Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Наставник монашествующих

Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу. И преподобный Паисий еще ребенком начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых он узнавал из житийной литературы, стали его героями. Он хотел им подражать, идти их путем во след Христу. Память святого Церковь чтит 28 ноября.

Петр Величковский, в будущем преподобный Паисий, родился в Молдавии, в конце 1722 года. Он рано потерял отца, с четырех лет его воспитывала мама Ирина (в монашестве Иулиания). В семнадцать он избрал монашеский путь, с юных лет подвизался во многих монастырях.

За семнадцать лет жизни на Священной Горе Афон Петр стал наставником для многих молодых иноков. Будучи очень скромным, он не считал себя достойным учить других, поэтому будущий святой Паисий принимал братию с условием, что они вместе будут учиться мудрости святых отцов Церкви. В 36 лет его рукоположили в священнический сан.

В это время на Афоне начались притеснения христиан со стороны мусульман, старец был вынужден оставить Святую Гору и вернуться в Молдавию. Там нашелся пустующий Драгомирнский монастырь Святого Духа, куда и вселился авва Паисий с братией.

Здесь под руководством старца монахи, среди которых были представители разных национальностей и носители различных языков, трудились над составлением и распространением святоотеческих творений, составляли славянский свод «Добротолюбия». Осознавая пользу от духовного чтения, преподобный Паисий был убежден, что читать аскетические творения и исполнять написанное в них нужно не самостоятельно, а под руководством духовного наставника.

После русско-турецкой войны община не могла оставаться в полюбившемся монастыре, потому что тот оказался на территории католической Австрии. Тогда старец Паисий увел братию, состоявшую на тот момент уже из 350 человек.

Им предоставили расположенный в горах, уединенный, бедный Секульский монастырь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Жизнь и быт были устроены там по примеру Драгомирнского монастыря. Численность братии со временем выросла еще больше, монахи, которым не хватало келий, ютились в подсобных строениях. Тогда преподобный обратился к господарю с просьбой о помощи в строительстве новых келий. К изумлению и смущению старца, общине предложили переселиться в богатейший Нямецкий монастырь. В Секуле осталась часть братии, а другая вместе с аввой Паисием отправилась в Нямец. Войдя накануне Успения в 1779 году в соборную церковь Нямецкого монастыря с пением «Достойно есть», братия поклонилась святым иконам, старец же, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, вручил себя и братию покрову и окормлению Божией Матери.

В Нямце жизнь тоже была устроена аввой Паисием по образу Драгомирны и Секула — умная молитва, перепись и чтение святоотеческих книг, ежедневное исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного быстро росла. Нямецкий монастырь был очень многонациональным, в нем подвизались иноки более чем десяти национальностей, и число их к концу XVII века возросло до десяти тысяч человек. В то время это была самая многочисленная обитель Восточной Православной Церкви. Старец, кроме этого монастыря, по-прежнему окормлял Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита. На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях он учил братию молитве, продолжая труды отцов «Добротолюбия»: преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.

Окончив земные труды, авва Паисий мирно отошел ко Господу 15 ноября 1794 года, ему было 72 года. Погребен преподобный Паисий в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня у южной стены.

Преподобный Паисий оставил богатое литературное наследие, доступное всем нам: это перевод «Добротолюбия», различные поучения и наставления, а также интереснейший труд об умной молитве, которой он учил своих учеников.

 

Преподобный Паисий об отношении к ближнему 

  • Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном и каждому говори о нем, что он добр.
  • Жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим святым ученикам и апостолам: «Мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам». И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа.
  • К братнему же недостатку, видя и слыша, относись как слепой, глухой и немой, — не видя, не слыша и не говоря, как грубый умом, не понимая, не показывая себя мудрым; но к себе будь внимателен, рассудителен и прозорлив.
  • Навыкни говорить о каждом человеке добро, а себя уничижай. В этом — великое смирение, возводящее душу из ада, отсечение страстей и великая победа и оружие против диавола.
  • Действительная и совершенная любовь состоит в том, чтобы всех считать и любить одинаково, как любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераздельно и милосердие, есть невод всем добродетелям, все заповеди Божии собою обнимает и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это.
  • Желающий быть мудрым и разумным в этом мире, неразумным пред Богом, пусть будет всем слуга.
  • Любовь состоит в том, чтоб полагать душу свою за друга своего и чего себе не хочешь, того другим не творить.
  • Не думай, что от брата твоего ты получаешь вред в чем-либо. Само собою без него восстает в нас зло. Если и потерпишь ради будущей награды какую-либо скорбь, то во всем укоряй себя, а не брата.
  • Кто от всего сердца прощает ближнему согрешение его, тому и Бог прощает согрешения его. Кто не осуждает ближнего, тот и сам не будет осужден от Бога.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: