Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Со злом не заигрывайте

В этом году мы отмечаем 70-летие Победы, которую наш народ по праву называет Великой. Наши деды и прадеды спасли мир от духовной чумы, которая унесла жизни десятков миллионов людей. Но как же стало возможным, что в некогда просвещенной Европе возникла эта чума? Об этом рассуждает святитель Николай Сербский.


Совесть своего народа

Святитель Николай Сербский (Велимирович) родился в 1880 году. Его родители, крестьяне-фермеры, любили молитву и были церковными людьми. Неслучайно, что воспитанный в такой обстановке святитель впоследствии стал «новым Златоустом», известным и любимым в православном мире за свои проповеди и наставления. Он стал монахом, затем иеромонахом и впоследствии епископом Жичским в возрасте 39 лет.

Проводя жизнь в трудах на благо Церкви Христовой, владыка Николай постепенно становился настоящей совестью своего народа. Верность святоотеческим традициям и жизнь по Евангелию привлекали к нему верующих. Он проповедовал, возрождал монастыри, устраивал детские приюты, где находили кров сотни детей. Можно сказать, что епископ Николай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания в своем Отечестве.

Накануне Второй мировой войны святитель вместе с Патриархом Сербским Гавриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской Германией. За это его очень любил народ и ненавидели оккупанты. Весной 1941 года немцы арестовали святителя и продержали в заточении всю войну. А в конце войны святитель Николай вместе с Патриархом Гавриилом стали узниками печально известного концлагеря Дахау. Их освободили 8 мая 1945 года.

Узнав, что в Югославии господствует атеистический режим Иосипа Броза Тито, Владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Последние дни святителя Николая прошли в русском монастыре святителя Тихона Задонского в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года Владыка мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой. Но лишь в 1991 году мощи святителя были перенесены в его родную деревню Лелич.

«Сквозь тюремное окно»

Книгу «Сквозь тюремное окно», адресованную горячо любимому сербскому народу, святитель Николай написал в фашистском концлагере Дахау. В ней скорбь о том нравственном состоянии, в котором пребывает современное человечество, живя без цели и умирая без надежды, и призыв к покаянию. Богоборческий бунт человека называет Владыка главной причиной бедствий, постигших Европу в середине XX века. И хотя книге уже 70 лет, но и сегодня суждения святителя Николая помогают нам найти верное направление своего пути, указывая единственный надежный ориентир — образ нашего Спасителя.

* * *

Многие не чувствуют существования воздуха, пока не подует ветер. Некоторые не задумываются о существовании света, пока не наступит мрак. Так и многие христиане не чувствовали присутствия Бога до тех пор, пока не взвился бурный порыв ветра войны; не задумывались о Боге, пока им светил мир и улыбалось счастье. Но когда поднялся вихрь войны, когда объединились все силы зла и покрыли все тьмою, люди уже ни о чем другом, кроме как о Боге, думать не могли.

День Господень! В Священном Писании то, что для людей ночь, страшная ночь, кровь и дым, страх и ужас, кровь и муки, пламя и гибель, вопль и крик, все это названо днем Господним. Спросите ли, как это возможно? Почему? Потому, что именно в таких обстоятельствах, пресыщенные и потерявшие образ Божий, в полноте осознают, что Бог — все, а они — ничто. Самолюбивые покрываются стыдом, надменные опускают глаза, богатые ходят с пустыми карманами, князья желают, чтобы удостоил их разговором хотя бы полицейский оккупант, нерадивые священники рыдают перед разрушенными храмами, некогда капризные жены, в грязных лохмотьях, варят на обед собачатину. И все они об одном думают — о величине Божественного величия и о ничтожестве праха человеческого.

Вот почему та страшная ночь названа днем Господним. Ибо в день сей Господь Себя являет. Пока длился спокойный день человеческий, человек не вспоминал о Боге, даже превозносил себя над Ним и насмехался над верующими, смеялся над теми, кто звал их молиться, в храм. Когда же настает страшный день Господень, все люди возращаются к Господу, признают власть Божию, распрашивают о церкви, почитают священство, начинают читать духовные книги, со стыдом вздыхают о своем прошлом, каются в грехах, творят милостыню, помогают больным, постятся, причащаются, ибо понимают, что близка их смерть и близок тот мир, где день Господень — благой, светлый, радостный и вечный.

* * *

Сделаю, говорит Господь устами пророка Исайи, сделаю, что человек будет дороже чистого золота Офирского (Ис. 13, 12), то есть самого чистого и дорогого. Вот, братья, в чем смысл всех несчастий, которые Господь попускает миру. Чтобы сделать человека ценнее и дороже золота.

Знаете ли, братья, почему Господь небесный попустил миру в наши дни все эти военные ужасы, с которыми можно сравнить лишь ужасы ада? Потому что ценность человека упала и стала ниже ценности золота. А это противоречит замыслу Божьему о человеке, а все, что противоречит ему, должно лопнуть, исчезнуть, умереть.

В нашей стране золото стало цениться выше человека. Потому на нее и обрушился грозный бич войны, бич, сплетенный из всех зол и бед, словно из змей огненных. Для того, чтобы мы научились ценить Бога выше человека и человека выше золота.

* * *

Рече Господь: Блаженны кротции, ибо тии наследят землю (Мф. 5, 5), то есть те, что не рвутся в первые ряды, становятся первыми; те, кто не стремится к богатству, приобретают его; те, что не отбирают у других землю, получают землю. Братья мои, мы должны привести нашу логику в согласие с логикой Божией. Иначе мы будем обманываться ежеминутно и на каждом шагу. Не напрасно говорит великий Христов апостол — А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2, 16).

Кто бы из людей сказал, что кроткие наследуют землю, кроткие, а не гордые; мягкие, а не жестокие; воздержанные, а не алчные; агнцы, а не волки? Никто, из мыслящих по земному, не сказал бы, но сказал бы всякий, кто мыслит по-божески. Кроткие наследуют землю, за которую воюют и льют кровь гордые, алчные и гневливые. Великие завоеватели чужих земель после смерти своей не смогли захватить с собой завоеванные земли, не смогли передать в наследство потомкам своим. Земли, захваченные Александром Македонским и Цезарем, Чингисханом и Наполеоном, не их сыновья унаследовали, но другие, которых они не знали и за которых не воевали.

Как же, спрашиваете? А так. Оттого, что человеческая логика неверующих людей не согласуется с логикой Господа. Посмотрите на Россию. Это самая большая страна из всех стран мира. И это страна кроткого народа. Величайшей страной нашего века обладает самый кроткий народ мира. Вот очевидное доказательство истинности слов Христа — блаженны кроткие, ибо они наследят землю (Мф. 5, 5).

* * *

Люди ждут великих даров от великих дародателей. Многие сокровища просят они у богачей. Кто величайший дародатель и кто богаче всех? Несомненно Бог. Что мы как христиане и как христианский народ просили у Бога? Прежде возьмем молитву Господню «Отче наш». Что мы просим у Бога в этой молитве? Во-первых, чтобы святилось имя Божие, святилось, а не хулилось. Во-вторых, чтобы пришло Царство Отчее, а не тираническое и звериное. В-третьих, чтобы была воля Отца нашего на земле, как и на небе, среди людей, как и среди Ангелов. В-четвертых, чтобы Отец небесный дал нам хлеб насущный и сохранил нас от роскоши, алчности и самолюбия. В-пятых, чтобы простил нам грехи наши, как и мы прощаем их другим. В-шестых, чтобы не дал нам пасть в искушения, которые приходят к нам от телесных желаний и от бесовских сетей. В-седьмых, чтобы избавил нас от лукавого врага нашего, который хочет отравить нас злобой и увлечь за собой в свою бездну зла. Как видите, братья, нигде мы не просим и не просили у Бога дать нам культуру и цивилизацию.

* * *

Европа живет в заколдованном кругу открытий. Кто бы ни сделал новое открытие, его провозглашают гением. Тот, кто изучает чужие открытия, провозглашается доктором наук. Европейские открытия многочисленны, почти бесчисленны, но ни одно из них не делает человека лучше, порядочнее, просвещеннее. За последнее тысячелетие Европа не сделала ни одного-единственного открытия в области чисто духовной, нравственной, а только в материальной. Европейские открытия привели человечество на край гибели, привели к глубокому повреждению, завели в духовный мрак, который не знала история христианства.

* * *

Добро от зла можно отделить и нужно отделять. Но можно ли отделить добро от добра? Нельзя. Никак нельзя. Ни зло от зла, ни добро от добра отделить нельзя. Там, где есть одно зло, оно немедленно умножается, словно в кузнице зла. Там, где есть одно добро, рождается другое добро, как в алтаре добра. Есть гроздь и гроздь, если гроздь здорова — вся здорова, если гроздь гниет — вся сгниет.

Наскучило ли вам делать добро, братья? Захотелось ли вам поиграть со злом? Не заигрывайте со злом, ибо станете мерзкими и жалкими, нечистыми и отвратительными самим себе и другим. Если всегда хотите быть светлыми и ясными, благоуханными и притягательными, если этого хотите, братья (а кто этого не хочет), тогда держитесь добра, только добра, ни за что не смешивайте зло с добром, крест с некрестом, достоинство с недостоинством, Христа с антихристом. Не заигрывайте со злом, подлостью, развратом, с пьяницами, игроками и богохульниками. Ибо они — мерзость пред Господом. И если ты не желаешь стать мерзостью пред Господом и Ангелами Его, твоими святыми дедами и прадедами, тогда не объединяйся со злом, не братайся с наемниками зла.

* * *

Христос назван Солнцем правды и Востоком Востока. Чем Солнце правды — Христос — стоит выше, тем наши человеческие тени меньше и короче, а чем ниже Христос на нашем горизонте, тем тени человеческие темней и длинней.

Когда же Христос полностью исчезает с нашего горизонта, тогда человеческие тени удлиняются, переплетаются между собой и сражаются, как призраки.

Такие времена призраков христианский мир переживал многократно. Переживали мы его и в наши дни, и не однажды. Мы не ценили света, и свет удалился от нас, мы любили свои густые и длинные тени и тенями своими покрыли всю землю. И Господь исчез с европейского горизонта, ибо Он не навязывается людям. Всякую тварь во вселенной Он держит во власти Своей, в Своей сильной деснице, только человеку Он не навязывается, только человеку оставляет выбор — или со светом или с тьмой; или в рай с Ангелами или в болото с жабами; или быть сыном Бога Всевышнего или признать себя сыном глины гончарной и угля кузнечного.

Подготовила Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: