Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Собор Саратовских святых: три новых имени

16 мая 2023 года на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были утверждены обновленные списки соборных памятей святых угодников Божиих; один из таких списков был представлен Саратовской митрополией. По решению Священного Синода в Собор Саратовских святых включено три новых имени: святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого (†1900, память 7 (20) июня), священномученика пресвитера Гавриила Архангельского (†1937, память 22 августа/4 сентября) и преподобномученицы послушницы Софии (Селиверстовой; †1938, память 15 (28) февраля). Таким образом, теперь в Собор Саратовских святых входят 28 угодников Божиих. Расскажем кратко о каждом из святых, ныне включенных в Собор.

Святитель Иоанникий родился 20 февраля 1826 года в бедной семье диакона Максима Ивановича Руднева села Вышнее Скворчее Новосильского уезда Тульской губернии и был крещен с именем Иоанн. По воспоминаниям святителя, пройдя в детстве своем школу бедности и на себе испытав ее тяжелые и горькие последствия, «во всех местах архипастырского своего служения» он со свойственною ему энергией «старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта».

Обучаясь в Новосильском духовном училище, Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья, мать мальчика скончалась. Юноша очень тяжело переживал утрату и, будучи уже Киевским митрополитом, на личные средства построил и в 1894 году освятил шестипрестольный храм над ее могилой. С 1839 по 1845 год обучался в Тульской духовной семинарии и по окончании ее как лучший ученик был направлен в Киевскую духовную академию. В 1849 году окончил академию первым по списку, со степенью магистра богословия, и был избран наставником на кафедре Священного Писания. 11 октября того же года был пострижен в монашество архимандритом Димитрием (Муретовым) в лаврской пещерной церкви преподобного Антония Печерского, получил монашеское имя в честь преподобного Иоанникия Великого. 6 ноября того же года рукоположен в сан диакона, а на следующий день — в сан иерея. В 1850 году награжден набедренником.

В 1850–1853 годах отец Иоанникий служил помощником инспектора академии, преподавал обличительное и догматическое богословие. 6 ноября 1851 года получил звание бакалавра. Его труды, показывающие автора как строгого аскета, были посвящены житиям святых, нравственно-религиозным вопросам и проблемам современной жизни. В 1856 году был назначен инспектором академии, решением Святейшего Синода от 9 июля того же года утвержден в звании экстраординарного профессора, а 21 декабря возведен в сан архимандрита. 6 октября 1858 года 32‑летний архимандрит был назначен на должность ректора академии и профессора бого­словских наук. 6 октября 1860 года он был перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, где прослужил более трех лет.

16 мая 1861 года архимандрит Иоанникий назначается на вакансию епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. 12 июня того же года в Троицком соборе Александро­Невской лавры совершается хиротония во епископа.

12 января 1864 года епископ Иоанникий был назначен на самостоятельную Саратовскую и Царицынскую кафедру. Он прибыл в Саратов 28 февраля. Это был второй архиерей с таким именем на нашей кафедре, и потому он обычно упоминается в литературе как Иоанникий II.

Первые два года служения владыка посвятил в основном длительным поездкам по епархии, знакомству с жизнью приходов, бытом и проблемами местного духовенства. Поездки он совершал «без маршрута», в тарантасе, в сопровождении одного лишь келейника, в связи с чем его нередко принимали за простого монаха, «ибо архиереи в такой простоте ранее никогда не ездили». Результатом поездок по епархии стали реформа в сфере благочиннического управления (архиерей заменил назначение благочинных их выбором на окружных съездах), а также создание ряда благотворительных и просветительных обществ, которые впоследствии стали образцовыми и для других епархий. 26 сентября 1865 года епископ Иоанникий утвердил проект устава Общества взаимной помощи заштатным священно­ и церковнослужителям Саратова и сиротствующим семьям. 3 февраля 1869 года в Саратове было открыто женское епархиальное училище, при котором впоследствии действовал приют для малолетних детей бедного духовенства, официально открытый при преемнике владыки Иоанникия на нашей кафедре — епископе Тихоне (Покровском). Было также организовано отделение для престарелых священно­ и церковнослужителей. После ходатайства епископа Иоанникия в 1865 году было разрешено издание «Саратовских епархиальных ведомостей».

Отец владыки Иоанникия принял иноческий постриг с именем Макарий и в сане иеромонаха служил в крестовой церкви Саратовского архиерейского дома. Он скончался в 1871 году, его тело было погребено в склепе под алтарем Спасо­Преображенского собора саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря, уничтоженного в советские годы. Родной брат святителя священник Павел Руднев служил в храмах Саратова: Свято­Ильинском, Воскресенском и Покровском.

Киновия до революцииДля борьбы с расколом в начале 1866 года при Киновийском подворье Саратовского архиерейского дома епископ Иоанникий основал православное церковное Братство Святого Креста, пожертвовав на него значительные суммы из личных средств. 5 ноября того же года, после утверждения его устава Синодом, состоялось официальное открытие братства, а весной следующего года в Саратове и Хвалынске открылись пункты для публичных собеседований с раскольниками. Для содействия братству в Саратовской духовной семинарии была учреждена новая кафедра, где изучалась история раскола. В короткий срок братство получило широкую общественную поддержку и превратилось в центр духовной жизни Саратовской епархии. В 1868 году при братстве открылась бесплатная библиотека с книгами преимущественно религиозно-нравственного содержания, а также был учрежден Благотворительный союз, который ставил главной целью «выводить из крайней нужды трудолюбивые семейства, оказывая им временные пособия, как денежные, так съестными и другими предметами, взаимообразно или безвозвратно, а также содействовать городскому обществу в сокращении числа нищенствующих детей». В Благотворительный союз могли вступать как члены братства, так и посторонние лица. Вскоре его филиалы были созданы не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии. Впоследствии при братстве были устроены бесплатная столовая для бедных и ремесленная школа, или «учебно-заработный дом для круглых сирот, без различия сословий, для обучения этих сирот грамоте и ремеслам». В 1868 году братство учредило в Саратове училище для подготовки наставниц в сельские школы, на содержание которого епископ Иоанникий давал от себя ежегодно 200 рублей. Владыка также самолично беседовал с раскольниками; по воспоминаниям очевидцев, был убедительным и в то же время терпеливым собеседником. По мнению епископа, главная цель дискуссий с сектантами и раскольниками состояла в том, чтобы пробудить в слушателях сомнение, вызвать беспокойство в их совести, поколебать уверенность, а не в том, чтобы «переговорить» иноверных собеседников или возвратить в Церковь напоказ одного-двух из них, забыв о влиянии на массы.

Главным источником средств, необходимых на содержание благотворительных и просветительных учреждений, стали доходы епархиального свечного завода при Архиерейском доме. Организованное на средства саратовского архиерея предприятие с 1869 года было передано в ведение епархиального духовенства, по данным на 1878 год его прибыль составляла до сорока тысяч рублей в год. Инициатива епископа Иоанникия дала толчок созданию подобных епархиальных свечных заводов по всей империи. При его деятельном участии был принят указ Синода, согласно которому для увеличения средств на епархиальные нужды, особенно на нужды духовных училищ, по представлению съезда духовенства и с разрешения архиерея в епархии могли учреждаться свечные заводы и устанавливаться обязательная для епархиальных церквей покупка свечей этих заводов. Позже благодаря настойчивости владыки Иоанникия появился общегосударственный закон о монопольном праве епархий на изготовление и продажу церковных свечей. Для увеличения епархиальных доходов владыка также добился постройки обширного каменного корпуса архиерейских рядов; этот корпус сдавался под квартиры и магазины.

3 июня 1873 года саратовский архипастырь был назначен епископом Нижегородским и Арзамасским. На новой кафедре им было основано такое же братство, как в Саратове — Святого Креста. В последующие годы святитель, возведенный в сан архиепископа в 1877 году, а в сан митрополита — в 1882 году, возглавлял Грузинский Экзархат, Московскую и Киевскую митрополичьи кафедры. Как старейший и авторитетнейший российский иерарх святитель Иоанникий произвел коронование императора Александра III, совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя, а в 1896 году возглавил чин канонизации святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Отошел ко Господу 7 июня 1900 года и был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

В саратовском храме в честь Страстей Господних, построенном по инициативе святителя Иоанникия и им самим некогда освященном, находится икона угодника Божия с частицей его святых мощей.

о. Гавриил с супругойСвященномученик Гавриил Архангельский родился 26 марта 1890 года в семье псаломщика в селе Урлейка Петровского уезда Саратовской губернии, окончил Петровское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию. В 1910 году был определен исправляющим должность псаломщика Никольской церкви в селе Гуселки Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне Камышинского района Волгоградской области). В 1913 году рукоположен в сан диакона в Преображенской церкви села Верхнее Аблязово Кузнецкого уезда, в 1918 году — в сан священника, в 1918–1920 годах служил в Богоявленской церкви села Русское Труево Кузнецкого уезда, в 1920–1923 годах — в селе Мордовская Норка Петровского уезда. Все села в настоящее время относятся к Пензенской области. В 1923 году перешел на служение в Пензенскую епархию и получил назначение к церкви Рождества Богородицы села Канаевка Городищенского уезда Пензенской губернии.

29 ноября 1929 года был арестован, 12 февраля 1930 года приговорен к пяти годам заключения в концлагере. Отбыв срок, с 1934 года продолжил служение в храмах Пензенской епархии.

18 октября 1936 года был арестован вместе с епископом Пензенским Феодором (Смирновым), также уроженцем Саратовской губернии, долгое время служившим приходским священником в Саратовской епархии. Виновным себя не признал. 10 апреля 1937 года дело было отправлено в Специальную коллегию Куйбышевского областного суда, по требованию члена коллегии возвращено на доследование и вновь определено к слушанию на 31 июля. 7 августа особая тройка УНКВД по Куйбышевской области приговорила епископа Феодора и арестованных вместе с ним священников к высшей мере наказания. Новомученики были расстреляны 4 сентября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Священномученик Гавриил и расстрелянные с ним были реабилитированы по делу 1936 года решением прокурора Пензенской области Н.И. Макарова 29 мая 1989 года.

Преподобномученица София (Селиверстова) родилась 17 сентября 1871 года в селе Изнаир Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Ртищевского района Саратовской области) в семье крестьянина Памфила Селиверстова. В 1881 году, когда Софии исполнилось десять лет, умерла ее мать, и отец отдал девочку в приют в селе Краишевка Аткарского уезда (ныне село Краишево Волгоградской области), существовавший при женской общине, преобразованной затем в Краишевский Тихвинский женский монастырь. В 1891 году девушка жила в Санкт­Петербурге, работала прислугой в семьях и училась на дому рисованию.

В 1898 году София встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже 22 года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее монастырю. В обители София была чернорабочей, а также учила молодых монахинь рисованию. В 1921 году подвижница была лишена избирательных прав за то, что жила в монастыре, несмотря на то, что она не была монахиней. После закрытия монастыря в 1926 году София с еще пятью насельницами обители сняли полуподвал на улице Палиха в Москве, создав небольшую общину. Община просуществовала до начала 1938 года.

Проживая на улице Палиха, послушница София зарабатывала пошивом одеял на дому для универмага «МСПО Красная Пресня» в Марьиной роще, в 1931–1932 годах она трудилась уборщицей в студенческом общежитии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, а в 1932–1933 годах — уборщицей в Объединении государственных краевых и областных издательств ОГИЗа на улице Кузнецкий мост. В середине 1930‑х годов работала санитаркой в 4‑й амбулатории Октябрьского района, располагавшейся напротив ее дома.

22 февраля 1938 года подвижница была арестована по доносу соседей по дому. Все обвинения она отрицала. Спустя два дня две сестры из общины — София Селиверстова и Вера Морозова — были приговорены тройкой НКВД к расстрелу и еще спустя четыре дня, 28 февраля, казнены на Бутовском полигоне в Подмосковье, остальные участницы общины приговорены к заключению в лагеря, где еще две из них скончались от болезней и лишений.

Послушница София захоронена в одном из погребальных рвов на полигоне Бутово. В 1989 году она как жертва политических репрессий была реабилитирована. 22 февраля 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя подвижницы в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Назидаясь подвигами жизни святителя Иоанникия, священномученика Гавриила и преподобномученицы Софии, возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа за Его милость к нам и будем верить в Небесное заступничество пред Ним всех просиявших в наших краях святых.

Газета «Православная вера», № 07 (723), июль 2023 г.

Теги: Собор Саратовских святых.
Поделиться в: