Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Туринская плащаница

Православные люди знают, что если хорошо присмотреться к своей жизни, вспомнить каждый прожитый день, обязательно увидишь в некоторых событиях чудеса Божии, порой понятные только тебе одному. Но есть явления, которые все мы называем чудесами. Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о Туринской плащанице. Что это — явное доказательство существования Христа, «пятое Евангелие» или же умелая фальсификация?

Погребальная пелена

Когда мы говорим о плащанице, возникают четыре образа. Во-первых, это погребальная пелена, саван, в который Иосиф завернул Тело Христа во гробе. Во-вторых, плащаница как четырехугольный плат с вышитым изображением Тела Иисуса Христа после снятия Его с Креста. С принятием в XIV веке Иерусалимского богослужебного устава на Руси был введен Чин погребения плащаницы. На Страстной седмице, в Великую Пятницу плащаница, символизирующая Тело Христа, выносится из алтаря на середину храма. Вспоминаем мы и о плащанице Пресвятой Богородицы, которая в праздник Успения Богородицы также выносится из алтаря. И, наконец, четвертый образ — Туринская плащаница.

Туринская плащаница хранится на северо-западе Италии в городе Турине в капелле Святой Плащаницы (Capella della Santa Sindone). Строительство этой капеллы по проекту архитектора Гуарино Гуарини закончилось в 1694 году. Капелла стала частью собора во имя Иаонна Крестителя.

В настоящее время на всеобщее обозрение выставлена не сама плащаница, а ее точная копия. Оригинал находится в обитой железом серебряной шкатулке в левом поперечном нефе собора. В ковчеге поддерживается необходимый микроклимат и полностью исключается наличие любых микроорганизмов.

Плащаница представляет собой льняное полотно размером 4,3 на 1,1 метра, весом около 2,45 кг. На желтовато-белом полотне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов разной степени насыщенности. В расположении этих пятен вырисовываются очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Тело изображено в двух проекциях: спереди — со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; со спины — таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, пальцы. На Туринской плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на лбу, запястьях и ступнях, в боку.

История святыни

Туринская плащаницаДостоверная история плащаницы известна лишь с 1353 года. В середине XIV века во французской деревне Лирей неподалеку от Парижа впервые была обнародована плащаница, ставшая впоследствии одной из главных святынь христианского мира. Ее владелец, рыцарь де Шарни, объявил собравшимся, что перед ними плащаница, в которой и было погребено Тело распятого Христа.

Плащаница постоянно переходила из рук в руки: внучка графа де Шарни отдала плащаницу герцогу Савойскому, а тот перевез реликвию в Турин — новую столицу своего герцогства. Отсюда и пошло название — Туринская плащаница. Савойский дом владел ею до марта 1883 года — времени смерти бывшего короля Умберто II. Умерший в Португалии король завещал право собственности на реликвию Ватикану. Он пожелал также, чтобы она осталась в кафедральном соборе святого Джованни Батиста (Иоанна Крестителя) в Турине.

На вопрос, где же находилась плащаница до средневековой Франции, сейчас ответить сложно. Частично пролить свет помогло исследование, проведенное швейцарским криминалистом доктором М. Фреем в 1973 году. Ученый под электронным микроскопом рассмотрел закристаллизовавшуюся пыльцу, найденную на плащанице. Анализ пыльцы показал, что святыня находилась в Палестине, Турции и Центральной Европе.

Существуют данные, согласно которым в Константинополе в начале XIII века появилась некая плащаница. Доказательством тому служит сообщение, датированное 1204 годом, французского крестоносца Робераде Клари: «Есть, кроме прочих, монастырь Святой Девы Марии в Блашерне, где хранится плащаница, в которую было завернуто Тело Господа нашего; каждую Пятницу ее разворачивают, и каждый может видеть лицо (фигуру) Господа нашего».

После перенесения плащаницы в Турин святыня находилась под постоянным пристальным вниманием. Важнейшим и переломным моментом в ее истории Нового времени считается 25 мая 1898 года. Тогда в Париже перед закрытием международной выставки религиозного искусства плащаницу впервые сфотографировал туринский адвокат, фотограф-любитель Секундо Пиа. Во время обработки снимка он обнаружил, что на негативе проявился позитивный фотографический портрет Христа — Лик с неземным выражением красоты и благородства.

Загадка плащаницы

В научном мире родилось понятие, не утратившее своей актуальности до сих пор, — загадка Туринской плащаницы. Действительно ли эта плащаница является тем саваном, в которое было завернуто тело Христа? Многие десятки лет ученые бьются над этим вопросом, исследуя древнюю святыню.

Открытие Секундо Пиа заключалось в том, что на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение. Позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы. Криминалисты, врачи, историки, химики, физики занимались ее изучением. Профессор сравнительной анатомии Сорбонны И. Деляж и биолог П. Виньон первыми установили, что отпечатки лица и тела на ткани с анатомической точки зрения точны. По ним можно было подробно судить о физическом состоянии человека и перенесенных им муках. Ученые пришли к выводу, что на ткани аутентичный отпечаток Тела Иисуса Христа.

Различные исследования подтвердили, что образ на плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Изменение цвета образа вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань плащаницы.

Пятна на плащанице — кровяные и принадлежат человеку, имеющему 4 группу крови (АБ). На микрофотографиях заметно, что следы крови остались на плащанице в виде отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в районе образа. Кровь проникает вглубь ткани, тогда как изменения ткани, связанные с появлением на ней образа, происходят лишь на тонком поверхностном слое плащаницы. В 1978 году была открыта еще одна деталь: исследования доказали, что пятна крови появились на плащанице до возникновения на ней образа.

Итак, что же увидели ученые на полотне? Человек, завернутый в плащаницу, имел длинные волосы, сплетенные в косичку, и короткую бороду, раздвоенную посредине. На лбу было обнаружено кольцо из проколов от шипов, переходящих на верхнюю часть головы, из этих проколов кровь стекала на волосы и на кожу лба. Установлено, что ткань пребывала в контакте с телом не более 40 часов. В области груди наблюдается обширное пятно крови, в верхней части раны — овальный прокол груди, нанесенный острым колющим предметом. Удар был нанесен после смерти, и кровь вместе с жидкостью из околосердечной сумки вытекала уже из умершего человека.

Правая и левая руки скрещены, в области запястья отмечен прокол. Анализ углов, под которыми стекала кровь из ран запястий, говорит о том, что руки находились поднятыми вверх и в стороны примерно под углом в 65 градусов. На полотнище видны лишь четыре пальца рук, очевидно, большой палец был прижат к ладони. По мнению медиков, гвозди, пробившие запястья, повредили проходящие через них нервы, и пальцы рук приняли такое положение. В центре правой ноги виден прокол насквозь. Отпечаток левой ноги четко не виден. По всему телу, от плеч до ног, видны многочисленные повреждения от кнута с тяжелыми гирьками на концах ремней. Установлено, что все раны на теле, запечатленном на полотне, полностью соответствуют библейскому описанию ран, нанесенных Христу.

Ученые сделали вывод, что изображение на ткани могло появиться при воздействии очень сильного потока света, подобно изображению на негативе. Даже в располагающих современным оборудованием лабораториях исследователи не смогли воспроизвести ничего подобного изображению на плащанице.

Однако пока точная датировка плащаницы не установлена. Если бы было доказано точно, что ткань изготовлена в I веке нашей эры, это значительно повысило бы уверенность ученых в том, что Туринская плащаница — подлинное полотно, в которое был завернут Христос.

Попытки датировки, конечно, предпринимались. В результате радиоуглеродного анализа 1988 года были получены примерно совпадающие по датам данные, показавшие, что ткань относится к XII–XIV векам, то есть почти на полторы тысячи лет позже времен Спасителя. Данные этих лабораторий не убедили некоторых ученых. Появились предположения, что взятые для радиоуглеродного анализа участки были не с основной ткани, а с заплат, которые накладывали при реставрации полотна.

Кроме того, в 1508 году, перед тем как выставить святыню на обозрение, ее долго кипятили в масле, мыли и терли. Могли сказаться и последствия многочисленных пожаров, пережитых плащаницей.

Выбор сердца

Уже более шестисот лет люди спорят о подлинности плащаницы. Мы видим, что доказательства ее достоверности конкретны и содержательны. Но и для сомневающихся, и для неверующих всегда найдутся доводы. Как сказал в одном из своих интервью протодиакон Андрей Кураев, Туринская плащаница — это доказательство тактичности Бога. «Есть научные доводы и в пользу ее подлинности, и в пользу того, что это творение более позднего времени. В своей несовместимости они оставляют “зазор” для твоего сердца. Что ты желаешь увидеть — тем для тебя это и будет. Если ты хочешь видеть здесь подделку — для тебя это будет не более чем кусочек древней ткани, и тогда твоя душа останется просто в мире вещей. Но если ты желаешь чуда — для тебя это будет чудом, тогда ты окажешься в мире, где все осмысленно».

Подготовила Юлия Ульянова

Оставить комментарий
Поделиться в: