Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Воцерковление — у каждого по-своему

Церковная жизнь — многогранна, наполнена разнообразными событиями, традициями, которые порой не совсем понятны тем, кто только переступил порог храма. У человека, начавшего познавать свою веру, очень много вопросов, сомнений, страхов что-то сделать неправильно. И так важно на этом пути встретить проводника, помощника, который поддержит, укрепит, направит в нужную сторону. Поэтому рубрика «Вопрос — ответ» на протяжении многих лет остается одной из самых востребованных в нашей газете. Сегодня на вопросы прихожан отвечает священник Алексий Талалаев.

— С чего должно начинаться воцерковление? С молитв, исповеди и Причастия, чтения Евангелия и Закона Божия? Или со всего сразу?

— Воцерковление у каждого человека начинается по-своему. Кого-то приводят в храм беды: болезни, потери, какие-то несчастья или нестроения в семье. Редко когда кто-то приходит в храм от радости. Кто-то начинает воцерковление потому, что душа ищет чего-то большего, чем дает мирская жизнь. Естественно, сразу возникают вопросы: что в первую очередь надо делать человеку, который решил воцерковляться? На мой взгляд, с участием в таинствах, таких, как исповедь, Причастие, в данном случае стоит немного повременить. В первую очередь человеку следует начать ходить на службы — на вечерние богослужения и на Литургии. Почитать Новый Завет, обязательно с толкованием и Закон Божий. Узнать, в каком храме есть воскресная школа для взрослых или курсы для взрослых, и начать их посещать, чтобы лучше узнать свою веру, понять, куда именно ты хочешь прийти, в Кого ты будешь верить? Верить не просто в какого-то абстрактного бога, мы должны точно понимать, Кто наш Бог, уметь давать отчет в своей вере, как говорил апостол Петр. И вот уже после того, как человек узнает об устройстве храма, основах своей веры, таинствах, поймет, что такое Церковь, а Церковь — это не просто здание, построенное на земле, это более масштабное всеобъемлющее явление, тогда он уже более осознанно сможет подготовиться к исповеди, к первому Причастию. Подходя к Чаше, он уже будет понимать, в чем он принимает участие, для чего он это делает. Поэтому первые шаги — как можно больше узнать о своей вере.

 

— Стала нести послушание в храме и замечать недостатки священников. Осуждаю их, теряется доверие к священнослужителям, что делать?

— Зачастую люди, приходя в храм, желают увидеть здесь святых, безгрешных людей. А видят людей обычных, со сложным характером, с какими-то плохими наклонностями, слабостями, страстями. И священники — тоже обычные люди. Сталкиваясь с этой реальностью, люди разочаровываются: «Я думал, у вас все святые, а у вас — как и везде». Но люди везде одинаковы. Мы, становясь священниками, не с неба спускаемся и безгрешными не становимся автоматически, едва переступаем порог храма. Поэтому человеку, который видит несовершенства людей Церкви, можно посоветовать все время напоминать себе о том, что священник, как и его прихожане, состоит из плоти и крови, так же подвержен грехам, страстям. Да, мы — священнослужители — должны являть собой образец святости, но мы всего лишь идем этим путем, и на нем у каждого бывают периоды взлетов и периоды падения. Если человека, который трудится в храме, видение этого оскорбляет, если человеку тяжело эту реальность признавать, всегда можно сменить работу. Но прежде я бы предложил за этого священника, которого он осуждает, помолиться. Почему это важно? Потому что осуждение не приносит никакой пользы душе человека. Нужно вспомнить, для чего мы пришли в храм? Следить за другими? Подмечать, как они себя ведут, какова их жизнь, в чем они поступают неправильно, выносить это все на суд? Мне понравились слова отца Димитрия Смирнова, ныне покойного, когда его спросили про осуждение, в том числе и осуждение священника. Он ответил: «Мы можем судить только о том, что мы знаем. Если мы в другом человеке увидели какой-то грех, какую-то страсть, ее осуждаем, значит, она и в нас сидит. Просто мы этого не замечаем».

Христианин в первую очередь должен смотреть на себя, на свою жизнь, на свои недостатки, постараться их исправлять. Если он видит недостатки ближнего, значит, он должен молиться за него, понимая, что он такой же немощный, как и ты сам. Будем помнить слова Господа: Какою мерою мерите, такою отмеряно будет вам (Мк. 4, 24).

 

 Тем, кто делает первые шаги в храме

  1. Архимандрит Иов (Гумеров)протоиерей Павел Гумеровсвященник Александр Гумеров. «Закон Божий».
  2. Архиепископ Аверкий (Таушев). «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие».
  3. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Опыт построения исповеди».
  4. «Толковый молитвослов».

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: