Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

От смерти к жизни, и от земли к Небеси

Все Пасхальные богослужения проникнуты одним чувством — чувством ликующей радости о Воскресшем Господе. Венцом же всех духовных песней, исполняемых на Пасху, является Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, составляющий существенную часть Пасхальной утрени.

Это великий поэтический шедевр. Здесь сосредоточена вся радость и Божественный смысл праздника, отражено содержание и ощущение Пасхальной службы. И потому именно ему дано стать центром пасхальной церковной радости как в светлую ночь Воскресения Христова, так и во все дни Светлой седмицы и последующие воскресные дни, вплоть до Вознесения Господня.

Этот канон охватывает, по сути, все основные моменты учения Церкви о спасении человека: боговоплощение, предсказанное пророками, смерть и Воскресение Христа, торжество света, исполнившего вселенную, приход ко Христу многих народов, устроение Нового Иерусалима, Церкви Христовой, Царства Божиего, воплотившегося на земле. Канон невелик по объему: каждая песнь кратко повествует об истории празднуемого события, раскрывает его духовное значение для нашего спасения.

Уже первые строки Пасхального канона совершенно ясно выражают главное содержание торжества: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия». Мы торжествуем переход от духовной смерти к вечной жизни, от земли, «мира греха» — к Небу, «обители святости». И торжество это столь велико, что к празднованию его призывается весь мир, все творение Божие, причем не только на земле, но и в Ангельском мире.

В конце мы слышим такие слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее (истово) Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего».

Исполнению каждой песни канона сопутствует каждение алтаря, храма и молящихся в нем, сопровождаемое пасхальным приветствием «Христос Воскресе!».

После шестой песни канона духовенство, хор и молящиеся в храме попеременно поют гимн «Воскресение Христово видевше…». Он исполняется трижды в знак веры в истинность совершившегося события.

По завершении канона поются стихиры Пасхи. Это пять торжественных песнопений, которые, как и канон Пасхи, посвящены истории события Воскресения и указывают на его значение. «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха, двери райския нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» — столь возвышенными словами характеризует праздник преподобный Иоанн. Праздник, в который происходит наше «избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсия Христос…».

Важной темой, проходящей через весь канон Пасхи, является человек, переживающий эти святые дни во храме и жаждущий приобщиться благодати Воскресения: «Вчера (на утрене Великой Субботы) я погребался вместе с Тобою, а сегодня совоскресаю с Тобою Воскресшим; вчера (в Великий Пяток) я распинался вместе с Тобою, а (сегодня) Ты Сам, Спаситель, прослави меня (вместе с Собою) во Царствии Твоем».

Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова и призывает к радости глубокой и осмысленной.

Радуясь празднику, постараемся не забыть его истинного содержания и, торжествуя, попытаемся сохранить «святые дни» в нашей жизни. И пусть именно духовной радостью отзываются в нашем сердце слова праздничного приветствия «Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!».

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: