Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ветхозаветные пророчества Пасхи

Впервые благая весть о спасении прозвучала за несколько тысячелетий до Рождества Христова. В ветхозаветных книгах можно насчитать несколько сотен пророчеств о Мессии и о Его благодатном Царстве. Они рассеяны почти по всем книгам Ветхого Завета – от Пятикнижия пророка Моисея и до позднейших пророков Захарии и Малахии. В преддверии Христова Воскресения вспомним о некоторых из них.


Избранный народ


Одним из самых знаменательных событий в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Господь спас еврейский народ и дал ему на горе Синай Свой Божественный Закон, заключил с ним союз и ввел в обетованную праотцам землю. Все эти великие события еврейский народ вспоминал ежегодно, отмечая праздник Пасхи.

Христос должен был произойти от рода человеческого, и Господь избрал для этого израильский народ. Впервые Он предупредил о приходе Мессии после грехопадения Адама и Евы (см.: Быт. 3). Позже Господь уточнил, что Мессия произойдет из рода Авраама, Исаака и Иакова (см.: Быт. 12, 1-3).

Желание Господа также заключалось в том, чтобы израильтяне несли и проповедовали Его учение и волю другим, непосвященным народам. Израильтяне должны были стать народом священников, пророков и миссионеров. Господь уготовил евреям судьбу особого народа, обращающего сердца людей к Единому Богу. К сожалению, израильский народ не смог вполне исполнить свою миссию. Но все же основное предназначение израильтяне выполнили – этот народ дал миру Спасителя.


Прообразы Ветхого Завета

Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его героев и обрядов, писал, что все это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий (см.: Евр. 10, 1). Христос говорил: Как Моисей вознес змию в пустыни, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14), а также: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 40).

Конечно же, главным предметом ветхозаветных прообразов был Господь Иисус Христос, которого ожидали все праведные мужи древнего мира. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этом отношении наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, жившего более 700 лет до Рождества Христова. Он описал страдания Христа с такими подробностями, будто стоял у самого подножия Креста. Свое повествование он заканчивает следующими словами: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу (Ис. 53, 9-12).

Страдания Христа описывают также пророк Захария (см.: Зах. 12, 10) и израильский царь Давид (см.: Пс. 21, 17). В Книге Премудрости Соломона израильский царь Соломон пророчествует, что Сын Божий воплотится в человека, будет обличать людей в их грехах и будет предан бесчестной смерти (см.: Прем. 2, 12-22).

Прообразом страданий Спасителя был также праведный Иов Многострадальный, книга о котором читается на Страстной седмице. Подобно праведному Иову, из богатого ставшего нищим, Сын Божий сошел с Небес, «обнищал», сделавшись подобным нам Человеком, смиренно переносил все человеческие нужды. Праведный Иов во время скорби терпел укоризны и подозрения от своих ближайших друзей, прежде казавшихся ему преданными. Так и Христос во время Своей земной жизни терпел поношения и клевету от Своих соплеменников, был предан Иудой, оставлен всеми на Голгофе, во время Крестных страданий слышал издевательства и насмешки. Но как Иов после страданий вновь увенчался славой и богатством, так и Сын Божий воскрес из мертвых и возшел во славе на Свой небесный Престол.

Принесение в жертву Исаака, сына Авраама (см.: Быт. 22), прообразовало Голгофскую Жертву, а сам Исаак – Единородного Сына Божия, который добровольно отдал Себя для спасения всего человечества. Даже такая деталь – Исаак сам несет дрова для костра жертвоприношения – становится прообразом того, что Христос Сам понесет Свой Крест для Распятия.

В истории патриарха Иосифа также проявляются многие черты служения Спасителя. Как Иосифа за чистоту ненавидели братья, так и Христа презирали фарисеи и книжники за превосходство над ними. Ненависть братьев выливается в желание убить Иосифа, приводит к продаже его купцам. Иосиф был продан за 20 сребреников, Спаситель – за 30. В Египте Иосиф претерпел безвинное оклеветание и тюрьму, после чего был оправдан и вознесен до второго места в государстве.

Через Иосифа Египет был спасен от страшных последствий неурожая. Праведник простил и спас от голода своих братьев, напитав их хлебом. Также и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах (см.: Быт. 41, 45) – Спаситель мира, также является прообразовательным.

Ветхозаветная Пасха

Господь Иисус Христос претерпел страдания, умер на Кресте и воскрес из мертвых именно в дни еврейской Пасхи. Это совпадение двух великих событий – образование ветхозаветного Израиля и основание новозаветной Церкви – не может быть случайным.

На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (Исх. 12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи и говорится о заклании пасхального агнца. Читается эта паремия здесь потому, что пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз новозаветного Пасхального Агнца – Господа Иисуса Христа. Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (см.: Исх. 12) прообразовало Распятие на Кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (см.: 1 Пет. 1, 19).

Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (см.: Исх. 14, 22) явилось прообразом Крещения в воде и избавления от власти дьявола (см.: 1 Кор. 10, 1- 2). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение завета с Богом (см.: Исх. 19) прообразовало Сошествие Святого Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (см.: Деян. 2).

Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (см.: Исх. 16, 14) явилось предзнаменованием вкушения Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии (см.: Ин. 6). Сорокалетнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога, символизировало жизненные испытания, которые должен пройти каждый христианин. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (см.: Чис. 21, 9) прообразовало избавление от угрызений духовного змия – дьявола силою Креста (см.: Ин. 3, 14).

Мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом Пасхи новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: Пасха наша, Христос, закланный за нас (1 Кор. 5, 7).

Еще пророки проповедовали израильскому народу о пришествии и воскресении Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на различные препятствия. Несмотря на свою глубокую древность, ветхозаветные пророчества нисколько не утратили своей актуальности. Верующим они помогают глубже и полнее понять свою веру, а всем остальным показывают, как Бог участвует в жизни людей.

Подготовила Наталия Комиссарова


Оставить комментарий
Поделиться в: