Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Поднять голову к Богу

3 марта началась неделя о блудном сыне.   Это еще одна подготовительная седмица перед Великим постом, когда Церковь предлагает христианам переосмыслить евангельскую притчу о прощении и покаянии.

Совершая в этот день Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе, священник Аркадий Махсумов обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал, чему учит евангельская история и как через её образы мы узнаем о бесконечной любви и милосердном отношении Бога к падшему человеку.

«Мы прекрасно знаем этот евангельский сюжет, в котором говорится о двух очень разных сыновьях. О юном, буйном, которому надо всё сразу, здесь и сейчас, и о старшем его брате, сдержанном и послушном. Он несет свое послушание терпеливо и безропотно, тогда как младший сын, потребовав от отца часть законного наследства, отбывает в чужую страну. Нельзя сказать, что он не любил отца, но перспектива обрести свободу так его увлекла, что он потребовал от отца всё, что ему причитается. Жизнь блудного сына в отдалении представляет собой описание того духовного состояния, в котором оказывается отпавший от Бога человек. Несчастье грешников заключается в том, что они удаляются от Бога. Так и блудный сын, покинув отчий дом, покатился по волнам своих страстей, предался поверхностным чувствам и уже не оглядывался на Бога.

Старший дисциплинирован и послушен, держит себя в руках, но у него появляется огромный соблазн впасть в удовлетворение собой, успокоенность, он уже надеется не на Бога, а на себя, на свои добрые дела. И когда надо посочувствовать младшему брату, проявить любовь, он тоже вспоминает о своих правах и предъявляет отцу, предъявляет Богу свои заслуги: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк. 15, 29). И его послушание обесценивается, моментально, мгновенно. Оно сразу сгорает, потому что в момент претензий к Богу он становится блудником духа, не меньше, а даже больше, чем его младший брат. В притче о блудном сыне вновь встречаются фарисей и мытарь, только уже в других образах. И в каждом из нас есть и тот, и другой человек.

Сколько кругов ада надо пройти, чтобы опуститься так низко, чтобы есть рожки, которыми питаются свиньи. Так часто бывает с молодыми людьми, когда им кажется, что дома никто ничему научить их не может, родители для них не авторитет. Они убегают из дома без оглядки, совершают катастрофические ошибки. Это ветхий человек в них беснуется, а бывает так, что беснование охватывает весь народ, целое государство. Мы знаем это очень хорошо из нашей отечественной истории. Часто люди идеализируют дореволюционное прошлое страны, им кажется, что на святой Руси была тишь, да гладь, да Божия благодать. На самом деле наша аристократия, творческая интеллигенция в начале прошлого века была погружена в пороки и грехи, в ужас и смрад.

Например, среди интеллигенции было распространено употребление кокаина, и это не считалось чем-то опасным. Официально в Российской империи существовали дома терпимости, и государство получало с них налоги в казну. И все это было в порядке вещей, все к этому привыкли, но Господь терпеть этот смрад не захотел. Всеобщий блуд, грех закончился революцией, кровопролитием, гражданской войной. Когда наши предки вместо покаяния уничтожили, расстреляли около ста пятидесяти тысяч священников, около миллиона верующих, разослали по лагерям множество невинных людей, еще один Молох войны пришел на нашу землю, более страшный и кровавый. И пускал кровь до тех пор, пока народ ни одумался, ни пришёл в чувство.

В 43 году Сталин, поняв, что мы столкнулись с запредельным мистическим злом, что это ничто иное как Армагеддон, схватка между силами добра и зла, разрешает открыть духовные семинарии, академии, возвращает из тюрем уцелевших епископов и утверждает Патриаршество. Покаяния хватает ненадолго, и снова народ костенеет в безбожии, и в этом состоянии люди живут и им кажется, что можно построить рай на земле. Но Господь этого не может долго терпеть, Он разрушил эту страну. Люди толпами пошли креститься, благо Господь открыл храмы. Но как только человек увидел изобилие так называемого свободного мира, тут же ринулся туда. Люди захотели всего и сразу, и мы помним безнравственные и кровавые 90-ые годы, однако и  тогда не сделали никаких выводов. И опять оказались на поле с рожками. Рожки – это интересный образ. Это жесткие стручки, и когда человек питается трудной, скорбной пищей, которую надо еще у свиней отобрать, он начинает смиряться. Из этого состояния очень легко поднять голову к Богу. Потому что ты уже ни на что не надеешься, и от гордыни у тебя ничего не осталось. Вот тогда человек вспоминает, как хорошо было ему в отчем доме. Тогда он говорит себе: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лк.15,17).

Господь нас создал для счастья, чтобы все у нас было, всего хватало, но нам нельзя все это сразу давать.  Мы не знаем, что начнем делать, в какие края нас понесёт. И когда человек просит у Бога всего и сразу, а Господь не дает, человек начинает роптать, предъявлять Богу претензии, а  Ему надо доверять и терпеть.

Поэтому подходя к Великому посту, Церковь старается поставить нам вехи, тесные врата, чтобы мы входили в них потихоньку, чтобы нас не заносило ни в какую сторону. Чтобы мы, глядя на евангельские образы мытаря и фарисея, блудного младшего сына, который умеет каяться, и добропорядочного старшего, который каяться и любить не умеет, следили за собой. Хватит ли у нас благоразумия , чтобы воскликнуть: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих (Лк. 15. 18, 19).

Иногда человек думает так: «погуляю ещё, поблужу, потом опомнюсь». А сколько человек не опомнились! Сколько умерли в дурмане, блуде, разврате, безумной горячке, пьянстве. Поэтому нам нужно благоразумие и покаяние младшего сына, дисциплина и порядочность старшего и, конечно, любовь и доверие к Богу. Потому что без этого всё остальное бесполезно. Аминь!

 

священник Аркадий Махсумов
Поделиться в: