, написанные полтора столетия назад:

В наш век блестящих скороспелок,

Промышленных и всяких сделок,

Как добросовестен твой труд!

Оксана Баландина


Оставить комментарий
Поделиться в: