Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сердце Иерусалима

В дни пасхальных торжеств мысленные взоры верующих устремляются на Святую Землю. Туда, где жил, проповедовал, был распят и воскрес Христос. В Палестине хорошо понимаешь фразу «Святая Земля — пятое Евангелие», ведь здесь события Священной истории обретают историческую определенность и географические подробности.

Сохранить в веках

Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан. И хотя никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. В 135 году на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. До эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия — статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на расположение христианских святынь.

Равноапостольная царица Елена, много потрудившаяся для сохранения святынь Иерусалима, заложила и первый Храм Гроба Господня. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал. Поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать и привести к круглой форме. Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду (эта форма здания сохраняется и до наших дней). Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и Голгофа.

На протяжении последующих столетий храм много раз разрушали мусульмане, а христиане восстанавливали вновь. В 1009 году халиф Эль-Хаким санкционировал массовые убийства христиан Иерусалима и разрушение храмов. В результате была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма. Строительные работы продолжались еще при Константине Мономахе, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

Слухи о разрушении Храма Гроба Господня послужили одним из поводов для начала крестовых походов. В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой). Он вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Христа.

В 1187 году султан Салах-ад-Дин, захвативший Иерусалим, разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня. Однако его преемники часто преследовали христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В XVI веке за их восстановление взялись монахи-францисканцы.

В начале XIX века в храме случился пожар, во время которого сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена Кувуклия. Затем ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Ново-Иерусалимского монастыря. В 1860-х годах над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

Экскурсия по храму

Храм Воскресения Христова, или Храм Гроба Господня, состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Направо от Святых врат Храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Голгофский престол осеняет то самое место, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.

Расщелина Голгофской скалыС правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда умер Христос. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Распятиях внизу изображают череп.

Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

Придел поругания и возложения тернового венцаОтсюда паломник спускается по 28 ступеням вниз в подземную армянскую церковь святой Елены, а из нее еще 12 ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень.

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Но тканый хитон они не пожелали рвать и бросили о нем жребий. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий (Пс. 21, 19).

Далее выходим в греческий придел святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф. 27, 54).

На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют узы Спасителя. Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены ноги Спасителя во время установки Креста.

Место явления Христа Марии МагдалинеНедалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части Храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в более скромной гробнице.

Живоносный Гроб

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде Храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески — Кувуклия).

Русского паломника может многое удивить в Иерусалиме. Например, непонятно, почему Голгофа расположена так близко от Гробницы. Оказывается, что Иосиф Аримафейский — член Синедриона и тайный ученик Христа — был очень состоятельным человеком. Ему принадлежал участок земли за городом, на котором он и устроил свою будущую гробницу. Но участок, видимо, был столь велик, что Иосиф мог сдавать часть его в аренду римским властям. Они же использовали возвышенность горы Голгофы для устройства места казни преступников.

Придел Гроба ГосподняСтранен для нас и сам образ погребения Спасителя. Пещера, Камень помазания, камень, закрывающий вход, — все это для русского человека столь необычно, что порой на иконах Воскресения изображают привычные нам могилу и гроб. А дело в том, что в Палестине покойников полагали в пещеру, высеченную в скале. В глубине пещеры выдалбливали нишу, в которой устраивали некое подобие стола для умершего. Рядом с пещерой устраивали еще один каменный стол, на котором полагали тело покойного для умащения благовониями и обвития пеленами. После обвития погребальными пеленами и умащения тело полагали в пещеру и закрывали вход большим камнем. Иногда к большому камню приваливали камень поменьше, а место сцепления камней опечатывали особой печатью — кустодией.

За год под воздействием палестинского климата тело высыхало, оставались только кости. Их перемывали в благовониях (отсюда выражение «перемывать кости») и складывали в небольшой ящик — оссуарий. Его полагали в специальной нише гроба, расположенной там же, в пещере. И если семья или весь род переезжал на другое место жительства, они могли легко взять с собой кости всех своих родственников.

придел АнгелаКувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела — благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.

Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима — Храм Гроба Господня. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения. А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.

Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: