Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Больше, чем история

Лучший ответ на вопрос: «Как подготовиться к Рождеству?» — дает святитель Амвросий Медиоланский. «Итак, сретая день Рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих». Доброе дело, пусть совсем простое и скромное, — такой подарок новорожденному Христу самый правильный и самый уместный. Тем более что одно доброе дело, один неравнодушный поступок может непостижимым образом изменить жизнь множества людей.

Не для титулов и наград

Известность и слава — частые спутники талантливых людей. Всегда лестно быть на пике популярности, встречать восхищенные взгляды и слышать одобрительные отзывы. Но важны они далеко не каждому. Так, например, замечательный русский художник Гавриил Павлович Кондратенко (1854–1924) считал, что для подлинного служителя искусству не имеют значения титулы и награды.

Родился будущий живописец в семье крепостного в с. Павло-Куракино Пензенской губернии. Несмотря на происхождение молодой Г. П. Кондратенко сумел получить образование в уездном училище. Там же он начал рисовать. В девятнадцать лет юноше посчастливилось стать вольным слушателем Академии Художеств, что в корне изменило жизнь Гавриила Павловича. Скромный юноша неустанно работал, воспевая красоту родной природы. Пейзажи раскрыли талант молодого студента, принося ему одну за другой медали. В 1882 году Кондратенко вышел из академии в звании классного художника 2 степени.

Чуткая душа художника, его любовь к простым и незамысловатым сюжетам во времена всеобщих творческих поисков новых и сложных форм были необычны. Как просто сказать о сложном? Как вернуть сердца людей к детскому, чистому восприятию красоты.

На полотнах Кондратенко русская природа в зимнем снежном убранстве. Православные храмы в предзакатный час освещены розоватым сиянием. Мир русской деревни, которую художник хорошо знал и любил и любовь к которой хотел передать зрителю.

Создав серию картин, посвященную памятным местам, связанным с жизнью своего земляка М. Ю. Лермонтова, он весь сбор от выставки и продажи каталогов передал на памятник М. Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых.

Случайная встреча

В Крыму, во время создания художником серии этюдов, произошла встреча, изменившая жизнь Кондратенко и жизнь многих людей. В Севастополе он совсем случайно встретил нищую, мимо которой не смог пройти. Ее облик, в котором сочеталось благородство и крайняя униженность, поразил его.

Художник узнал, что во времена Русско-турецкой войны 1877–1878 годов она была сестрой милосердия и, как многие другие женщины, рискуя жизнью, выхаживала раненых. А после окончания войны не получила от государства никакой помощи и была вынуждена бедствовать. Но самым печальным было то, что в подобном положении находились и другие безымянные героини. Он мог просто пройти мимо, подав деньги и посетовав на нерадивое государство. Но чуткий к чужой беде, сам испытавший крайнюю нужду, Кондратенко решил действовать.

Пораженный до глубины души, художник решил помочь им и обратить на эту проблему внимание влиятельных людей. Для этого он, вернувшись в Петербург, организовывает выставку, а средства, собранные на ней, отправляет в помощь сестрам милосердия. Пользуясь своими знакомствами и связями, Кондратенко пытается всячески им помочь. Именно благодаря ему в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста».

Позднее попечительский комитет стала курировать принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация позднее получила название «Община святой Евгении».

Круги на воде

Д. С. Лихачев писал: «Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде». «Община святой Евгении» совершила немало добрых дел, спасла от нищеты, помогла выстоять в непростые времена сотням нуждающихся. Но известна большинству совсем не этим, а тем, что выпустила с благотворительной целью первые в России рождественские открытки. Это была серия из десяти открыток по акварельным рисункам русских художников к Рождеству 1898 года. Представители книжных издательств говорили с гордостью: «Мы наконец можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где всё так близко нам и дорого и полно воспоминаний о заветах русской старины».

О необыкновенной популярности поздравительных «открытых писем» в России говорит тот факт, что за 20 лет общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом больше 30 миллионов экземпляров. Ежегодный доход от их продажи составил несколько десятков тысяч долларов. Эти крупные суммы всецело пошли на лечение неимущих и на содержание больницы, приюта для пожилых сестер, амбулатории и курсов сестер милосердия.

И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

«Открытая» радость Рождества

Фантазия художников не знала границ, поэтому на рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и моменты жизни обычных людей: картины деревенского быта, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Особенно часто рисовали детей в виде ангелов, а также детские зимние забавы. На открытках появились виды зимнего леса, заметенные пургой дома, реки, скованные льдом, золотые купола храмов. Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб. В период Первой мировой войны издавались открытки патриотического содержания.

Очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева — символ Рождества, вечно обновляющейся жизни. Дореволюционные открытки отражали обычай славления Христа в день Его Рождества. Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась со звездой Вифлеемской. Сколько наивной и чистой радости было в этих простых изображениях!

Почтовые открытки «Общества святой Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи.

Почти искусство

Для России открытки стали практически особым видом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы и хранили как память о дорогих моментах жизни.

Невозможно описать разнообразие существующих в то время «почтовых карточек». В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом».

Дорогие и копеечные, яркие и сдержанные, многословные и лаконичные, все они дарили рождественскую радость. Милые картинки с изображением рождения Младенца Христа, проникнутые ароматом старины и искренности, доброты и веры в чудо. И поэтому, наверно, несмотря на зимние сюжеты, от этих открыток исходит настоящее тепло. За каждой открыткой скрываются чьи-то мечты и надежды, любовь и верность, забота и нежность… Эти открытки — больше, чем история празднования светлого Рождества, они — история человеческих чувств и жизней. Они — способ привнести в жизнь дорогих людей частицу Рождественского света. Они — память о прошлом, далеком и совсем недавнем.

Д. С. Лихачев, рассуждая о цели жизни, писал: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас… Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком». Так хочется вернуть в жизнь нашего поколения рождественские открытые письма, чтобы добро, сделанное полузабытым русским художником Гавриилом Кондратенко, продолжило свое победное шествие в канун Рождества Христова. За работу!

Подготовила Оксана Баландина

Оставить комментарий
Поделиться в: