Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Лития

Во время всенощного бдения на двунадесятые и великие праздники, в дни памяти особо чтимых святых наступает момент, когда священнослужители выходят из алтаря и направляются в притвор храма. От лица всех собравшихся они возглашают несколько молитвенных прошений. В это время хор поет особые стихиры, раскрывающие суть празднуемого события. Об этой всем знакомой части богослужения ученикам нашей школы расскажет клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Артемий Добрынин.

*

В переводе с греческого языка «лития» означает «усердное моление». В сегодняшнее время на приходах совершается две литии: одна на великой вечерне, соединяемой со всенощным бдением, а вторая — за упокой. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии различны между собой, но есть у них и общее. Они совершаются вне храма или в притворе. Смысл исхождения из храма заключается в том, что мы подобно Адаму как бы стоим перед вратами небесными.

Выход из храма или же в притвор совершается с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить место ее совершения для оживления молитвенного внимания. Следующей целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в притвор как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (обо всем мире) литийных молитв.

Урок литургики

Обо всем мире

Литии, или литании, были особенностью соборного богослужения в Константинополе. Еще раньше (около IV века) они появились в богослужебной практике Иерусалимской Церкви. Духовенство вместе с верующими посещали места, связанные с событиями, описанными в Евангелии: Голгофу, Вифанию, Елеон, Овчую купель. В каждом месте они пели особенные стихиры, произносили прошения или ектении, а также читали Евангелие.

6.2.jpgВ отличие от Иерусалима в Константинополе лития имела несколько другой характер. Она не была приурочена к какому-либо празднику, а служилась во время разных бедствий. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен».

В сегодняшнее время лития начинается исхождением священников из алтаря через боковые двери. Им предшествует свещеносец. По древнему же уставу священники исходили в другие храмы и монастыри.

Во время пения стихир, которые чаще всего посвящены храмовому святому, диакон или священник совершает полное каждение храма. По окончании пения хора диакон возглашает сугубую ектению, которая состоит из четырех прошений. Начинается она с общего прошения словами Пс. 27, 9 «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» за весь народ и мир Божий с присоединением особой просьбы за православных христиан. При этом в начале ектении Богу в качестве ходатаев представляются все святые, призывается к молитве вся Церковь.

Такое же прошение, кроме вечерней литии, произносится на праздничной и великопостной утрене перед каноном. После этого общего и вступительного прошения литийная ектения переходит к частной молитве за разных людей и их особые нужды, начиная с патриарха, за всю духовную власть и всех нуждающихся в помощи Божией: обо всех несчастных христианах, о местном храме или монастыре, о мире и устойчивости, о мире особенно же Святых Церквей, о занятых из братии тяжелым трудом («труждающихся») и низшими службами («служащих»), не позволяющими им присутствовать в храме или вызывающими отлучки из монастыря («о оставшихся», собственно оставленных по распоряжению на работах, «и во отшествии, сущих»), о больных, умерших, их «успении», «ослабе» (т. е. отдохновении от земных трудов), «блаженней памяти» о них на земле и «оставлении грехов», о пленных и занятых разными службами теперь и прежде.

Следующее прошение — за весь мир и избавление его от физических бедствий: голода, эпидемии, землетрясения, наводнения, пожаров, войны и междоусобия, вообще о милости Божией и отвращении от нас гнева Божия, как уже надвигающегося на нас («належащаго… прещения»).

Заключительное прошение — об услышании молитвы. Вместо обычного возгласа к этой ектении присоединяется целая священническая молитва. Так как лития является особой службой, вставляемой в другие, то к ней присоединяется преподание мира («Мир всем»), и заканчивается она вместо отпуста молитвою главопреклонения ко Господу нашему Иисусу Христу как Многомилостивому Владыке о приятии молитвы, покровении, отгнании врагов, умирении и помиловании нас и мира. В этой молитве священник обращается к ходатайству тех же святых, к которым обращался диакон в начале литии.

Заупокойная лития

В Священном Писании много мест, которые повествуют нам о жизни вечной и Царствии Небесном. Они показывают нам, что истинная вера в Бога совершенно невозможна без веры в будущую жизнь, в Воскресение Христово и грядущее Всеобщее воскресение. Апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 17).

О вечной жизни говорит нам и Спаситель: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Эти слова понятны любому верующему человеку, однако потеря близких вносит в нашу жизнь скорбь. Совершенно не скорбеть невозможно. Однако наши слезы, наши страдания не приносят умершим отрады и упокоения. И единственное, в чем они нуждаются, — это молитва о них.

6.3.jpgВ церковной практике совершается несколько служб об упокоении усопших: проскомидия, панихида, чтение Псалтири и заупокойных молитвословий. Одной из таких служб является заупокойная лития. Она совершается при выносе покойного из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время. Также лития совершается при служении заупокойных Литургий и входит в состав погребения и панихиды.

Чин литии может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в девятой главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, соединяется с исхождением из храма, в данном случае — в притвор.

По отпусте будничной вечерни или первого часа, совершенном на солее, и по окончании многолетных «Великаго Господа и Отца нашего…» священник, приняв кадильницу, но уже без фелони, исходит в притвор, в предшествии двух свещеносцев с возжженными свечами и в сопровождении певцов, поющих самогласную стихиру храма. В притворе все останавливаются на обычных местах и в обычном порядке, как при литии на бдении. Впрочем, во многих храмах принято совершать все заупокойные последования перед так называемым кануном, или канунницей, то есть перед небольшим столом, на котором установлено Распятие и имеются места для свечей. На него обычно также ставят поминальную кутью (коливо).

Потом иерей начинает: «Благословен Бог…». Хор поет: «Аминь», читается Трисвятое по «Отче наш…» После иерейского возглaса поются заупокойные тропари: «Со духи праведных…». Затем следует заупокойная сугубая ектения. Сразу же после ектенийного возглaса: «Слава Тебе, Христе Боже…» без предварительного пения «Честнейшую Херувим…» и творится отпуст. По отпусте вся братия возглашает трижды: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, приснопоминаемии», — завершая каждое возглашение поклоном по дню: земным или поясным.

Это троекратное воззвание и поклонение особенно умилительно и знаменательно. Это не молитва за усопших, а обращение к ним самим как к живым, с приветственным пожеланием. Этим мы еще раз исповедуем нашу веру в то, что отошедшие от нас братья живы о Господе и слышат наши молитвы, духовно соприсутствуя в храме. Это выражение нашей надежды на то, что все достоблаженные отцы и матери, братья и сестры наши, пожившие и скончавшиеся, соединяются с нами в любви Христовой и, предстоя пред Престолом Небесного Отца, молятся за нас, как и мы за них.

В заключение всего чина литии «рекут по мaлу и по лeгку вси», то есть тихо проговаривают или поют: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» — в этом молитвенном объединении «их» и «нас» исполняется таинственное единство тела церковного, тела Господа нашего Иисуса Христа.

Лития об усопших совершается в качестве дополнения к общественному богослужению и как общее, не заказное поминовение всех усопших. Совершается она часто и в положенные дни обязательно должна быть, даже если в храме совсем мало молящихся.


Оставить комментарий
Поделиться в: