Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дети — зеркало нашей души

Дети в храме особенно умилительно выглядят на фотографии. А в жизни кроме умиления они приносят тревоги и проблемы: за их перемещением не могут уследить даже несколько человек, а громкий плач или смех отвлекают от богослужения. Как объяснить ребенку смысл происходящего в храме? Как вырастить его по-настоящему благочестивым? Об этом и многом другом мы беседуем с детским психологом Т.А. Твердохлебовой.

— Татьяна Анатольевна, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать психологом?

— Это была моя давняя мечта, лет, наверное, с 12–13. Мне все казалось, что люди ссорятся, потому что они не понимают, как надо договариваться. А если бы они это поняли, то смогли бы наладить свои отношения. Мне хотелось стать таким человеком, который объясняет, как надо. Оказалось, что все, конечно, не так просто. Но, тем не менее, что-то у меня получается.

— Сегодня можно встретить самое разное отношение к психологу: от резкого неприятия до восторженного почитания. В чем роль психолога видите Вы?

— Я думаю, что психолог — это специалист по отношениям, поведению и учебной деятельности. Есть ряд вопросов, которые решить может только психолог. Например, у ребенка не сформированы базовые познавательные функции. Ему может помочь только психолог, а не учитель, врач или священник. Нужно функции эти тренировать, и тогда улучшится учебная деятельность, а вместе с ней и эмоциональная сфера, и поведение.

— А бывают случаи, когда Вы понимаете, что решение проблемы не в Вашей компетенции, и советуете обратиться к священнику?

— Часто и с детьми, и со взрослыми я понимаю, что проблема духовного плана. Некоторым я говорю об этом. Если человек к Церкви относится с сомнением, тогда мы с ним работаем на том уровне, на котором могу работать я. Но это не решение проблемы. К примеру, сейчас очень много приходит детей, у которых уже очень ярко выражена гордыня. Они очень плохо себя ведут, считают, что они главные и их желания закон, отчитывают родителей, поднимают на них руку. Иногда можно что-то исправить на уровне поведения. Но все-таки гордыня этим не лечится.

— Как можно попасть к Вам на прием?

— У меня два места работы: Саратовский городской психоневрологический диспансер (принимаю я в детской поликлинике № 1 Октябрьского района г. Саратова) и платный неврологический центр «ЭпиЦентр» г. Саратова.

— Мне хотелось бы поговорить с Вами об особенностях детского восприятия богослужения. Кто-то считает, что ребенка в храм не нужно водить чуть ли не до старших классов школы, а кто-то начинает носить с пеленок. Что думаете об этом Вы?

— Есть такая опасность — если ребенка до взрослого возраста в храм не водить, то он вообще туда не придет. Скажет: «Зачем мне это нужно? Мне и без храма было хорошо». Поэтому я считаю, что чем раньше приводят ребенка в храм, тем лучше.

Другое дело, что у детей разного возраста разные возможности понимания богослужения, участия в нем. Грудного младенца приносят на руках, потому он ведет себя спокойно. Дети в два-три года богослужение еще не понимают, но ведут себя очень активно и долго не могут выдержать пребывание на одном месте, они не могут себя контролировать. Но зато они хорошо воспринимают обрядовую часть: поставить свечи, взять просфору, поцеловать икону. Более старшие дошкольники тоже очень подвижны, им тоже тяжело долго быть на службе, но они уже могут воспринять смысл праздников или каких-то действий.

– А правда ли, что ребенок способен воспринять атмосферу храма уже в утробе матери?

– Конечно, ведь есть даже перинатальная психология. Ребенок несет на себе информацию о том, в какой ситуации он был зачат, как относились друг к другу родители, как мама относилась к своей беременности, как она его вынашивала, как он родился. Все это потом отражается на поведении ребенка.

Если женщина ходит регулярно в храм, участвует в богослужении, ребенок также воспринимает эту атмосферу. Он слышит пение хора, ему передается умиротворенное, молитвенное состояние мамы.

— Многие прихожане умиляются, глядя на грудных младенцев, которых родители приносят к Причастию. Но можно услышать и такое: «Зачем таких маленьких носить? Они же ничего не понимают»…

— В этом возрасте понять дети, конечно, не могут. Но мы же верим, что это Таинство, в котором младенец соединяется со Христом. Потом, взрослые все понимают и ведут себя соответственно. Многие взрослые, к сожалению, воспринимают Причастие очень утилитарно — причастим, чтобы не болел или не хулиганил. Соответственно, и у ребенка отношение к Причастию будет, как к таблетке, которую надо принять, чтобы чего-то не было. А если взрослые относятся благоговейно, то и дети соответственно воспримут и поймут. После двух лет им можно попытаться объяснять, что такое Причастие…

— А как это сделать? Ведь порой родители доходят буквально до кощунства, когда называют Святые Дары «компотиком», «сладеньким».

— Конечно, так говорить нельзя. Нужно доступными словами объяснить ребенку, что сейчас он соединится с Богом, что Господь будет с ним очень близко. Маленьким действительно это трудно объяснить. Ведь они не могут представить себе Бога, у них нет опыта духовной жизни. Но если ребенку говорить про «компотик», он это запомнит, и отношение будет соответствующее. Ведь в этом возрасте ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают. И поэтому когда мы учим его обращаться со святыми вещами, об этом нужно говорить. Пусть он пока еще не поймет, в чем смысл Причастия, икон, свечей, но особое отношение уже складывается.

– Нужно ли дома создавать какую-то особую атмосферу: включать богослужебную музыку, зажигать свечи, кадить ладан? Или эта атмосфера должна быть присуща только храму?

– Храм – это особое место, подобного которому больше нигде нет. Нужно ребенку объяснять, что мы пришли в дом Бога. Но и дома тоже должен быть уголок, который напоминает нам о Боге, наш маленький домашний храм.

– Как бы Вы посоветовали регулировать время, проведенное в храме, в зависимости от возраста ребенка?

b24362e56be3312e0f80f00c665ed6a4[1].jpg– Нужно смотреть не только на возраст, но и на индивидуальные особенности ребенка. Нужно объяснять ему, что в самом храме хулиганить ни в коем случае нельзя. И как бы ни хотелось маме побольше в храме побыть, но как только ребенок устанет, желательно сразу уходить. Потому что в противном случае возникают только негативные эмоции, а значит, в следующий раз ему в храм идти вообще не захочется. Нужно избегать частых одергиваний и замечаний ребенку в храме, иначе храм будет восприниматься как место, «где меня всегда ругают». Родителям надо предупреждать проблемы в поведении малышей, более старшим объяснять, как себя вести, а одергивать лучше в крайнем случае, когда ребенок делает что-то из ряда вон выходящее. Кстати, это универсальный принцип не только для храма.

– А как родителям понять: когда ребенок действительно устал, а когда он просто ленится?

– Маленький ребенок не может лениться, любой маме сразу видно, что он просто устал. Ближе к шести годам могут быть какие-то манипуляции, которые нужно сразу пресекать. Дети хорошо понимают, в чем слабые места родителей. Нельзя говорить: «Давай пойдем в храм, а потом я тебе что-то куплю». Нужно задаться вопросом: «Почему ребенок в храм идти не хочет? Он не понимает, что там происходит? Или он не приучен себя сдерживать?». Нужно понять причину и постараться ее исправить. Может, жизнь семьи не связана с храмом. Может, он в принципе не понимает, что происходит в храме. Тогда ему нужно объяснить смысл богослужения, прочитать отрывок Евангелия, который будут читать в храме. Дошкольник может понять уже очень многое.

— Как Вы думаете, о Боге, о храме, о святых должны рассказывать ребенку родители или он лучше воспримет такой рассказ от священника или учителя воскресной школы?

— Думаю, что все равно, кто, главное — как. Дошкольнику нужно рассказывать очень живо, образным языком, доходчиво. Помните «Лето Господне» И. С. Шмелева? В нем очень хорошо показано, как ребенок пяти-шести лет воспринимает Церковь и ее жизнь.

В младшем школьном возрасте уже формируются понятия, поэтому ребенку можно рассказывать о каких-то фактах, пояснять их. Детям уже интересно узнать не только «как», но и «почему». В этом возрасте, может, и лучше, чтобы рассказывал чужой человек — преподаватель или священник, у них авторитета больше. В среднем школьном возрасте повыше уровень абстракции, им уже больше можно рассказать.

А вот старшеклассникам уже недостаточно просто давать знания. К этому возрасту формируется критическое мышление, поэтому они на веру уже ничего не принимают, им нужно все очень убедительно доказывать. Подростки очень тонко чувствуют фальшь. Поэтому о Церкви, о вере им должен рассказывать человек, который этим действительно живет.

— Но ведь порой за фальшь подростки воспринимают немощь, малодушие…

— Нужно ребенку честно сказать: «Я бы тоже хотел поступить по-другому, но у меня не хватило сил. Но я стараюсь меняться». С подростком нужно быть откровенным. Конечно, не надо все, что есть на душе, выкладывать. Далеко не все нужно ребенку рассказывать о жизни взрослых. Даже взрослому ребенку не нужно открывать все свои глубинные переживания, не нужно посвящать его в интимные отношения между мужем и женой. Потому что в семье должна быть своя иерархия, нарушение которой невротизирует ребенка. Такая откровенность ставит его в позицию взрослого и нагружает теми проблемами, которые ребенку не по силам. Своими переживаниями с детьми делиться можно, подросткам и детям можно многое открывать, мыслями делиться. Но не забывать, что они — ваши дети, и эта иерархия остается до старости.

— А как человеку вообще определить меру своей откровенности с внешним миром?

— Думаю, что каждый человек сам устанавливает свою меру: есть ведь экстраверты, открытые внешнему миру, а есть интроверты, которые все держат в себе. Мне кажется, главный критерий — самому потом не должно быть стыдно за то, что ты рассказал. Потому что, когда человек слишком выставляет напоказ свою душу, потом бывает плохо. Рушится какая-то защита. В душе должно быть что-то сокровенное, а если этого нет, то где тогда сам человек?

— Но ведь чрезмерная закрытость тоже опасна. Бывает, подросток никому ничего не говорит, а потом добровольно уходит из жизни. А никто и думать не думал, что у него есть проблемы.

— Всегда середина лучше крайностей. Есть даже такое выражение: «Бог в золотой середине, а диавол в крайностях». Одинаково плохо и слишком выставлять себя напоказ, и быть слишком замкнутым.

— Что Вы посоветуете родителям подростков, возраст которых обычно называют трудным? Как вести себя, чтобы и ребенка от храма не оттолкнуть, и в то же время уберечь от безверия?

— Навязывать что-то в этом возрасте опасно. Тут сила действия будет равна противодействию. Но предлагать нужно, особенно, если ребенок в Церкви с детства: «Мне было бы очень приятно, чтобы ты со мной сходил в храм. Давай, как раньше, пойдем на службу».

Нужно быть искренним с ребенком, делиться с ним своими переживаниями, объяснять ему разные события. К примеру, моей подруге племянница жалуется на свою одногруппницу в вузе. А подруга говорит: «Ну что ты ее осуждаешь. Ты лучше помолись за нее, может, и отношения ваши улучшатся». То есть всегда можно показать ребенку, что Бог в нашей жизни есть. Если ребенок увидит, что вы говорите искренне, то он обязательно проникнется.

Есть еще одна особенность — подросток может отказываться идти с вами на богослужение, но при этом тайно пойти в другой храм. Он ведь уже взрослый! Поэтому не надо отчаиваться. Все равно жизнь в Церкви даром не проходит.

— Ребенку всегда легче объяснить церковные правила, дать какие-то знания. Но не всегда эти понятия соотносятся с нравственной, внутренней его жизнью…

— Это очень большая проблема. Потому что дети — это зеркало родителей. Дети воспринимают то, о чем родители говорят, процентов на 15–20. Самое главное — как родители живут, что они чувствуют. Если они, даже совершая ошибки, искренне живут духовной жизнью, то ребенок тоже вырастет таким. Конечно, говорить, объяснять детям нужно, но это будет опять-таки передача внешних правил. А внутренняя сторона на словах не передается, она воспринимается всей жизнью.

Все проблемы родителей есть и в детях, даже в большей степени. Поэтому духовное воспитание детей начинается с духовного и нравственного воспитания их родителей. Совместные усилия могут дать какой-то положительный эффект. А далее по Евангелию: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Также здесь очень уместно будет вспомнить: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7).

Беседовала Марина Шмелева

Оставить комментарий
Поделиться в: