Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В ожидании чуда

Великий вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». Приход Богочеловека на землю, изменивший мир, знаменуется особыми церковными службами. Все богослужение святых дней Рождества Христова пронизывает радостное ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). О праздничных рождественских службах размышляют священнослужители и миряне.

Превыше всего – созерцание Бога

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) иерей Димитрий Попеко:

Наступает радостный праздник – Рождество Христово с его ночной и благодатной службой! Рождество – особенный праздник. И служба в рождественскую ночь – особенная. Необходимо осознать, что же произошло в этот день более двух тысяч лет назад: Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14). Произошло событие поистине вселенского масштаба. Есть замечательное выражение у святителя Афанасия Великого: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», то есть каждый из нас получил возможность стать богом по благодати. Если это осознать в полной мере, то откроется нам и глубокий смысл праздника Рождества. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы покажутся нам бессмысленной суетой. Мы будем поглощены созерцанием нашего Спасителя, Творца Вселенной, «воплотившегося спасения нашего ради», лежащего в яслях в простом хлеву. И это будет превыше всего.

С волнением жду рождественскую ночь

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) диакон Роман Ахундов:

— Каждый год, заново переживая рождение Спасителя, мы сердцем и умом стараемся вникнуть в содержание рождественской службы. Из Евангелиевских событий мы знаем, что Господь пришел в мир не как царь, Он родился в убогом вертепе рядом с животными, и первыми ему поклонились простые пастухи. «И изумили их не скипетры и престолы, но крайняя нищета: ведь что беднее вертепа? И что смиреннее пелен?»

Рождественское богослужение наполнено радостью, но эта радость, в отличие от пасхальной, не громкая, а спокойная, смиренная, тихая. О смирении и кротости, без которых невозможно общение с Богом, многократно говорится в эти особые дни на предпраздничных службах.

Вершина рождественских богослужений, конечно, ночная Литургия. Она служится всего несколько раз в году: на Рождество, Пасху и с недавнего времени в некоторых храмах на Крещение.

Для меня рождественская ночь особенно дорога, в ней я участвовал впервые в 10 лет, прислуживал в алтаре. То сильное впечатление, которое получил в детстве, до сих пор во мне живет, и все с тем же волнением я жду рождественскую ночь. Господь сказал: «Где трое или двое собрано во имя Мое, там Я посреди них», а здесь полный храм людей! Прихожан притягивает торжественность богослужения, красивое пение, особенный молитвенный дух, который всегда бывает на ночных Литургиях. В эти дни храмы украшаются символом праздника — Вифлеемской звездой, елями, горящими лампадами; в белоснежные ризы, олицетворяющие безгрешность Христа, облачается духовенство. Спаситель на земле — люди, радуйтесь! Господь приходит к каждому, кто ищет Его.

«С нами Бог!»

Регент Архиерейского хора Светлана Владимировна Хахалина:

— Рождественские песнопения начинаются задолго до самого праздника. Первый раз это происходит 4 декабря, в праздник Введения Богородицы во храм. Напоминание о грядущем празднике продолжается в день памяти святителя Николая, 18 декабря, когда на всенощном бдении поется стихира предпразднества «В вертепе благоукрасися».

Всю неделю перед рождественской ночью поются особые каноны, ирмосы, удивительные по красоте стихиры лаврского напева и песнопение А. Т. Гречанинова «Волною морскою». От песни к песни раскрывается нам глубочайший смысл происходящего.

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором звучит главное праздничное песнопение, включающее в себя стихиры из пророческой книги Исайи: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь, яко с нами Бог!». В это время открываются царские врата, храм освещается ярким светом и происходит его каждение. В этот величественный момент сердце каждого верующего человека готово вместить в себя Христа. Казалось бы, из года в год поется одно и то же, но со временем глубже понимаешь суть, духовный смысл рождественских песнопений, которые справедливо называют вершиной церковной поэзии. Они отличаются особой торжественностью, все поется на подъеме, проникнуто необыкновенной радостью, глубочайшим смыслом — родился Христос, Бог и Человек явился в мир, и мир стал другим.

Причастность к празднику

Руководитель информационно-издательского отдела Покровской епархии Марина Евгеньевна Шмелева:

— Каждый, кто внимательно относится к церковной службе, знает ее удивительную способность делать нас соучастниками празднуемых событий. Так и в Рождество: все службы, начиная с сочельника, связаны по смыслу. Они составляют единое целое, делая нас свидетелями главного события человеческой истории — пришествия в мир Христа Спасителя. Если есть силы и возможность, хорошо в эти дни быть в храме на всех праздничных богослужениях. В сочельник вспоминаются прообразы Рождества Христова, звучащее ветхозаветное чтение раскрывает пророчества о Его пришествии на землю. Если эту службу не понимать, не вникать в ее содержание, то выстоять несколько часов действительно тяжело. Поэтому к службам, тем более таким значимым, как рождественская, надо готовиться, хорошо бы почитать богослужебную литературу. Кстати, в древности на этой службе во время чтения длинных паремий совершалось Таинство Крещения, и по завершении чтения Ветхого Завета новокрещеные торжественно входили в храм.

Многие наши прихожане собираются на ночное богослужение, готовясь к Причастию. Именно в рождественскую ночь в храме по-настоящему можно ощутить всю полноту праздника, свою непосредственную причастность к нему. Для меня не менее радостной является Великая вечерня, которая служится в сам день праздника. Она недолгая, одухотворенная и радостная. В нашем кафедральном Свято-Троицком соборе обычно собираются священники, происходит их награждение, все поздравляют Владыку, а Владыка обращается с традиционным поздравлением к пастве Покровской епархии. Все очень красиво, торжественно, Церковь прославляет пришествие в мир Спасителя. Поэтому, конечно, хорошо, если получится эту службу тоже посетить.

Готовясь к грядущему событию

Дмитрий Комиссаров, прихожанин:

— Год назад я начал воцерковляться, постоянно ходить на службы, прошел полный годовой круг всех двунадесятых церковных праздников. Сейчас на богослужениях, посвященных этим же праздникам, все переживаю заново, но уже с другими, более глубокими чувствами.

Рождество 2016 года было в моей жизни первой ночной службой, впечатление осталось очень яркое, незабываемое. И хотя не все еще тогда понимал, но глубочайший смысл праздника — приход в мир Богомладенца — чувствовался во всем: и в чудесных песнопениях, и в счастливых лицах людей, и во всеобщем воодушевлении. Все поздравляли друг друга, искренне радовались. Необычайно красив был в ту ночь наш храм, украшенный елями, ярко освещенный.

В прошлое Рождество я не постился и не причащался, сейчас держу сорокадневный пост и готовлюсь к грядущему событию. Обязательно буду причащаться в рождественскую ночь. Надеюсь в этот раз проникнуться дивным праздником во всем его значении, безмерной таинственности и величии. Хорошо, что многие люди приходят на ночное богослужение и молятся, понимая, что с Богом нас соединяет не шумное праздничное веселье за обильным столом, а общая соборная молитва. Ведь Господь приходит к нам преобразить всю нашу жизнь, оградить от всякого зла и в любых обстоятельствах быть рядом.

Стать ближе к Богу

Иван Щегольков, воспитанник Покровского епархиального образовательного центра:

— В этот день мы приходим к Богу на день рождения. Мне очень нравится праздничное убранство храма, все в эти дни необыкновенно, все красиво и торжественно. Часы, совершаемые в навечерии рождественской службы, называются Царскими, на них читаются паремии, Апостол и Евангелие. А названы они так потому, что в древности при их совершении обычно присутствовали императоры.

Два года назад, после окончания воскресной школы я стал читать в Свято-Троицком соборе и пономарить в Покровском храме. Служа в алтаре, воспринимаешь богослужение совсем не так, как стоя в храме с прихожанами. Рождественская ночная служба особая, мне бы очень хотелось участвовать в ней, чтобы первому встретить рождение Христа, стать ближе к Богу.

Записала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: