Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Зачем добру нужны герои?

Странный вопрос, не правда ли? Ведь, казалось бы, добро – это благо, которое должно быть в самой природе человека, его не нужно как-то «подбадривать», поддерживать. Но что же тогда мешает человеку быть добрым? Почему добро нужно долго и кропотливо воспитывать, а зло, подобно сорняку в огороде, произрастает быстро и без особого труда? И многие ли из нас способны увидеть зло в собственной душе, признаться в том, что порой мы не так добры, как нам кажется?


Мы почти всегда считаем себя добрыми, хорошими людьми. А если уж и совершаем злые поступки, то зачастую находим для них веские причины и оправдания. Когда продавец на рынке обвешивает покупателей, то разве он не оправдывает себя тем, что делает это потому, что «нужно семью кормить», «все так делают», «обвесила-то всего на чуть-чуть»? В итоге, человек смиряется со своим грехом, преступлением, как с неким естественным течением жизни, и грешным себя не считает.

Как грех превращается для нас в норму? Людям свойственно многие свои проступки воспринимать просто как вынужденную меру, которую не стоит оценивать с положительной или отрицательной стороны. Но беда в том, что грех все равно человека мучает и терзает, душа изнывает от мук совести. Ее голос можно заглушить: покупками, если человек шопоголик; выпивкой, если начинающий алкоголик; нервным курением, просмотром бесконечных фильмов и сериалов, листанием новостной ленты в социальных сетях, компьютерной игрой и всем тем, что дает возможность не думать. Но когда человек остается наедине с собой – он изнывает снова.

Добро для человека должно быть ориентиром во всех многочисленных выборах, которые ежедневно предлагает нам жизнь. Красота добра необходима для человека, как маяк нужен кораблю в лютый шторм. Но мы живем в странное и порой лукавое время, когда люди забыли прописные истины. Им постоянно нужно напоминать о том, что добро не просто нужно полезно, но еще и о том, что оно прекрасно и осмысленно. Нужно добро проповедовать, показывать и хвалить.

Многим известно утверждение Тертуллиана о том, что душа по природе христианка. Но сегодня все твердят о том, что нам плохо жить, кругом убийства и разбой, безденежье. Однако во все времена бывали трудности (порой и гораздо более значительные, чем у нас). Но мы должны стремиться к тому, чтобы оставаться добрым человеком в любых обстоятельствах. Ведь мы изначально знаем правильное решение: милосердное, честное, направленное к добру. Проявить волю или заглушить голос совести – наше ежеминутное испытание.

Хороший человек – это в широком смысле герой. Однако нам пытаются навязать других героев, движущей силой которых является злость и месть. Человек нуждается в живом примере доброты. Какие же примеры видим мы? Добрых и справедливых, но убийц? Сильных и умных, но мстителей?

Профессор одного из педагогических ВУЗе сказал как-то, что сейчас особым спросом пользуется историческая литература. Но не потому что наши современники хотят учиться у героев истории подвигам, доблести, чести. Нет, зачастую человек жаждет узнать, что те исторические личности, которые ему были известны как нравственные идеалы для подражания, не так уж идеальны. В современной исторической, в том числе и научной, литературе описываются люди с их немощами и слабостями. И оказывается, что мы со своими страстями не так уж и плохи. Так ли еще люди грешили в прежние времена! Вот и получается, что зло как бы естественная часть человеческой души, такая вот «изюминка», без которой вроде бы уже и никуда.

Герои молодых – это даже не персонажи книг (добрых или не очень), как у людей старшего поколения. Перед нами откровенно выдуманные персонажи, которыми можно управлять, в рамках игры изменяя Вселенную. Зачем изменять себя, зачем становится тимуровцами? Нет, все, что нужно есть в играх и фильмах. В героя можно одеться и приписать себе все то, чем он славен. Но вот что примечательно, нет героев игр, где становление персонажа идет за счет совершения добрых поступков. Персонаж обязательно должен убить, украсть, обмануть, отомстить. И главные достоинства участника игры – мощный костюм, мышцы, навыки владения оружием, владение магией. И как итог – добро уже и не добро вовсе, а лишь оболочка, под которой прячется откровенное зло.

Эстетизация добра необходима для того, чтобы человеку дать правильный ориентир, свет в конце мрачного тоннеля жизненных передряг и компромиссов. Добро должно быть объективным, оно требует конкретных примеров, добрых, жертвенных поступков.

Совсем недавно вся наша страна тяжело пережила страшную трагедию, которая произошла 25 декабря 2016 года. Гибель людей в дни Рождественского поста, в дни суетной подготовки к Новому году заставила всех замереть в неловком оцепенении. Можно погрузиться в боль и тоску об ушедших людях, можно бесконечно обвинять всех и вся в несправедливости жизни. Но если остановиться, вырваться из общего потока слез, негодования, возмущения, можно почувствовать нечто иное.

Погибли люди – талантливые, смелые, настоящие герои. Да, именно в такой момент остро чувствуется нехватка настоящих героев. Людям не нужны звезды, кумиры – им нужны примеры святости, все хотят видеть человеческий подвиг. Когда жители России начинают снимать народное кино, такое, как «28 панфиловцев», чтобы возобновить, осветлить память о подвиге народа, тогда появляются и герои современности. Пример жизни самоотверженных, талантливых людей – это лучшая прививка от социального выгорания. Их гибель – это вызов современному человеку, чтобы каждый в своем сердце нашел место для маленького подвига. Помочь бездомному, нуждающемуся, голодному или больному. Превратить свою жизнь в служение ближнему, ради любви, ради Того, кто дает нам жизнь и ежедневно подает блага каждому из нас.

Священник Сергий Сивоплясов

Оставить комментарий
Поделиться в: