Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Открытые письма

История настоящего становится все менее осязаемой, скапливаясь на электронных носителях и в социальных сетях. Трудно объяснить нынешним детям, что испытывает человек, получивший по почте письмо, ведь большая часть наших писем — электронные. Как описать им чувства, которые возникают у человека при виде разноцветной праздничной открытки, которую почтальон достает из своей таинственной сумки?

Семейные реликвии

Много десятилетий подряд накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днем тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни. А милые старинные пасхальные открытки хранились в семейных альбомах, в ящиках комодов, среди дорогих сердцу простых, но бесценных мелочей, которые кто-то называет хламом, а кто-то — семейными реликвиями.

Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми, затем начали выпускать цветные и фотооткрытки. В России по числу отправлений лидировали пасхальные и рождественские открытки. Первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 году. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н. Н. Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили.

За 20 лет эта благотворительная организация выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: И. Я. Билибин, М. К. Пимоненко, Е. М. Бём, В. И. Зарубин, Б. В. Зворыкин, Ф. Г. Беренштам и многие другие.

Пасхальные открытки Елизаветы Бём

Е.М. Бем Добро пожаловать к празднику Воскресения Христова!Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843–1914), ученицей выдающегося художника Ивана Николаевича Крамского, — множество пасхальных и других открыток с ее рисунками дошли до наших дней.

Значительная часть ее детства прошла в имении отца в Ярославской губернии среди деревенских детей. Когда юная Елизавета писала письма подругам, чтобы порадовать их, она вкладывала в конверт маленькие забавные картинки. Наверно поэтому главные действующие лица ее открыток — дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. Окончив рисовальную школу Общества поощрения художников с серебряной медалью, она начала создавать иллюстрации для книг. Детская забава стала профессией.

Она создала около 300 открыток, основными персонажами которых стали крестьянские дети, представленные в тех или иных жанровых сценках. Например, два маленьких рыболова замерли на берегу речки, ожидая поклёвки; девочка с лукошком грибов остановилась отдохнуть под мохнатой елью… Каждую из этих сценок сопровождало изречение, пословица или поговорка. Детские сюжеты, на первый взгляд развлекательные, несли познавательную нагрузку: исторические факты, сказочные и литературные сюжеты, картины национальной жизни и быта всех слоев населения предоставляли обильную информацию для детей и взрослых.

Умерла Елизавета Бём 25 июля 1914 года, за несколько дней до начала Первой мировой войны, с которой не вернулись многие из ее внуков — первых зрителей и ценителей ее открыток, покоривших Россию.

Светлые и добрые «открытые письма» появлялись на свет в самые сложные и драматичные моменты истории и в непростые моменты жизни их создателей. Они индивидуальны, но в то же время очень похожи. Русская и украинская деревня, сельский храм, колокола, христосующиеся дети… Многие русские открытки перерастают собственно уровень открытки и становятся маленьким шедевром, картиной на тему русского благочестия, русского Православия.

И.Я. Билибин "Кулич-город"Это не случайность, ведь написаны они были во времена осмысления русской нацией своего места в мировой культуре, во времена духовного поиска. Эти поиски все чаще обращали внимание художников к событиям русской истории, к русскому фольклору: былинам, сказкам.

Добрые сказочники с грустной судьбой

Художника Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942) называли добрым сказочником, хотя все прочили ему судьбу юриста. Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин выработал свой стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.

Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Знаменитый «Кулич-город» Билибина стал символом праздника. Вспоминаются строки Ивана Шмелева: «На пуховых подушках, в столовой на диване,— чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

Богатая творческая фантазия художника уносила его зрителей в чудесный, полный невероятных приключений мир сказок, былин, но мир справедливый, где торжествует добро и побеждает правда.

Б. Зворыкин "Христос Воскресе"Особым стилем отличались открытки, которые создавал Борис Васильевич Зворыкин (1872–1942) — замечательный русский художник. Выходец из старинного купеческого рода, он был одним из учредителей в 1915 году «Общества возрождения художественной Руси», организации, которая ставила целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях». Борис Васильевич еще в юности, подобно Билибину, увлекся «русской темой». Любовь к русской старине — истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии и книжной миниатюре — стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина.

Сюжеты его пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе, в руках целующихся детей и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.

После Октябрьского переворота Зворыкин, вслед за Билибиным, покидает Родину. Два последующих десятилетия, прожитые изгнанником в Париже, заполнены неустанным творчеством. Умер Борис Васильевич Зворыкин в начале 1942 года в оккупированном немцами Париже.

Давно нет в живых создателей открыток, которыми мы продолжаем любоваться в век скоростей, Интернета и глобальных проблем. Их жизнь была непростой, наполненной тяжелыми событиями и тревогами. Они пережили крушение Российской империи, гражданскую войну, эмиграцию и забвение. Но их трогательные и безыскусные пасхальные открытки сквозь время возвещают новым поколениям детей и взрослых великие слова: «Христос воскресе!». А мы отвечаем с детской радостью: «Воистину воскресе!».

Подготовила Оксана Баландина


Оставить комментарий
Поделиться в: