Дар смиренному сердцу

Дар смиренному сердцу

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23). Этот отрывок из послания апостола Павла Галатам мы часто слышим в храме. Лучше понять его содержание помогает нашим читателям Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.


— Владыка, мы беседуем с Вами в дни Рождественского поста. Человек так устроен, что ему важно видеть результат своих трудов. А может ли христианин увидеть плод своего постного подвига?

— Я думаю, что может. Было бы, наверное, неправильно категорично утверждать, что я его увидел и почувствовал в своей жизни. Но некий отголосок этого плода может почувствовать каждый.

Это, кстати, касается любого труда, который мы совершаем, готовясь к какому-то большому событию. Ну, например, всем с детства знакомо чувство, возникающее, когда мы готовимся к встрече Нового года и Рождества: наряжаем елку, готовим подарки. Дети, как правило, ждут этого события уже с начала зимы. А мудрые родители дают им всевозможные задания, выполняя которые дети смогли бы подготовиться к празднику. Это касается и других событий. Помню, как будучи еще совсем юным я пришел однажды в храм на Пасху. В полночь мы совершали крестный ход вокруг храма. До сих пор помню запах весны, слезы на глазах людей и удивительное чувство: «Дожили!». Ведь когда ты чего-то очень сильно ждешь, к чему-то готовишься, это приносит неподдельную радость.

Поэтому настоящий плод духовный не может быть получен сразу, без труда, без подвига. И этот плод не может зависеть только от самого человека, в первую очередь он зависит от Бога, Который посылает духовную радость просящему.

В полной мере духовный плод наших трудов могут почувствовать люди, которые находятся с нами рядом. По нашему поведению, по тому настрою, который приобретает наша душа. К примеру, обидели, оскорбили человека, а он реагирует мягкостью, щедростью душевной, на колкое слово в свой адрес отвечает добрым, ласковым словом. Мы видим из житий мучеников, как порой их кротость, радость, с которой они переносили страдания, их благодарность Богу заставляли мучителей становиться христианами. К примеру, так поступил один из мучителей сорока Севастийских мучеников.

— А если к концу поста возникает чувство, что вся твоя жизнь в эти дни состояла из ошибок и падений, как бороться с унынием?

— Пост, как и любой другой подвиг, нельзя оценивать только с точки зрения веса приобретенной благодати. Ведь бывает, что человек молится в рассеянности, невнимании. Но молитвенное правило для того и существует, чтобы человек, совершая его, приходил в то чувство, с которым он должен представать перед Богом. И если мы хотя бы к последней молитве собрались с мыслями, это уже победа.

Так и постный подвиг. Он обнажает страсти, открывает немощи сердца, дает возможность человеку по-настоящему видеть, кто он есть на самом деле, и встать на путь исправления.

— Апостол Павел в своем послании к Галатам перечисляет плоды духа. Как понимать это выражение?

— Я думаю, что апостол Павел пишет о Духе Божием, Который является абсолютным благом и проявляется в этом мире только через любовь. Человек ощущает Его действие именно через добродетели. Преподобный — это человек, который в результате труда, подвига стяжевает определенные добродетели, дары, которыми Бог проявляет Себя в окружающем нас мире.

— Один из этих плодов — воздержание. Но разве воздержание — результат, а не начало духовного делания?

— Это и начало, и плод. Как с покаянием — с него начинается настоящая духовная жизнь. Но чем больше человек кается, тем лучше он видит свои грехи и тем сильнее у него желание покаяться вновь. Это не значит, что человек стал хуже. Просто в его сердце открывается добродетель. Древним подвижникам было свойственно сверхъестественное воздержание от пищи. Это именно плод подвига, когда в человеке происходит такая перемена, что даже естественные желания в его теле увядают, и он духа жизни получает через духовное делание.

— Апостол говорит о том, что радость — один из признаков правильного духовного устроения. Но если ее нет, что делать? Радоваться через силу?

— Нет, конечно. Вообще, притворство — это самое опасное, что может быть в духовной жизни. Конечно, правила хорошего тона предписывают человеку не всегда выражать свое недовольство, проще говоря, терпеть. Но играть при этом какую-то роль не следует.

Господь призывает нас к радости. Но мы, омраченные страстями, воспринимаем порой иго Христово не как благое, а как неудобоносимое. Потому и на сердце печаль, неудовлетворенность. А настоящая радость — дар Божий человеку, который трудится, подвизается не корысти ради, а со смирением.

— Почему вера также относится к плодам духа? Ведь с нее все начинается.

— Опять же, вера и источник, и исполнение чаяний человека. Верой все в этом мире стоит и движется. Сначала человек трудится и понуждает себя поверить Богу, шагнуть за Христом, не испугаться. А дальше Господь умножит эту веру.

Помните, как в Евангелии: И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру (Лк. 17, 5). То есть вера человека должна вырасти, окрепнуть. А Христос им на это отвечает: Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас (Лк. 17, 6). Это не значит, что у апостолов не было веры. Господь хочет показать, что даже малая вера способна творить чудеса. Но человеку обязательно нужно сделать движение навстречу Богу. Ведь одно дело — поверить в Бога, и совсем другое — поверить Богу. Господь хочет, чтобы мы поверили Его учению и последовали за Ним.

— Как можно современному человеку объяснить, что такое благость и кротость?

— Знаете, как говорят — кроткая лань. Почему? Потому что ее поступь — это даже не боязливость, а трепетность, благоговение. Кроткий человек — это не трус, это тот, кто чувствует боль, обиду другого, очень внимательно относится к своим ближним, к тем обстоятельствам, которые развиваются вокруг него. Господь говорит: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2). Помните, когда ревностный пророк Илия удаляется в пустыню, ему было повеление: Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] (3 Цар. 19, 11–12). Благость Божия может коснуться только сердца очень кроткого, смиренного человека. Истина Божия всегда в тишине является, величие Божие проявляется в таких ситуациях, которые требуют от человека глубокого смирения и внимания.

— А современный человек, живущий в мире, где многое построено на грубых, плотских удовольствиях и впечатлениях, имеет шанс воспитать такую кротость в своем сердце?

— Я думаю, что человеку во все времена свойственно искать этой добродетели. Ведь любому человеку свойственно более комфортно ощущать себя в объятиях своей матери, чем под ремнем своего отца. Эта кротость материнская, любвеобильность придает нам новые силы. Но чтобы увидеть, оценить эти качества, чтобы стяжать их в своем сердце, нужен духовный труд.

— Как понимать последние слова «на таковых нет закона»? Достигшие духовного совершенства не должны уже соблюдать заповеди Божии?

— Нет, они должны соблюдать заповеди. Но заповеди есть детоводитель ко Христу. А Христос, придя на землю, приносит нечто большее, Он освобождает человека, в том числе и от закона. Это не значит, что христианину не нужно соблюдать заповеди и исполнять определенные правила. Когда люди сегодня говорят, что им не нужен храм, не нужны заповеди, что они с Богом общаются напрямую, всегда возникает вопрос: а на чем строится это общение? Ведь настоящая свобода — это дар, который стяжевается великим подвигом. Эта свобода дает возможность достигнуть более высокого уровня, когда внешние правила уже играют второстепенную роль. К примеру, прежде чем преподобный Серафим Саровский вышел на старческое служение, он был и столпником, и молчальником, и пустынником. Он прошел все степени подвига, исполнил все заповеди. И это как раз его освободило. Не исполняя же заповеди Божии, сразу достигнуть внутренней свободы невозможно.

— Эти строки из послания апостола Павла прежде всего относятся к святым. А одним из самых известных святых является святитель Николай, чью память мы отмечаем в эти дни. Что бы Вам хотелось пожелать читателям в этот праздник?

— В тропаре святителю Николаю есть замечательные слова: «Правило веры, образ кротости, воздержания учителю…» Однако эти качества должны быть свойственны не только тем, кто достиг святости и прославлен Церковью, но и любому христианину, каждому из нас. И я хотел бы пожелать, чтобы все мы старались приобретать эти добродетели или, по крайней мере, вставали на этот путь, не боялись совершать дела кротости, милосердия, воздержания и не оборачивались бы назад, думая: «А как на это посмотрят наши ближние?» Служение Богу требует не только внешнего подвига, но и внутреннего бесстрашия, когда человек ради совершения добродетели готов сделать определенные шаги, которые могут вызвать в обществе непонимание или даже осуждение. Желаю, чтобы мы не боялись быть верующими, идти за Христом и стяжевать духовный плод.

Беседовала Марина Шмелева


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи