Враг богов
Юность святого Пахомия протекала в обстановке, далекой от христианского благочестия. Он родился около 295 года в Верхнем Египте, в Фиваиде, в окрестностях города Эстне. Его родители были зажиточными крестьянами и ревностными язычниками. Юному Пахомию приходилось принимать участие в языческих жертвоприношениях, однако рвения своих родителей он не разделял. Сохранилось предание о том, что один из языческих жрецов повелел изгнать мальчика из капища со страшным криком: «Изгоните отсюда врага богов!». Этот юноша с ранних лет отличался чистотой души: не зная ни Моисеева закона, ни Христовой благодати, он сохранил в сердце своем целомудрие. Однажды обстоятельства вынудили его переночевать в доме у работников своих родителей. У одного из них была красивая дочь, которая стала склонять юношу на блуд, так что ему пришлось, подобно целомудренному Иосифу, убежать из этого дома.
«Люди, которые делают всем добро»
Когда святому Пахомию исполнилось двадцать лет, его призвали в армию. Историки придерживаются версии, что юноша был призван на службу Максимином Дайи, который тогда правил Египтом и собирался воевать против Лициния и Константина.
Преподобный Пахомий был взят в армию Максимина около 313 года. Вместе с другими новобранцами он был отправлен на корабле в Александрию. Обращались с ними сурово. Когда корабль прибыл в Фивы, солдаты, которым было поручено наблюдать за новоприбывшими, заперли их в казармах. Здесь-то и произошла первая встреча юного Пахомия с христианами — людьми, которые буквально исполнили слова Христа: посетили тех, кто находился в темнице, дали им есть и пить, поддержали добрым словом. Святой Пахомий сразу почувствовал коренное отличие этих людей от всех окружающих. Он был поражен их милосердием и, главное, тем, что они не делили страждущих на «своих» и «чужих», одинаково сопереживая всем, попавшим в беду. «Таковы христиане, — услышал будущий инок, — люди, которые носят имя Христа, Единородного Сына Бога, и делают всем добро».
Воевать святому Пахомию не пришлось: пока корабль находился в пути, война закончилась. Однако юноша не вернулся домой, а остановился около заброшенной деревушки Шенессет, где и принял крещение у местного священника. С этой минуты новообращенный Пахомий искал способ реализовать свое монашеское призвание.
Цветущий оазис
Во времена юности этого подвижника единственной формой монашеского жития был уединенный молитвенный подвиг в суровой пустыне Египта, где днем было невыносимо жарко, а ночью — холодно, где отшельникам приходилось подолгу обходиться без пищи и воды. Многие подвижники — анахореты — подвергали себя дополнительным суровым испытаниям: носили вериги, лишали себя сна. Понятно, что такой образ жизни был под силу далеко не каждому. И даже святитель Иоанн Златоуст вынужден был оставить пустыню и до конца своих дней страдал от болезни желудка, которую приобрел в результате попытки понести суровый отшельнический подвиг. И все же к началу IV века фиваидская пустыня была населена монахами так же густо, как город.
Новокрещеный Пахомий начал подвизаться под руководством одного из старцев-анахоретов — аввы Паламона. Его наставник жил на окраине заброшенного села, на границе пустыни и плодородной нильской долины. Преподобный Пахомий прожил подле него семь лет, а затем поселился в полном уединении возле заброшенной деревушки Табеннеси. Через некоторое время вокруг подвижника образовалась небольшая община, и он призвал братий работать и молиться вместе, ввел единые для всех правила дисциплины и распорядок дня. Так был создан совершенно новый тип монашеского общежития — киновия, или монашеская обитель. К созданию такого рода поселений подталкивала иноков сама жизнь. В это время очень многие деревни в Египте пустели изза высоких налогов. Крестьянам приходилось уходить на заработки, оставляя плодородные земли, дома, источники с водой. Монахи занимали брошенные жилища и начинали возделывать поля. Общины исправно платили налоги, чем очень облегчали положение окрестных крестьянских хозяйств, не способных самостоятельно выплачивать подати государству. Экономический кризис — последствие продолжительной гражданской войны, сотрясавшей Римскую империю, — не помешал святому Пахомию и его последователям превратить заброшенные земли в цветущий оазис.
Простые правила
Обители, созданные под руководством святого Пахомия, положили в основу своей жизни молитву, труд и послушание духовному наставнику.
Работа братии начиналась после утреннего молитвенного собрания и продолжалась до вечерней молитвы, с перерывом на трапезу. Рацион монахов по сравнению с тем, чем довольствовались пустынножители, можно было бы назвать питательным. Раз в день — вероятно, в полдень — готовили вареные овощи, дополняя их хлебом и солью. Рыба разрешалась только больным инокам. Чеснок и лук считались лакомством, которые давали слишком много силы плоти, поэтому употребление их не одобрялось.
Монахи жили в отдельных кельях. Вместо кроватей они использовали легкое переносное сиденье с наклонной спинкой, то есть спали в полусидячем положении. Настоящие кровати полагались только больным, которых в общине святого Пахомия было, увы, довольно много. Братия страдала от укусов насекомых, которые плохо заживали в жарком климате. Но главной опасностью были эпидемии, которые сотнями уносили жизни монахов. При этом ни разу не упоминается ни о врачах, ни о лекарствах — видимо, их и не было.
Одежда иноков была единообразна. Они не должны были иметь собственных денег или принимать чтолибо от своих родственников. Одним из строгих запретов, который налагался на обитель, было общение с внешними. Запрещалось также рассказывать о мирских вещах, то есть о том, что видели монахи за пределами монастыря.
Учитель и ученик
Создание монашеского общежития было длительным процессом, не лишенным конфликтов. Особенно неприятной и продолжительной оказалась история, связанная с любимым учеником преподобного Пахомия — Феодором. Феодор попросился в обучение к святому Пахомию, будучи четырнадцатилетним мальчиком, и подвизался в его общине практически с первых лет ее существования. Наставник и братия не могли не оценить его деятельной и талантливой натуры. Многие видели в нем потенциального преемника святого Пахомия. К сожалению, и сам Феодор очень хотел видеть себя на этом посту. Случилось так, что авва Пахомий тяжело заболел, и братия монастыря, думая, что преподобный вот-вот умрет, обратилась к Феодору с просьбой возглавить их общину. Вопрос был решен за спиной настоятеля. Но преподобный выздоровел и попросил Феодора рассказать о том, что произошло. И Феодор ответил, ничего не утаив, что раньше ему не приходила мысль о том, что он сменит своего учителя на посту главы общежития, но теперь он захвачен этим помыслом целиком. Преподобный Пахомий — не от обиды, но думая только о духовном состоянии своего ученика — отослал его от себя и лишил всякой власти. Перед смертью подвижник простил своего ученика и восстановил его в прежнем достоинстве.
Личный пример
Именно для решения спорных вопросов и был написан первый устав монашеского общежития. Вот некоторые из его положений: «Позволяй каждому есть по потребности. Назначай им труды, соразмерные с силами каждого. Труды тяжелые возлагай на тех, которые крепче силами и больше едят; а малые и легкие назначай слабым, которые не привыкли к подвижничеству». Видно, что правила монастыря были созданы для того, чтобы помочь не только сильным духом, но и немощным братиям.
Нужно сказать, что сам преподобный Пахомий неукоснительно соблюдал все эти правила. И даже когда к нему пришла его сестра Мария, он отказался встретиться с ней. Святой Пахомий распорядился, чтобы монахи построили для нее жилище на другой стороне Нила. Со временем там появилась женская монашеская обитель.
Прекраснейшее из видений
Преподобный Пахомий умер в 348 году в возрасте пятидесяти трех лет во время одной из эпидемий. Перед смертью он так ослаб, что его тяготило даже толстое одеяло, и его любимый ученик Феодор укрыл его более легким новым покрывалом, но подвижник попросил не делать для него исключения. Старец боялся, что это может кого-нибудь ввести в соблазн. Тогда Феодор снял с него это покрывало и накрыл другим, наравне со всеми больными.
Преподобный Пахомий Великий был исполнен величайших духовных дарований и величайшей скромности. Однажды братия попросили его рассказать какое-нибудь из его видений, и он сказал: «Тот, кто исполнен грехов, не получит благодати духовных видений. Но если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого — вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».
27 мая 2017 г.