Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Отразить чудо

«Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце. Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости. Оно-то и является Его истинной обителью, все прочее — лишь Его мастерские», – писал святитель Николай Сербский в слове на Благовещение Пресвятой Богородицы. Святитель продолжает: «Как столп огненный в самом густом мраке – таково сошествие Бога к людям. А повесть сего Божия схождения к людям начинается с ангела и Девы, с беседы между небесною чистотою и земною чистотою. Когда нечистое сердце беседует с нечистым сердцем — это война. Когда нечистое сердце беседует с чистым сердцем — и это война. И только когда чистое сердце беседует с чистым сердцем, сие есть радость, мир и – чудо». Именно чудо Благовещения пытались отразить иконописцы и художники, обращаясь к этой значительной теме.

«Устюжское Благовещение»

Одна из самых ранних русских икон «Устюжское Благовещение» была написана в первой трети XII века. Икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.

По словам преподавателя Коломенской духовной семинарии, культуролога Ирины Константиновны Языковой, образ отличается также особым иконографическим изводом и глубиной богословской трактовки. Золотой фон символизирует сияние Божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах. Монументальность фигур и их статичность призваны подчеркнуть значительность события и его величие.

Живопись иконы изыскана и красива по колориту. Архангел облачен в рыжевато-охряной хитон и зеленовато-голубоватый гиматий, золотой ассист переливается на его одежде, волосах и крыльях. На Богоматери — синий хитон и темно-красный мафорий, украшенный золотой каймой.

Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания.

Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами. Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь.

На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица. Согласно преданию, при посещении Архангелом Мария пряла пурпурную пряжу, из которой затем была соткана завеса для Иерусалимского Храма. И, как свидетельствует Евангелие, в момент смерти Спасителя на Кресте эта завеса разодралась сверху донизу. «Устюжское Благовещение» раскрывает нам смысл Боговоплощения — Бог становится Человеком для того, чтобы принести Себя в жертву за спасение мира.

«Благовещение» преподобного Андрея Рублева

Знаменитый русский скульптор Эрнст Неизвестный как-то сказал:
«Рублев никогда не читал лекций по философии, не писал ни строчки. Он даже не говорил, так как дал монашеский обет молчания. Почему же он философ? Да потому, что в России было такое понятие: “умозрение в красках”. То есть высокое искусство рассматривалось как одна из форм не только познания мира, но и создания структур, равных философии».

Икона «Благовещение», созданная в начале XV века для Успенского собора во Владимире, плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца. Такие специфические черты образов преподобного Андрея Рублева, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, нашли воплощение в этой удивительной иконе.

Русские иконостасы были большими и высокими, поэтому, приступая к написанию иконы, Рублев всегда имел в виду, что любой, входящий в храм, должен с первого взгляда узнавать образ, считывая его сюжет издалека по силуэту, жесту и цветовой гамме.

Сюжет иконы Благовещения построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. Диалог небесного и земного происходит в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново.

Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благословляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба, и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на Ее согласии и смирении.

Образ Богородицы вторит ритмическому рисунку Архангела: Она наклонила голову в его сторону в знак согласия. В руках Мария держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского Храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей, в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего.

Правая рука Богородицы поднята в молитвенном жесте, левая прижата к груди в знак смятения; взгляд сосредоточен и направлен в Себя; Она размышляет и прислушивается к собственным чувствам и реакции на слова Гавриила. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. В нем нет испуга и страха. Икона полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности.

Иванов: отразить свет Благовещения

Сюжет Благовещения сопровождал русскую историческую живопись XIX века. В начале 1850-х годов великий художник Александр Андреевич Иванов, автор «Явления Христа народу», задался целью создать настенные росписи общественного здания, где перед зрителями проходила бы вся история человечества, рассказанная в библейских сюжетах. В них он видел отражение его духовной истории, историю возмужания его разума, его нравственной борьбы и страданий. Он создал более двухсот эскизов. Один из самых удивительных – «Благовещение».

В композиционном решении, в цветовой и световой пластике эскиза Иванов предстает подлинным новатором. Благовещение он представляет в двух различных композициях – по Евангелию от Луки (Ангел возвещает Марии о рождении Спасителя) и по Евангелию от Матфея (Ангел является Иосифу во сне и говорит ему: Не бойся принять Марию (Мф. 1, 20)). Мотив неземного света присутствует везде: сияние исходит от Богоматери, образуя круг с расходящимися лучами. В вариациях сюжета фигуры Ангела и Марии разномасштабны: рядом с благовестителем Мария миниатюрна – женщина-дитя, но Архангел Гавриил не повелевает Ею, но благословляет. Она же принимает весть без тени сомнения или испуга, с непоколебимым доверием.

Главным средством воплощения евангельского чуда здесь вновь является световая пластика. Схваченный в природе, положенный на бумагу, вернее, «высеченный» из нее минимальными художественными средствами, рожденный под кистью художника, свет в буквальном смысле творит композицию.

Суриков: тепло золотого сияния

Мастер исторической живописи В.И. Суриков на протяжении всего творческого пути обращался к евангельским сюжетам. Но необычайно значимо завершение творческого пути мастера картиной «Благовещение». Одна из последних работ художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен, а его духовные искания мало интересовали предреволюционную российскую публику.

В искусстве XIX века множество вариантов изобразительного прочтения этого евангельского сюжета, но созданная Суриковым композиция принципиально отлична от работ современных ему русских и западных художников, хотя он и отталкивается от распространенной в европейской традиции схемы предстояния Архангела и Богоматери.

Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, пряжи, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Последний большой холст мастера вызывал и, очевидно, долго будет еще вызывать у исследователей его творчества самые разнообразные вопросы. Фигуры Архангела и Богоматери максимально укрупнены, приближены к зрителю, написаны почти в рост. Сложные голубые, розовые, сиреневые, белые тона сливаются в пульсирующем, мистическом сиянии, придают всей сцене глубокий символический смысл. Именно через это свечение Суриков пытается воплотить изначальный смысл евангельской встречи, особое чувство внезапного, вселенского праздника: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28) — и ощущение извечного промысла соединения Божественного и человеческого.

День, исполненный света

Благовещение – этот день исполнен света. Это день близко к нам пришедшего солнца. Это весна: вокруг все сияет и радуется! Сияние весеннего солнца исходит с икон и картин, в какую бы эпоху они ни были созданы. Словно еще раз подчеркивая вневременное значение этого дня для истории человечества.

И как точно отражают наши чувства слова святителя Николая Сербского: «Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: "Радуйся, Благодатная!"»

Подготовила Оксана Баландина

Оставить комментарий
Поделиться в: