Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Раю мой, Раю!»

В последнее воскресенье перед началом Великого поста Православная Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая за непослушание и невоздержание. Это событие святые отцы установили, «чтобы на деле показать, сколь полезно человеческой природе лекарство поста и сколь велик, напротив, пресыщения и ослушания позор».


За дверьми Рая

Сегодня это событие, произошедшее на заре человеческой истории, кажется настолько далеким, что воспринимается некоторыми людьми как мифологическое или сказочное. Однако изгнание наших прародителей из Рая стало событием вселенского масштаба, полностью изменившим ход мировой истории. Из Книги Бытия нам известно, что Эдемский змей соблазнил Еву вкусить плод с дерева познания добра и зла, откуда Бог запрещал им есть плоды: И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4–5).

Поддавшись соблазну, Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму. Так первые люди узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд. Всем известны те страшные слова, которые сказал Господь тогда Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей <…>. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 17, 19).

Как следствие нарушения заповеди Божией, женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица. Господь изгнал из Эдема Адама и Еву, а чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Но Бог не оставил свое создание — сразу после грехопадения первых людей Он прикровенно сообщает им радостную весть о том, что в мир, испорченный человеком, придет Спаситель.

Последствия грехопадения

«У преддверия светлого, животворящего поста мы вспоминаем изгнание Адамово из рая, трагический момент, когда человек разобщился с Богом, потерял животворящее единство с Ним и остался один на земле… повернувшись спиной к Богу, человек оказался без Бога, и ничего не осталось ему, как только умереть, потому что только в Боге, только в живом общении с Ним — та жизнь, которой ничто не может отнять, Божественная жизнь, бьющая ключом в человеке. Мы вспоминаем этот день, и как бы глубоко мы ни вдумывались в это страшное событие, когда в лице Адама всё человечество осиротело страшным, смертоносным сиротством, мы всё же не можем так его пережить, как пережил человек, который до того всецело жил с Богом, всецело с Ним общался, для которого Бог был жизнью, и радостью, и Раем», — пишет митрополит Антоний Сурожский.

«Мы, как чада Адама, его потомки, вместе с ним разделяем то бедствие, которое претерпел он. Будучи создан по образу Божию и помещенный в Рай сладости, он утратил этот образ. Не совсем, но образ этот затмился из-за того, что он нарушил волю Божию, то есть совершил преступление против Бога, и вместо Рая обрел вот ту землю, на которой мы теперь вынуждены жить. Земля, которая полна немилосердия, злобы, непрощения — всяческого зла. И каждый из нас это испытывает на собственной жизни ежедневно, ежечасно, если не ежесекундно», — говорил в своих проповедях архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Размышляя о первородном грехе, преподобный Иустин (Попович) замечает: «Происхождение зла и греха сокрыто в диаволе; поэтому не только первый, но и, в сущности, всякий человеческий грех ведет начало от диавола как творца всех зол; между грешниками и диаволом существует некое таинственное „генетическое” родство, поэтому богодухновенный апостол и говорит: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3, 8)». Согласившись на диалог с врагом рода человеческого, Ева делает возможным и само падение. Вот почему многие святые отцы подчеркивают, что нельзя обдумывать и даже обращать внимания на злые помыслы.

Каждое грехопадение потенциально содержит в себе наказание. Не Бог наказывает человека, в самом грехе заложено страдание и семя нравственной и физической гибели. Это также хорошо видно из 3 главы Книги Бытия. Прежде чем Господь выносит суд за грехопадение, уже вступает в действие его первое последствие: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). «Обыкновенное действие стыда есть желание скрываться, но сие желание свойственно делам тьмы, а не делам света. Из сего видно, что нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести; что наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость — род покаяния, а бесстыдство — нераскаянности и закоснения», — рассуждает об этом святитель Филарет Московский.

Далее мы читаем: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3, 21). В этом и указание на необходимость для падшего человека прикрывать свою наготу от других людей, и констатация того факта, что человек лишился покрова Божественной благодати, которая есть следствие соединенности со Творцом. Кожаные одежды также духовно толкуются как дебелость плоти и неспособность человека общаться с духовным миром. Эта огражденность его от общения с духовным миром на самом деле благодетельна для человека, потому что открытое столкновение человека с миром духовным для него бывает труднопереносимо.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что прежде люди не были наги в нашем смысле, они были одеты, но одеты не вещественной одеждой, а благодатью. От них исходили лучи света, которые являлись самым дивным и прекрасным одеянием. Он говорит, что нельзя сказать, будто солнце голое, солнце нагое. Солнце одето нимбом своих лучей. Так люди, имея в себе благодать Духа Святаго, были окружены ею не только невидимо, но и видимо. Их тела светились, подобно солнцу. И вот этот свет погас, и увидел Адам наготу свою и своей жены.

Почему же пребывание в Раю становилось для первых людей далее невозможным? На этот вопрос отвечает преподобный Иустин (Попович): «Человеколюбивый Господь изгнал наших прародителей из Рая, чтобы они, вкушая плоды с дерева жизни, не пребыли бессмертными в грехах и скорбях».

«Изгнание из Рая» в искусстве

Изображения Адама и Евы встречаются в раннехристианском искусстве — фрески катакомб, рельефы саркофагов, в Средневековье — книжная миниатюра, пластика, рельефы бронзовой двери храма святого Михаила в Хильдесхайме, скульптурный декор соборов — портал «Врата Адама» в Бамбергском соборе.

Этот сюжет можно найти в клеймах икон на ветхозаветные сюжеты, например, иконе Архангела Михаила и Троицы Ветхозаветной, а также во фресковых циклах соборов.

Первое произведение средневековой европейской драматургии, действие которого посвящено жизни Адама и Евы, — англо-нормандское «Действо об Адаме» (середина XII века). Эта тема входила во многие средневековые мистерии.

Среди драматических произведений XVI века — «Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из Рая» Г. Сакса, «Адам и Ева» Я. Руофа. Наиболее значительные произведения XVII века — трагедии «Адам» Джорджа Андреини и «Адам в изгнании» И. Ван ден Вондела, особенно поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» и драма И. Я. Бодмера «Смерть первого человека».

Время обновления

Мы видим, что вновь и вновь с человеком происходит то, что произошло с Адамом, — он оказывается за дверьми Рая. Но если мы приносим покаяние и пересматриваем свою жизнь, Господь возвращает нам Рай — через Божественную литургию, через Церковь и через весь окружающий нас мир. Именно поэтому на пороге Святой Четыредесятницы Православная Церковь вспоминает плач Адамов. Это плач того, кто лишен самого главного своего сокровища — быть похожим на Бога. И предлагает нам это сокровище вернуть — пойти путем поста и покаяния.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: