Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

История одной иконы

В Саратовской области стартовал приём проектов на второй конкурс президентских грантов 2024 года. Одно из направлений для участия в конкурсе – «Сохранение исторической памяти». На прошедших в Москве в январе этого года Международных Рождественских чтениях так же говорилось об уделении особого  внимания сохранению живой памяти истории Русской  Православной  Церкви XX-го столетия. Важно утвердить в сознании наших современников тот подвиг, который совершили тысячи верующих людей ради того, чтобы во время гонений на Церковь сохранить в стране огонёк веры, не дать ему погаснуть.

Настоятель собора во имя святой великомученицы Екатерины в г.Новоузенске протоиерей Александр Милованов много лет собирал сведения о святынях города, его храмах и монастырях и людях, прославивших Новоузенск. На основе богатого   краеведческого материала отец Александр написал книгу «Пропущенные страницы истории», которую будет подавать на областной грантовый конкурс.

Один из удивительных эпизодов книги рассказывает о малоизвестной Албазинской иконе «Слово Плоть бысть», память которой отмечалась 22 марта.

«В нашем соборе есть эта дивная икона с удивительной историей. Она сохранилась после разорения Свято-Троицкого женского монастыря Новоузенска. Её бережно передавали из рук в руки верующие люди, пока, наконец, в 1994 г. икона  не попала в наш храм.

Албазинская Икона «Слово плоть бысть»  в 1900 году была пожертвована в знак благословения сестрам Новоузенского Троицкого женского монастыря  Самарским епископом Гурием (Буртасовским). Почему именно этот образ епископ подарил сестрам монастыря?

Владыка Гурий долгое время служил на Дальнем востоке, где эта икона особо почитается как защитница восточных рубежей нашей Родины.
Албазинский острог был форпостом России на границе с Китайской империей, и казаки достойно сохраняли как границу,  так и православную веру.
Этот образ, любимый   епископом, он и привез в Самарскую епархию, которую возглавлял с 1892  по 1904 год.

В Покровском храме г. Энгельса есть две такие иконы, что косвенно говорит о том, что почитание этого образа было распространено по всему Новоузенскому Уезду, в состав которого входила Покровская слобода. Возможно, что одна из этих икон  – это образ из подворья Новоузенского монастыря, которое располагалось в Покровской слободе. В Новоузенске я встречал ещё две писанные копии этого образа. Иконы эти написаны до революции, а значит, спрос на такие копии имел место быть.

На последней прижизненной парадной фотографии Владыка Гурий, как и положено, запечатлен с панагией на груди. Так вот, на панагии изображён образ «Слово Плоть бысть». Справа и слева можно увидеть две орденские звёзды, а посередине любимый образ на панагии. В Новоузенской Свято-Троицкой женской обители икону очень почитали и сестры, и многочисленные паломники. Что же  случилось с образом потом?

В 1934 году монастырь, по решению местной власти, исполняющей распоряжение вышестоящего безбожного правительства, подвергся разграблению и полному уничтожению. В стране в это время началась кровавая вакханалия спланированного богоборчества, достигшая своего апогея в 1937 году, когда было расстреляно 93 000 священников Русской Церкви. Первыми жертвами гонений стали монастыри Русской Православный Церкви, в том числе, и Новоузенская обитель.

Чудесное спасение

Василий Алаев, извозчик подводы, на которую грузили для сжигания церковные утварь, иконы, книги из монастыря, тайно от организаторов погрома спрятал на дне телеги самое ценное. Люди, как могли, так и старались сохранить хоть что-то, что было им дорого. Таким образом Албазинская икона «Слово Плоть бысть» избежала печальной участи сожжения. Какое-то время Василий Алаев хранил икону у себя дома. Вместе с этой иконой в доме хранились и другие спасённые им иконы из монастыря. В их числе парная икона святых  великомученика Федора Стратилата и мученицы Натальи, пожертвованная  в обитель саратовской купчихой 1 гильдии Натальей Егоровой после смерти мужа Феодора.

Позже Василий Алаев передал Албазинскую икону свояченице Антонине  Макаровой,  в доме которой православные христиане тайно от богоборцев собирались на совместную молитву. Так икона 10 лет хранилась в молитвенном доме г. Новоузенска, а когда хозяйка дома стала совсем слаба и должна была переехать в дом престарелых в г. Энгельс, то она отдала икону своему племяннику Николаю Павловичу Синеву.

Тот часто помогал тётушке по хозяйству и хоть сам не был активным участником богослужений, но сочувственно относился к вере.
Он хранил икону у себя в доме почти три десятилетия. А в 1994 году Николай Павлович отдал образ «Слово Плоть бысть» в наш храм.

В храме икона находится  уже 30 лет, но об ее удивительной истории и огромной духовной ценности стало известно относительно недавно - в 2019 году, уже после постройки и освящения нового собора.

В 2020 г. совместными усилиями мы сделали для образа новый резной киот из дуба. На оплату работы мастера деньги собирали всем миром.

Прихожане очень любят молится у этого образа, а те, кто впервые посещают собор, обязательно ставят свечи перед этой удивительной иконой».

Поделиться в: