Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Кто управляет миром?


О чем стоит задуматься в кризис?

Как думать о духовности, когда цены растут?Почему люди относятся к Богу потребительски? Насколько высок уровень тревожности в обществе? Куда идти, когда тяжело на душе – к священнику или психологу? На вопросы корреспондента «АиФ - Саратов» ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Как жить правильно?

— Владыка, каждый раз во время поста вы напоминаете о том, что человеку необходимо избавиться от своих недостатков, приобрести добродетели. Но как это сделать?

— Человек всю жизнь должен всматриваться в себя, соотносить все свои поступки, движения души с Евангельскими заповедями. Нужно приучить себя оценивать каждый прожитый день, и если совершил что-то недолжное, стараться это исправить. Не просто признать, что был не прав, а загладить последствия своего греха. Если это касается другого человека, нужно пойти и извиниться перед ним, возместить ущерб, который мог быть нанесён твоими действиями, неосторожным словом. В Писании есть замечательные слова: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 2). То есть если человек провинился в чем-то, то необходимо это исправить до захода солнца (как можно быстрее, не откладывая на завтра).

Если достаточно долгое время вести внимательную жизнь и стараться приобрести добродетели, то недостатков у человека станет несколько меньше. Ни одна добродетель не приходит сама, все требует усилий. Но если человек постоянно работает над собой, не давая себе поблажек, то все у него будет складываться относительно правильно.

— Как думать о духовности, когда цены на продукты и ЖКУ растут, зарплат и пенсий не хватает, большая часть населения живет в нищете?

— Да, многие сегодня живут тяжело, но все-таки нищетой я бы не стал это называть. Конечно, есть люди пожилые, одинокие, больные, которые действительно находятся на грани нищеты. Но не будем забывать, что люди вели духовную жизнь во все времена, и материальная недостаточность никогда не была проблемой для этого. Наоборот: в житиях святых множество примеров, когда люди раздавали все свое имущество и уходили в пустыню, в леса, где их жизнь была очень суровой. И они как раз не чувствовали, что недостаток материальных благ мешает духовности, а, скорее, наоборот. Хотя, конечно, Церковь никогда не говорила своим чадам: «Живите бедно, но духовно».

Очень многое зависит от того, как сам человек воспринимает окружающую действительность. Мне кажется, и сегодня,  несмотря на материальный кризис,  духовная жизнь для нас не закрыта. Наоборот, это время, когда можно остановиться и задуматься. После ряда «тучных» лет многие как-то всерьез поверили, что наконец-то утвердилось общество потребления, и дальше будет только лучше и больше. Но люди здравомыслящие всегда понимали, что это ненадолго. Кризис — это повод задуматься о духовных основах жизни, об истинных ценностях, что, впрочем, не мешает трудиться для того, чтобы сам человек и его близкие жили достойно.

— Не кажется ли вам, что люди стали относиться к Богу потребительски?

— Да, это есть. Увы, психология общества потребления уже проявляет себя во всех сферах нашей жизни. И Церковь здесь не исключение. Помните, бывший министр образования Андрей Фурсенко заявил, что задача школы — воспитать грамотного потребителя? И сегодня человек так относится ко всему, самое страшное — к своим близким. К сожалению, это болезнь нашего времени.

Очень часто и от Бога люди хотят получить лишь что-то материальное, овеществленное. Человек с юности до старости приходит в Церковь просить чего-нибудь: удачно сдать экзамены, поступить в институт, найти хорошего жениха, устроиться на работу, купить квартиру или машину, и так далее. И это вместо того, чтобы помнить слова Бога, обращённые к человеку: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч., 23, 26). Первая  и главная заповедь говорит о том, что человек должен возлюбить Бога, и затем своего ближнего.

Куда идти за советом?


— На ваш взгляд, насколько высок уровень напряжения, тревоги в обществе?

— Очень высок, и тому много причин, в том числе, та же психология потребления. Есть  старое, но верное изречение: революцию делают не голодные, а сытые, которых  некоторое время не кормили. Когда в налаженной пищевой цепочке потребителя появляются бреши, пробоины, возникают злоба и страшная зависть друг к другу. А это очень плохо. Настоящий человек должен уметь скорбеть вместе со скорбящим и радоваться вместе с радующимся. К сожалению, часто бывает наоборот: мы радуемся чужому горю и очень неприятно себя чувствуем, когда у кого-то что-то лучше, чем у нас.

Остроты ситуации добавляет кризис, который мы сейчас переживаем. Не совсем понятные перспективы (не только экономические, но и политические), существующее положение в мире — все это действует на человека. Но нужно понимать, что миром управляет Бог, несмотря на то, что многим людям кажется, что они все держат в своих руках. На самом деле все происходит по воле Господа и вследствие нашего поведения. Все беды, проблемы, несчастья, посещающие нас — результат нашей недолжной жизни.

— Когда человек впадает в уныние, депрессию, куда ему идти — к священнику или к психологу?

— Современная психология часто утешает людей, обращающихся к ней, порочным методом. Человек приходит, рассказывает о своих проблемах, которые ему мешают жить. А психолог объясняет ему, что все это — индивидуальные особенности личности, в которых нет ничего плохого, то есть чаще всего пытается примирить человека с его недостатками. Это все равно, что прийти к врачу с опухолью и услышать: «А она вам мешает, что ли?».

Церковь же пытается направить человека на то, чтобы он мог вырвать с корнем саму причину наших проблем и недостатков, то есть грех. Это бывает трудно и мучительно больно. И человек зачастую избегает прихода в Церковь, так же, как он боялся бы лечь операцию. Ведь многие не идут к врачу и тянут до последнего, потому что скальпеля боятся больше, чем смерти, поскольку нож — вот он, здесь, а смерть, как кажется, где-то вдалеке.

На самом деле, если человек действительно хочет радикально изменить свою жизнь, нужно идти в Церковь. А для этого необходимо стать верующим, принять Бога. Путь этот достаточно долгий, но, на мой взгляд, единственно возможный. Хотя есть верующие психологи, которые удачно сочетают профессиональные знания с опытом духовной жизни и могут помочь.


Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Беседовала Наиля Кязимова

Православие и современность



Оставить комментарий
Поделиться в: