Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Детство в школьном салоне

Все мы учились в школе. А значит, прочли тысячи книжных страниц, узнали сотни разных фактов, интересных и не очень, пригодившихся или прочно забытых. Но всегда ли эти знания оставляют след в душе, а эти школьные конференции, встречи и дискуссии становятся настоящим событием в жизни взрослых и детей?

Чтобы понять самих себя

«Знания должны становиться частью опыта, из которого я строю личность, а не просто нагрузкой на память», — считает сотрудник радио «Радонеж» и Центра для детей и родителей «Рождество» города Москвы Анастасия Алексеевна Абрамова. Она знакомит педагогов Покровской епархии с авторской программой «Мир русского детства 19-го и 20-го столетия. Секреты взросления». Слушать Анастасию Алексеевну и просто, и сложно одновременно. Просто — потому что автор программы хорошо объясняет, как устроена она «изнутри», а также дает советы, как можно по такой методике создать что-то свое. Сложно — потому что ее выступление — своего рода профессиональный вызов педагогам: а захотим ли мы так же глубоко и интересно говорить с детьми? Ведь всегда проще дать сумму знаний и посетовать, что не те сегодня дети, ничем их не проймешь. И оставить при этом в стороне вопрос: а умеем ли мы быть интересными для наших детей?

Программа, несмотря на историческое содержание, очень актуальна, если не сказать злободневна. В чем секрет взросления? Почему в XIX веке Николенька на цыпочках заглядывал в кабинет своего отца и мечтал поскорее вырасти, чтобы стать таким, как папенька? А Николай в XXI веке и на третьем десятке лет не мечтает ни о чем подобном? Ведь ему и так хорошо под крылом любящих и вечно заботящихся родителей. Детство затянулось, а значит, человек не творит культуру своего времени, он только потребляет. Как и почему из шалунов, совершавших порой нешуточные проступки, вырастали великие поэты и музыканты, дипломаты и военные? Что помогало им строить свою личность, борясь с безобразием в собственной душе?

8.4.jpgНа эти и многие другие вопросы отвечают участники школьного салона, который проводит А. А. Абрамова. Его цель — не просто познакомить с культурой, историей и традицией ушедших эпох, но самое главное — увидеть, как прошлое помогает нам понять нас сегодняшних. Какие идеи, стремления, возникшие тогда, получили развитие и определили наше сегодня? Приобрели мы или потеряли что-то?

Простой пример: участники салона сравнивают внешний облик человека в XVIII и в XIX веке во время встречи на тему «Костюмчик (облик человека как портрет эпохи)». И отмечают, что поза человека, изображенного на портрете XIX века, стала более вольной, прическа более естественной, а костюм — более свободным. Это приобретение? Конечно, да (ведь все мы воспитаны сегодня на том, что свобода личности, ее самовыражение — это хорошо). А к чему привела эта вольность в наши дни? Есть ли хоть что-то во внешнем облике, что сегодня считалось бы непристойным и абсолютно недопустимым? И далее обсуждение уже касается самых основ человеческого бытия, представления о должном и недолжном, образцовом и безобразном. Такой подход позволяет автору с полным правом говорить о миссии через культуру, ведь высокая русская культура образована евангельскими ценностями. И потому к ним же сводится всякий серьезный разговор о культуре.

Как это работает?

Любому педагогу-практику очень важен ответ на этот вопрос. И Анастасия Алексеевна подробно излагает методику проведения своего салона. Программа, посвященная миру русского детства, рассчитана на четыре года (или сезона, как называют их участники). В первый год происходит знакомство с первой половиной XIX века, во второй — со второй половиной XIX века, в третий — с первой половиной XX века, в четвертый — со второй половиной XX века. Почему выбран именно этот временной промежуток? «В это время заложено многое из того, что определяет нашу культуру и наше мировоззрение сегодня», — отвечает Анастасия Алексеевна.

Участниками программы становятся школьники от 10 до 16 лет и их родители. Причем присоединиться они могут на любом этапе реализации программы.

Салон собирает школьников раз в месяц на протяжении всего учебного года. И эти встречи становятся для детей и взрослых настоящим праздником. Кроме того, на протяжении сезона их ждут два поистине больших события — Рождественский бал и заключительный весенний концерт, на которых дети и взрослые подводят итоги, слушают красивую музыку, читают стихи. И на собственном опыте понимают, как через освоение прекрасного человек выстраивает свой внутренний мир.

8.2.jpgКак же проходят ежемесячные встречи? Они начинаются с символического перевода стрелок на часах времени. Затем участников салона делят на три возрастные группы (10–11, 12–13, 14–16 лет), четвертую составляют родители. Желательно, чтобы в группе было не менее 5 человек, но может быть и намного больше. Каждая группа занимает свой стол, на котором стоит портрет какого-то человека, творившего культуру своего времени. Начинается интерактивное занятие, посвященное теме встречи. Это занятие длится приблизительно полтора часа. Здесь и рассказ ведущего, и выполнение заданий, и ответы на вопросы, и обсуждение, которое затрагивает сразу всех. Круг чтения (а где, собственно, находилась зона запретов для детей у прошлого и где она сейчас), честь мундира (что теряли тогда и теряем ли мы что-то сегодня), заветные желания, выяснение отношений — темы могут быть самыми разными. Лишь бы они и сегодня волновали подростков.

Не только произведения искусства, но даже детские забавы прошлого становятся предметом серьезных размышлений. Например, живые картины. Признаться, я сама никогда не понимала, в чем смысл этого развлечения, столь любимого в гостиных позапрошлого столетия. Оказывается, это увлекательное занятие, которое объединяло и взрослых, и детей, учило искать образцы для подражания в произведениях художников, задавая нравственные ориентиры для взрослеющих детей. «Клятва Горациев», «Великодушие Сципиона», «Прощание Гектора с Андромахой» — что воодушевляло героев, поставивших долг выше личного интереса? А какие сюжеты сегодня вдохновили бы нас в этой игре? Комиксы? Как и когда мы поставили пошлое и смешное в центр своей жизни? Поиск ответов на эти вопросы приводит к серьезной внутренней работе.

8.1.jpgПотом за каждым столом начинается обсуждение за чаем. В каждой детской группе присутствует один взрослый, помогая организовывать пространство беседы. Его участники пытаются понять: как поставленная проблема находит отражение в нашей повседневности? Что лично я думаю по этому поводу? К примеру, при разговоре о костюмах им важно понять: а что для меня приемлемо и что недопустимо во внешнем облике моего сверстника? Родители (причем не только мамы, но и папы) участвуют в обсуждении этих тем не менее активно, чем дети. «Очень важно обсуждать с родителями смысложизненные темы. Взрослым только кажется, что подросткам неинтересно их мнение, что они хотят закрыться в своем собственном мире. Это далеко не всегда так. Современным детям очень важно, чтобы взрослые знали, что они на самом деле лучше, чем о них думают. И вот в таком разговоре какие-нибудь озорники, которых вечно ругают в школе, вдруг раскрывают свой внутренний мир так, как никто от них и не ожидал», — делится впечатлениями А. А. Абрамова.

И завершает встречу танц-класс эпохи, который продолжается около часа. Его ведет танцмейстер, который готовит участников к итоговым балам и вместе с тем помогает разобраться в этой, во многом уже утраченной для нас сфере. Говорит о том, что возможно, а что недопустимо в танце. В танце дети переводят из области знаний в область поведения то, что было усвоено на встрече: как себя должен держать юноша, как —девушка. Это очень важно для детей, да и для взрослых, сегодня, когда границы между подлинным мужеством и подлинной женственностью размыты до невозможности. Исторический танец помогает почувствовать себя тем, каким ты можешь быть, дает возможность присвоить этот образ. По словам Анастасии Алексеевны, мальчики и девочки просто влюбляются в свои подлинные роли.

Так, трудами вдумчивых и неравнодушных педагогов при участии заинтересованных родителей оживает для современных детей мир классики, наполняя высоким смыслом их повседневную жизнь. Так творится подлинная, интересная и увлекательная история детства. Но чтобы и у наших детей она стала такой, нужно живое участие взрослых.

Марина Шмелева


Педагогам

С работой семейного клуба родительского опыта «Рождество» вы можете познакомиться на сайте www.rojdestvo.ru. Там же вы можете найти фото- и видеоматериалы, посвященные школьному салону


Оставить комментарий
Поделиться в: