Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Женственность – недооцененный нами ресурс

 
Женственность – это недостаток или преимущество, так ли плох и страшен феминизм и почему мужчины охраняют свой мир от женщин с помощью высокомерия, рассказывает автор книги «О женственности» священник Петр Коломейцев.

Недееспособность женщины – вина мужчины

– Отец Петр, как возникла тема вашей книги и зачем вообще говорить о женственности? Что с ней непонятно?

– У меня никогда не было стереотипа, что женщина – существо неполноценное и достойный ее набор профессий сводится к домашнему хозяйству и уходу за детьми. Я с детства знал, а с возрастом лишь убеждался, что многие женщины – незаурядные и яркие личности.

Я родился в роддоме Клары Цеткин, а она была феминисткой. Можно сказать, что уже по рождению я должен был стать феминистом. Так вышло, что меня воспитывали женщины – мама и бабушка. Моими лучшими учителями тоже были женщины.

Например, преподаватель русского и литературы Авива Евсеевна Альтшуллер в далекие семидесятые познакомила меня с Библией. К поступлению в МАрхИ меня готовила гениальный педагог и замечательный рисовальщик Нина Федоровна Ненюкова. Учась в семинарии, я познакомился с женщиной, которая стала для меня первым живым богословом. Даже литургику я смог усвоить благодаря талантливому преподавателю ПСТГУ Марии Красовицкой.

Но едва начав трудиться, я увидел нездоровую тенденцию принижения женщин. «Бабы – и есть бабы», – можно было услышать в компании друзей, на работе, в транспорте. Острее ощутил проблему, когда понял, что внутри православного сообщества, особенно среди рядовых членов Церкви, существует высокомерно-покровительственное отношение к женщинам.

– Что значит – на пустом месте?

– Праздник Жен-мироносиц – есть, апостолы-женщины – есть, Дева Мария – женщина, почитание Ее – есть.

Мне довелось десять дней жить на Афоне, причем в десяти разных монастырях, полностью погрузившись в жизнь этих обителей. У афонских монахов сильно почитание Девы Марии и Ее иконы, которую они называют не иначе, как «Игуменья горы Афон». Куда ни кинь взгляд, нигде нет повода для отношения к женщине, которое существует, в том числе, в православной среде. Мне захотелось разобраться в истоках проблемы. Но была и вторая причина.

– Какая?

– Проявление экстремистского феминизма. Существование такого явления, как Pussy Riot, Femen, для которых нет ничего святого. Хотя наш опыт учит, что вера во все времена была уделом женщин. Вера это то, что впитывается ребенком от матери. А тут получается что-то совсем кощунственное, ломающее наше представление о женщине, если хотите, разрушающее матрицу – вот эта женщина-богоборец. Я пытался в этом разобраться.

– Но не из пустоты же появилось высокомерное отношение к женщине?

– Ну а чем еще, кроме вины мужчин, можно объяснить «недееспособность» женщины? Да, это примитивный способ мужчин охранять свой мир от власти женщин. Например, только в VI веке один из западных церковных соборов перевесом (в один голос) постановил, что женщина хоть и является существом низшего порядка, но все-таки имеет бессмертную душу.

Сегодня едва верится, что женщина когда-то считалась существом второсортным и юридически недееспособным и даже собственное имущество не могла наследовать, потому что права на него опекуном вручались супругу. Положение женщины многие века было зависимым. Были и объективные причины, например, роды, грудное вскармливание, воспитание. Все это отнимало время и лишало женщину возможности содержать себя и детей. Выбор профессий в городах, например, ограничивался работой прачки, уборщицы.

Высшее образование стало доступным для женщин в XIX веке. Кстати, многие связывают это с началом обучения умственно отсталых. Достижения коррекционной педагогики смогли убедить скептиков в способности женщин получать высшее образование.

Право выходить замуж по любви появилось еще позже. В некоторых культурах веками сохранялась традиция выкупа невесты, фактически покупки жены, как скотины, а если позволяло состояние, то нескольких жен-рабынь.

Всеобщее избирательное право для женщин – вообще подарок XX века. Во Франции женщины смогли голосовать в 1945 году, в Бельгии в 1948-м, в Греции в 1952-м, а в Швейцарии только в 1971-м. Об этом я подробно пишу в моей книге о женственности.

Смиренная, послушная, с хорошими пропорциями

– Что же такое женственность?

– Однажды спросил об этом представительницу старшего поколения, такую советскую производственницу, которая не пользовалась косметикой, не носила брюк, украшений, при этом была абсолютно в согласии с общей позицией того времени о женственности и красоте.

Когда я с ней заговорил, она как отрезала: «Ой, ненавижу эти фигли-мигли». Ну что для нее женщина? Крем, маски, накладные ресницы, ногти, педикюр и средства от морщин? Нет. По ее мнению, женщин эти вещи только унижают. Представляете, «требование» женственности в ее представлении унижает женщину!

«Вот мужчина – просто одет, пару раз махнул расческой, потер трехдневную щетину и готов идти на работу. Вроде даже хороший, вроде даже мачо. А женщина должна соответствовать каким-то глупым стандартам. Ну кто это придумал? Мужчины придумали? Фирмы, которые предоставляют всякие женские услуги? – сокрушалась она. И добавляла: – А я, может, НЕ хочу быть желанной и сексуальной». То есть суть женственности для этой советской гражданки сводилась к сексуальности и эротичности.

Другая моя знакомая, профессор, преподаватель университета, говорит, что не станет проявлять и демонстрировать свою женственность, не станет одеваться «эротично», предпочитает везде, даже не на работе, деловой стиль.

Самое интересное, что и мужчины женственность воспринимают однозначно – как сексуальность. То есть на одном полюсе мы имеем образ женственности – эдакой путаны, ночной бабочки, что дальше некуда, а на другом – профессор в деловом костюме с указкой в руке.

– В обоих случаях женственность – это нечто со знаком минус?

– Для тех, кто трактует женственность как сексуальность – это что-то с большим знаком плюс. Они хотят, чтобы женщина была сексуальной и выглядела как эротический объект, чтобы у нее были хорошие пропорции открытого и закрытого тела, или хотя бы, чтобы на нее было приятно посмотреть. Многие признаются: «Если я смотрю на женщину и не чувствую гормонального подъема, это и не женщина вовсе».

Философ Симона де Бовуар, соратница Сартра, вообще твердо стоит на позиции, что рождается женщина человеком, а женственной и женщиной ее делают обстоятельства: ломают, уминают в форму, благодаря чему она вынуждена быть женщиной.

Но в том-то и дело, что женственность – это другое. С моей точки зрения, это энергия и сила.

– Против чего сила?

– Наверняка встречали расхожие заголовки в глянцевых журналах: «Из мышек в кошки», «Из куриц в принцессы» или «Стань королевой мужских сердец». Вот эти книжки о покорении мужских сердец образ женственности трактуют в некотором смысле как «хищный» и буквально понимают как силу.

– То есть как способность, которая дает преимущество?

– Как власть, которая позволяет бросать себе под ноги мужские сердца и топтать их. В итоге, сколько людей, столько представлений о женственности.

Кроме того, есть идеал женственности и есть каналы, которые его транслируют. Все вместе – большой слоеный пирог. Но еще яснее, что мужчина и женщина – это люди. Если не брать физиологические отличия и принять, что профессиональные и интеллектуальные различия также довольно спорны, можно сказать, что и женственность, и мужественность находятся в некотором неточном значении.

Мужественность и женственность – это разброс показателей. Например, мы можем говорить о женственных качествах мужчины. Этот более мужественный, а тот более женственный. С женщиной та же история. Нет констант. Шкала размыта. На ней есть разные значения и самые крайние точки. Но если на одной шкале зададим мужественность и женственность, а потом отметим точку, то мужественная женщина, например, воспринимается обществом маскулинизированной – и это не очень хорошо.

А между тем, золотая середина блестяще описана. Например, для Льва Николаевича идеалом женственности является Наташа Ростова. Это идеал в развитии. Читая роман, наблюдаем, как из по-детски непосредственного человека она вырастает в мать семейства. Толстой намеренно дает нам нестатичный образ. Вообще, он явно любуется Наташей Ростовой и апогей его восторга – эпилог романа.

– Это ваш идеал женственности?

– У меня их два. Пушкинская Татьяна Ларина и его же Донна Анна. Это очень цельные женщины без кокетства и с подлинным чувством. Женственность для них – это то, что позволяет женщине быть самой собой и соответствовать своему призванию, а не то, чему нужно подделываться.

– Что значит – соответствовать призванию?

– Это то, что каждая женщина должна открывать в себе. Возможность самореализации, самоактуализации. Это вообще желание разобраться в себе как в женщине.

Главная черта женственности – стремление к гармонии, гармонизация всего и вся. Мужское общество чревато перекосами, как и общество женское, или общество без ролевых моделей (унисекс), в котором утрачиваются важные ценности, и всем становится все равно, какие браки: мужчина-женщина, мужчина-мужчина, женщина-женщина.

По-настоящему живым общество бывает тогда, когда в нем есть мужская мужественность и женская женственность. Это сильный ресурс, и это возможность раскрыться в отношениях друг с другом, например, открыв в себе призвание родительства.

Причем у женщины больше возможностей развивать материнское призвание, достаточно работать в помогающих профессиях: педагогами, врачами, в приютах. А у мужчин отсутствие отцовства – трудно восполнимый опыт. Мужчина, в котором нет отцовства, – это мужчина, в котором нет чего-то важного и содержательного.

Pussy Riot, Femen пусть и редкое явление, но именно через них я обнаружил, что женщина сегодня по-настоящему отказывается от своей роли. А между тем женственность – это право быть ДРУГОЙ, не такой, как мужчина, не соперничать с ним, быть не такой, как ее видят мужчины в своих пошлых стереотипах. Женственность – это право быть самобытной и свободной.

Женственность – важный, недооцененный нами ресурс

 – Я правильно понимаю, что, по-вашему, вне семьи и вне отношений с мужчиной женственность не проявляется?

– Женственность и мужественность проявляются во взаимодействии. И если мы возьмем одну персону, то это будет лишь особь мужского или женского пола. А мужественность и женственность – это предложение, то лучшее, что мужчина и женщина могут предложить друг другу, что в конце концов может стать фундаментом долгосрочных отношений. Не существует абстрактно ни женственности, ни мужественности.

– Разве в армии мужчины не тренируют свою мужественность?

– Я бы не сказал, что в армии тренируется мужественность, разве что ее отдельные черты. Под мужественностью мы понимаем многое из того, что связано с великодушием, силой, энергией, целеустремленностью, патерналистскими представлениями: стремление защитить, поддержать, помочь, проявить снисходительность, великодушие, терпение. В армии нет повода для проявления таких черт мужественности, потому что они нужны, чтобы быть выбранным.

Кроме того, тип женственности, который преподносит женщина, сильно зависит от ее представления о мужчинах. Если она считает, что «здесь покороче, здесь поглубже, здесь так рукой, а тут так глазами», ну, значит, такие у нее представления о мужчине. Главное, в этом есть что-то временное, наносное.

А женственность – это незыблемое и постоянное. Когда женщина демонстрирует свои лучшие качества не для того, чтобы угодить, а потому что это соответствует ее природе, если она видит в этом свое призвание, только тогда открывается настоящая женственность.

Женственность – это талант. Его можно реализовать, а можно закопать в землю. Я не сторонник унисексового воспитания, когда мальчики и девочки не должны отличаться. Я уверен, что различия должны быть обязательно. Они должны развиваться и реализовываться. Призвание – ключевое здесь слово.

– И как же найти это призвание?

– Если ты родилась женщиной, то ты не столько должна реализоваться как женщина, сколько можешь в себе это найти. Вот бутоны. Какие-то распускаются, какие-то вянут, не распустившись.

Важно то, что женственность и мужественность существуют в каждом. Разница в том, что мужественность – это нечто однозначно со знаком плюс, ей присвоены все положительные качества. С мужественностью вообще проблем нет, и никому в голову не придет писать книгу про мужественность. Это все равно, что изобретать велосипед.

Но мужественность по отношению к женщине всегда трактуется со знаком минус, как и женственность в отношении мужчин. А между тем женственность – это безудержное развитие женщины.

Исторически так сложилось, что мы имеем отрицательное отношение к женскому началу. Женственность понимается как отрицательное, второстепенное и подчиненное.

Даже книга Симоны де Бовуар называется «Второй пол» (вторичный пол).

Но женственность – это важный, недооцененный нами ресурс человечности.

Иметь в качестве идеала лишь мужественность, ну простите, это абсолютно искаженная уродливая модель. Если существовать будет только она, мы многого лишаемся и во взгляде на вещи, и в способах мышления. Общество, ограничивающее себя одной правильной моделью, обедняет себя.

Традиционное мужское общество – рабовладельческое, античное, средневековое, общество эпохи Возрождения или буржуазного времени. Это общество мужчин, где женщины – лишь подчиненный элемент. Но я уверен, что этот маятник слишком сильно был оттянут в одну сторону и поэтому сейчас он стремительно мотнулся в противоположную.

Согласитесь, в феминизме многое было положительным, прежде всего идея равенства, о которой сегодня мы уже не говорим. Если начать перечислять достижения феминизма, то кто-то определенно спросит: «Разве бывает по-другому?» Совершенно естественно смотрится сегодня женщина в парламенте и в университете.

Но экстремистский феминизм шагнул дальше, точнее в другую сторону. И женщины вдруг пришли не к идее реализации женственности, а к идее мужественных женщин. Мне хочется показать, что женственность – это не калька или антикалька, или зависимая производная от мужественности. Это самостоятельная ценность.


Священник Пётр Коломейцев, Дарья Рощеня

Поделиться в: