Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы дети захотели так жить

Один из почетных гостей Покровских образовательных чтений — автор учебно-методического комплекта «Основы православной культуры», кандидат богословия, заведующий Методическим кабинетом Епархиального отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии протоиерей Виктор Дорофеев. У отца Виктора большой опыт работы с детьми и огромное желание сделать так, чтобы знания о вере не стали для них мертвым грузом, чтобы каждый ребенок нашел свой путь жизни со Христом. Своими размышлениями он делится с читателями нашей газеты.


— Отец Виктор, Вы учились в Московском энергетическом институте, работали по специальности. Как пришло к Вам решение поступить в духовную семинарию?

— Начиная с первых лет сознательного возраста, меня не оставлял вопрос: «Зачем мы здесь, на Земле?». Когда я учился в институте, к нам приехал один очень энергичный человек. У него было серьезное заболевание, с которым он смог справиться с помощью голодания. Это нас очень заинтересовало, и мы с друзьями испробовали на себе голодание, затем стали заниматься и всякими восточными практиками, лечением биополями. Потом у меня возник интерес к христианству. Я стал с ним знакомиться, начал ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Господь просто каким-то чудом дал мне духовника, с которым я и по сей день решаю все серьезные духовные вопросы.

Потом случилось еще одно чудо — я стал петь в церковном хоре. Вообще, музыку я люблю с детства, играл в свое время на гитаре в группе. И вот когда захотел петь в хоре, пришел сначала в левый будничный хор. Однако меня туда не взяли. Но Господь управил так, что меня взяли в правый праздничный хор, в котором пели профессионалы.

В священники в то время я совсем не собирался. У меня был хороший знакомый, который мне очень многое дал. Он режиссером был на телевидении, потом ушел оттуда, когда стал воцерковляться. И вот он мне говорит: «Послушай, Виктор, а почему бы тебе священником не стать?». Я ему ничего тогда не сказал, а про себя подумал: «Надо же, такой умный человек, а говорит какую-то откровенную чушь!».

А потом прошло время, и я понял: «А куда же еще мне идти?». Ну да, есть у меня интересная и престижная работа, с космосом связанная. Но она не дает мне полного душевного удовлетворения. Мне стало понятно, что максимум пользы людям можно принести, служа Церкви. После этого я уже поступил в семинарию.

— А как Вы открыли для себя педагогику?

— Так само собой получилось. С самого начала у нас при Покровском храме села Кудиново, которое находится около 40 км от Москвы, была воскресная школа, в которой я преподавал. Причем для сельского храма школа была довольно большая. И нас, конечно, интересовал вопрос: как преподавать детям, какие источники использовать, где взять учебники?

Потом представилась возможность преподавать в общеобразовательных школах. Ногинский район Московской области стал вторым в России (после Курска), в котором масштабно ввели преподавание «Основ православной культуры».

— И вот уже почти 20 лет Вы преподаете «Основы православной культуры» в школе. А помните ли Вы свой первый опыт?

— Я хорошо запомнил не первый урок, а первое собрание учителей. Мы собрали при Богоявленском соборе в Ногинске учителей, представителей комитета образования, пригласили преподавателей Свято-Тихоновского богословского института. И вот смотрю я на учителей, а у них страх в глазах: «Куда нас затащили? Как можно говорить о вере в школе, нас же сразу уволят?». А в конце этого собрания они поняли, что это возможно и нужно делать. И, что называется, лед тронулся.

После этого при Богоявленском соборе мы организовали курсы для педагогов. Пригласили преподавать на них священников, которые с детьми работали. Кроме того, у нас читали лекции такие видные ученые, как литературовед М. М. Дунаев, историк В. Л. Мохнач, психолог В. В. Абраменкова. Мне самому было очень интересно слушать эти лекции.

Мы планировали сделать годичные курсы, но по истечении срока поняли, что сделано очень мало. Продлили еще на год, потом еще. Но когда педагоги стали просить продлить курсы на пятый год, мы сказали: «Хватит, пора и честь знать. Надо дать возможность поучиться и другим преподавателям».

После первого года преподавания провели конференцию для педагогов «Основ православной культуры», которая прошла на ура. Мэр нашего города сказал: «Я и не думал, что мы такую громадину сдвинули».

В самом начале нам было как-то неспокойно. Ведь мы даем добро на то, чтобы какой-то человек пошел и говорил детям о Православии. Поэтому благочинный протоиерей Михаил Ялов и я беседовали с каждым педагогом, который шел преподавать этот предмет в школу. Не знания в первую очередь проверяли, а выясняли отношение к вере. Потому что у нас всякое было: и рериховцы «православные», и много кто еще. Поэтому кому-то мы и не давали благословения на преподавание.

— Введение этого предмета в школьную программу долго обсуждалось, и до сих пор существует немало противников его преподавания. Что бы Вы им ответили?

— Во-первых, человек должен определиться: кем он видит себя в этом мире. То ли он случайное сочетание молекул, которое в конце концов рассыплется в прах. То ли он живет здесь небольшой отрезок времени, а впереди у него целая вечность. Ответ на этот вопрос очень многое меняет в жизни. У нас, к сожалению, преподавание в школе довольно безальтернативно. Оно основано на материалистическом подходе и не говорит ребенку о вечности. Поэтому обязательно должен быть предмет, который и об этом ему скажет.

Во-вторых, человек должен знать и понимать свою культуру. К примеру, о чем роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Если с детьми не говорить о христианском смысле произведения, то можно услышать от них: «Подумаешь, Достоевский, сейчас детективчики и покруче есть!».

А еще духовное просвещение — это вопрос безопасности. Сейчас в России множество всяческих сект. И потому человек из-за своей религиозной безграмотности может в такую беду угодить, что потом и не выпутается.

— Вы написали учебник по этому предмету…

— Да, мы совместно с моими соавторами написали учебник для общеобразовательных школ. Он рассчитан на 4-й класс, в котором сейчас преподают курс «Основы православной культуры» в рамках «Основ религиозных культур и светской этики». Кроме того, у нас есть учебник с 1-го по 5-й класс для воскресных школ и православных гимназий. В нашем Ногинском районе его используют и учителя общеобразовательных школ. 

— Какая концепция в основе Ваших учебных пособий?

— Мой соавтор Ольга Янушкявичене еще до начала нашего сотрудничества написала учебник «Основы нравственности», который выдержал уже несколько переизданий. Тема нравственности — основная и в наших учебниках.

Ведь что у нас часто получается? Даже если речь идет о преподавании духовных, нравственных дисциплин, мы даем ребенку некие знания. К примеру, мы называем заповедь, но не объясняем: а как он ее выполнять должен? А ведь это самое важное. Поэтому мы в своих учебниках стараемся давать не только богословские знания, но еще и нравственные приложения. Ребенок должен понять: как выполнять заповедь в повседневной жизни, в какие конкретные поступки это выливается и т. д. Для этого мы предлагаем и рассказы, и притчи, и вопросы преподавателей, и разные задания для детей. Даем детям вопросы на размышление, например: «Как ты понимаешь, в чем проявляется почитание родителей?».

— Посоветуйте педагогам «Основ православной культуры», как сделать урок по-настоящему интересным?

— Это очень серьезный вопрос, боюсь, на него сложно ответить в рамках интервью. Ведь дело даже не в том, чтобы на уроке было интересно. Знаете, сразу вспоминается повесть Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД». Там был преподаватель словесности, уроки которого очень нравились ученикам. Но директор его уволил, потому что на уроках он пел с детьми песни со словами «Не женитесь на курсистках, они толсты, как сосиски». Поэтому хорошо, когда у детей есть интерес. Но главное, чтобы было духовное наполнение и духовная польза.

— Какие пособия, книги Вы посоветуете изучить педагогам, чтобы качественнее преподавать ОПК в школах?

— У Л. Л. Шевченко есть полный учебный комплект по ОПК, начиная с детского сада и по старшие классы. Самое главное, что в нем есть преемственность от младшего возраста к старшему.

Что касается в целом духовной литературы, здесь рекомендовать что-то очень сложно, поскольку дело это очень индивидуальное. Вспоминаю время, когда духовные книги только начинали появляться, и мы делились ими друг с другом. И вот я дал одному человеку книгу, которая буквально произвела переворот в моей душе. А он говорит: «И что ты в ней нашел? Вот эта книга и в самом деле потрясающая». Он дает мне книгу, я ее читаю и не понимаю, что он там нашел?

Думаю, что у каждого человека есть в душе какая-то ниша, пока еще не заполненная. И надо посмотреть, чем ее лучше заполнить. Нужно, чтобы формировалось в целом православное мировоззрение. Если педагог только начинает этот путь, можно посоветовать знакомство с житиями святых. Затем можно посоветовать сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова) — богословские труды, которые написаны довольно простым и понятным языком.

Педагог должен постоянно учиться сам. Ведь дети разные. По своему опыту могу сказать, что когда преподаешь один и тот же курс в разных классах, уроки получаются разными. И чем более развиты дети, тем сложнее пройти с ними программу. У них возникает масса вопросов по ходу обучения, на которые преподаватель должен квалифицированно ответить.

— По каким критериям Вы можете сказать: сегодня урок состоялся?

— По глазам детей.

— А возможно ли вообще судить об эффективности духовного воспитания детей?

— Не столь сложно организовать методически выверенный учебный процесс, дающий учащимся возможность усвоить знания. Но это не является критерием эффективности духовного воспитания. Насколько дети воспользуются этими знаниями, насколько в их сердцах загорится искорка желания духовной жизни — на этот вопрос вряд ли кто-то сможет ответить.

По этому поводу я всегда вспоминаю слова протоиерея Константина Островского, который уже давно занимается вопросами воспитания. Его воскресную школу посещают больше 300 детей, учебный процесс в ней поставлен на высоком уровне. Так вот он так же, как и многие, размышлял о причинах того, что дети по достижении подросткового возраста уходят из школы. И говорил примерно следующее: «Есть методики обучения, но нет методик спасения. В этом отношении самое главное — молитва за детей. Причем нужна не просто молитва, а молитва сердечная».

Беседовала Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: