Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Слова, которые важно понять

Как непросто, но необходимо бывает понять собеседника, услышать в его словах именно тот смысл, который в них вложен. Тем более нам необходимо точно понимать смысл и значение строк Священного Писания. В этом нам помогают священники Покровской епархии.

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9, 14–17).

Настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:

— Господь, говоря в этом примере о ветхом сосуде и ветхой одежде, имеет в виду то, что Его ученики не готовы пока понести какой-либо подвиг, потому что находятся в процессе воспитания. Учитель рядом, и они получают то, что им необходимо для того, чтобы, когда останутся одни, имели возможность применить те знания и ту духовную силу, которую им дает Христос по их вере.

Первым примером в этом случае для нас является апостол Петр, которому Христос, видя его каменную веру, сказал: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Вот такую веру воспитывает Христос в Своих учениках, чтобы они, окрепнув, в дальнейшем смогли понести свой подвиг — умереть за Христа, стать Его достойными последователями.

Но пока они находятся в детском духовном возрасте и получают воспитание. Ведь ни один любящий отец не нагрузит своего ребенка прежде времени какими-то обязанностями больше, чем дитя сможет выдержать. Сначала отец его растит, лелеет, чтобы ребенок встал на ноги, окреп, после чего уже сможет самостоятельно проявить себя, последовать примеру своего отца. Поэтому и мы преждевременно не должны ни от кого требовать подвигов сверх меры, но только того, что возможно, и тогда скорее достигнем и остального.

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12, 22–29).

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут протоиерей Александр Писларь:

— Эти слова Спаситель произнес, давая ответ фарисеям, которые упрекали Его в нарушении закона о субботнем покое. Из Евангелия мы знаем, что ожесточение фарисеев против Христа было столь велико, что вряд ли слова могли привести их к покаянию. Но ради народа, который был свидетелем бесед Христа с фарисеями, Спаситель дает достойный ответ, обличая их заблуждения и ложь.

В двенадцатой главе Евангелия от Матфея мы видим, что Спаситель, прежде всего, указывает на особую власть, которую Он имеет. В шестом стихе Он говорит: Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Эти слова были произнесены после того примера, который Спаситель привел, говоря о том, что закон о субботнем покое нарушается в определенных случаях, когда это оправдано самой жизнью и истиной. В данном случае речь идет о нарушении закона священниками, которые трудятся в храме Божием и в субботний день. И далее в восьмом стихе этой же главы Христос, выражая именно эту мысль, добавляет: ибо Сын Человеческий есть Господин и субботы.

Продолжая обличать заблуждение фарисеев, Христос обращается к логике и здравому смыслу: Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Христос называет диавола сильным, поскольку после грехопадения первых людей весь человеческий род оказался в некой греховной власти сатаны. И когда Спаситель изгоняет бесов из одержимых людей, Он показывает, что у него есть власть над тем, кто управляет бесами — самим князем бесовским веельзевулом, т. е. сатаной. Обращаясь к логике, Христос указывает на то, что для того, чтобы расхитить дом сильного, нужно прежде всего связать, т. е. победить его. И здесь нам указание на то, что Христос, будучи воплощенным Богом Словом, обладает такой властью.

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 26–29).

Настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут протоиерей Александр Писларь:

— Это одна из притч о Царствии Божием, которую Христос произнес перед народом. В этой притче указывается на присутствие в деле спасения человека особой благодатной силы, которую Господь подает всякому человеку, ищущему спасения. Эта благодать Святого Духа таинственным непостижимым для нас образом производит преображение души кающегося грешника.

Для того чтобы народ, слушающий эту притчу, мог усвоить эту глубокую важную истину, Христос использует прием, который Он применяет во всех Своих притчах. Он берет понятные людям реалии обычной повседневной жизни — в данном случае это труд земледельца. И на примере этих жизненных реалий объясняет народу глубокие духовные истины. Земледелец бросает зерно в землю, а затем ожидает урожая. При этом он осознает, что то, что он мог совершить, уже сделано. Все остальное зависит уже не от него. Если Господь даст солнце, дожди, т. е. все, что способствует возрастанию зерна, то происходит чудо природы, созданной Богом, — из похороненного в земле зерна невидимо произрастает росток, который со временем набирает силу, дает колос, и вызревает пшеница.

Эта тайна произрастания колоса сравнивается с тайной спасения души человека. А что же зависит от самого человека? От человека зависит, принимает ли он спасающее Слово Божие, которое дается каждому, кто слышит евангельский призыв, или отвергает его. Если человек принимает это благодатное Слово, то оно уподобляется семени, которое, будучи сохранено в душе, начинает невидимо произрастать. Этот невидимый духовный процесс произрастания духовного семени совершается благодатью Святого Духа.

Для нас это непостижимо, таинственно и не может быть объяснено какими-то простыми человеческими словами. Поэтому Христос приводит близкий, понятный пример из жизни, когда что-то совершается под влиянием сразу двух действий — силой земледельца, сеющего зерно, и силой природы, которая это зерно взращивает. Точно так же и в жизни человека действует его свободная воля, через покаяние принимающая призыв Божий, и милующая, спасающая воля Бога, которая благодатью Святого Духа спасает человека.

«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22, 35–38).

Настоятель храма в честь Рождества Христова г. Балаково священник Николай Бильчук:

— С этими словами Господь обратился к Своим ученикам в прощальной беседе, предупреждая их о том, что наступают такие времена, когда злоба, направленная на их Учителя, распространится и на них самих. В начале Своей проповеди Господь посылал учеников по селениям и городам, говоря им не брать с собой ничего и ни о чем не заботиться. Они должны были познать Его силу, научиться во всем полагаться на волю Божию. Он Сам заботился о них.

Теперь же Господь, зная, что скоро Его возьмут под стражу и апостолы останутся одни, предупреждает их, что наступает крайне тяжелый для них период жизни. Если Учитель в глазах этих людей будет причтен к злодеям, то чего же хорошего могут ожидать от них ученики.

Господь, говоря о мече, конечно, не хотел этим сказать, что ученики должны будут прибегать к оружию, но призывал их быть готовыми к различным бедам при проповеди слова Божия. Апостолы поняли все сказанное Господом буквально и потому говорят: вот, здесь два меча. Видя, что ученики совершенно Его не понимают, и считая дальнейший разговор излишним, Господь прерывает его словом «довольно».

По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, Господь предоставляет уразумение сказанного течению времени и обстоятельств, чтобы апостолы впоследствии, увидев, как Господь добровольно предаст Сам Себя на страдание для спасения людей, вспомнят и поймут Его слова. В той же прощальной беседе в Евангелии от Иоанна есть такие слова Христа: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13).

Записала Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: