Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Стать хорошим человеком – победа для христианина

Проповедь священника Аркадия Махсумова в Неделю о Страшном суде.

 Братья и сестры, сегодняшний воскресный день  - это еще один день, приближающий нас к Великому посту. Каждый из этих дней обладает особым смыслом, но  название сегодняшнего дня уже  заставляет серьёзно  задуматься. А вдохновенное пение нашего  замечательного  хора  даже случайно зашедшего в храм нецерковного  человека   наводит  на глубокие размышления: «Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный, тьму кромешную, и тартар, лютый червь…»

Евангелие, которое мы сегодня с вами слышали, потрясает масштабностью происходящего. Картина, которую описывает Господь, ужасает, заставляет содрогаться. Господь, который приходит во славе Своей, в образе царя, судьи, подводит итог этому мира. Он восседает на престоле и обстоятельно, спокойно подводит итог всему земному, «как пастырь отделяет овец от козлов».

 Наш язык настолько засорен, настолько испорчен всякой бульварной прессой, жаргоном, сленгом, что мы тяжело воспринимаем на слух эти образы. Но мы должны понимать, что под образом козлищ выступает своеволие, гордыня, превозношение, непослушание Богу. Кто из вас наблюдал сельскую жизнь, тот видел, что, если в овечьем стаде появится козёл, животное непослушное, слишком активное, это будет опасно для овец.  Он может завести их на кручу, сбросить со скалы, погубить стадо. Эти козлищи есть во всех нас, потому что мы редко задумываемся, куда идем и что делаем.

 С овцами всё понятно. Овца – это не безволие, не что-то такое аморфное, глупое и трусливое. Если бы иудеям был ближе образ пчёл, то, возможно, на месте овец были бы пчёлы. Имеется ввиду коллективное животное, которое привыкло к дисциплине, послушанию, ответственности и труду. «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные отца Моего, наследуйте Царство». (Мф.25; 33,34). Но что нужно сделать, чтобы попасть в их число?

                            Главное – творить добро

 Мы ведь думаем, что Господь на Страшном суде спросит нас, почему в Великий пост мы съели крошку творога, или пересчитает, сколько  человек за свою жизнь прочитал кафизм или акафистов. А Господь неожиданно задает странный вопрос, непонятный даже его ученикам. Господь говорит: «Я был наг, и вы одели Меня; я был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне» (МФ.25; 36). Ученики вопрошают: « Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»(Мф.25;38). В темнице Господь побывает уже после этих слов и дополнит картину исполнением Своего пророчества. Но  они не могут понять Его слов, тогда Господь  открывает им  глаза: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25; 40).

 И здесь начинается самое трудное: мы понимаем, что для нас исполнить слова Господа – неподъёмный труд. Конечно, Бог сотворил нас разными, у одного сердце широчайшее, необъятное, у другого сердце на замочке с ключиком, ключик в сейфе, а сейф на дне моря, добраться до него очень тяжело. Но и тот, и другой человек для своего спасения должен пользоваться одним и тем же рецептом – творить добро, любить своего ближнего. Вспомните, какое у вас было горение, желание помогать людям, молиться, поститься, когда вы только пришли к вере. Хотелось благотворить, всем помогать, но потом это вдохновение прошло, сошло на нет. Но труд всей вашей жизни состоит в том, чтобы независимо от желания или нежелания нести добро тем, кто рядом с тобой. В меру своих сил. Господь не ждет от немощного пожилого человека, что он сядет в самолёт и полетит в Воркуту навестить заключённых. Или чтобы больной человек вышел на улицу кормить нищих. Но каждый человек может и должен найти для себя ту меру добра, которая лично для него возможна.

                           Отдавать радостнее, чем получать

 Самое страшное, когда верующий церковный человек, оглядываясь вокруг, говорит: «Ладно ещё своим помогать, но всем нехристям, мерзавцам, которые надо мной смеются, не ходят в храм, меня не понимают – почему я должен им помогать?» Пока мы не выдавим из себя этого злобного, ветхого, неблагодарного Богу человека, спасение для нас невозможно.

Для духовно здорового человека гораздо радостнее отдавать, чем получать. Делиться с ближним ни с чем не сравнимая радость, она всегда больше, чем радость получать. Речь идет не только о материальном, иногда с человеком надо просто поговорить. Одиночество среди людей – самая страшная проблема сегодняшнего дня, и дальше она будет только усугубляться. Скоро весь мир превратится в мир одиноких людей. Это страшная беда. Люди всё больше замыкаются в себе и охраняют, как они говорят, своё личное пространство. И по периметру этой границы стоит забор с колючей проволокой с током высокого напряжение. А внутри ещё пулемётчик с автоматом.  И это православный христианин, который регулярно исповедуется и причащается.  Не дай Бог к такому христианину постучаться в дверь после 11 часов вечера! Вот тогда вы узнаете, что православный человек может говорить не только языком Псалтири. К сожалению, это так. В нас очень мало от овцы, но очень много от козла с его толстыми, упругими, мощными рогами, которыми этот козлище готов раздробить кости своему противнику. И вот Господь показал нам нас самих, чтобы мы увидели, что внутри нас.

                      Не оказаться в кромешной темноте

Люди думают, что Страшный суд неизвестно, когда будет, ведь и Сам Господь говорит, что об этом не знает никто, только «отец Мой един».

И мы бесконечно отодвигаем от себя этот день, авось, он вообще никогда не придёт, или его отменят. Но спросите у любого пожилого человека - быстро ли прошла его жизнь, -  и каждый ответит: как один день! Каждый из нас знает, что умрёт, но мысль эту гонит от себя. Мы, православные христиане, которые знают, что Христос воскрес, и это самое главное событие в мировой истории уже произошло, так малодушно, трусливо относимся к своей смерти. Всё замирает в нас от одной только мысли о смерти, мы цепенеем, и это расслабляет нашу душу и губит нас. Мы перестаем сверять часы, как те «счастливые, которые часов не замечают». А зря! Это земное счастье никак не поможет нам в будущем, в вечной жизни. Часы тикают, и когда мы оглянемся назад, то будем недоумевать – как же всё это быстро прошло, как будто ничего и не было! И сбудутся слова Господа: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.35;41).

Нам хочется думать, что Господь - это любовь, которая не имеет границ. Мы пытаемся представить Бога зефирным Дедом Морозом, раздающим всем плюшки. Но если зло будет безнаказанным, оно никогда не исцелится и не исчезнет. И только подведение итогов этого мира способно предостеречь нас от муки вечной, заставить задуматься, чтобы не оказаться в кромешной темноте. От этого и предостерегает нас Господь.

                       До Страшного суда надежда еще есть

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, наверное, легче пережить тысячу огненных геенн, чем отпасть от светлых, любящих очей Господа. До Страшного суда ласковый отцовский взор направлен на каждого из нас, праведника и грешника, ошибающегося, падающего, губящего себя и других. Господь смотрит с надеждой, потому что до Страшного суда надежда ещё есть.

К чему же призывает нас сегодняшнее Евангелие? Оно заставляет нас проснуться.  Церковь по своему милосердию постепенно  готовит нас к Великому посту. Начинается Масленичная неделя, и я желаю, чтобы за творожниками и блинами не вошел в нас дух козлиный. Чтобы  мы все-таки старались быть овцами стада Христова, чтобы помнили: мы пришли в этот мир не ради того, чтобы набивать своё чрево, а чтобы послужить Христу.

Если мы сможем пересилить себя, если найдем возможность постоянно творить добро, согревать душевным теплом людей вокруг нас, если мы этому научимся, то хотя бы приблизимся к человеческому образу, я уж не говорю о божественном.  Быть хорошим человеком – уже большая победа для христианина. Будем же взирать на высоту Евангелия,  опускать глаза на себя, понимать, какая  пропасть нас разделяет , и смиряться. Аминь!

священник Аркадий Махсумов
Поделиться в: