Возможность очнуться от греховного сна

Возможность очнуться от греховного сна Продолжается Рождественский пост, в течение которого христиане совершают аскетический подвиг. Да, ему есть место в суетной жизни человека, обремененного земными заботами и немощами. Но вот каким этот подвиг должен быть, в чем заключается его истинный смысл, что он требует от христианина и что может дать ему? Мыслями на данную тему с читателями делится Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.


— Владыка, как Вы думаете, почему постом в первую очередь разговор заходит об ограничениях в еде?

— Думаю, здесь уместно вспомнить знаменитую беседу самарянки с Христом (см.: Ин. 4, 5–39). Господь, шедший с учениками через Самарию, остановился у колодца Иакова. В то время как ученики отправились в город, к колодцу за водой пришла женщина, и Христос заговорил с ней. Если мы внимательно посмотрим в текст, то заметим, что Господь начинает беседу издалека, задает вопросы, побуждающие к внутренней работе. И начинается она с самых простых вещей. Христос просит подать ему воды, а самарянка смущается. Господь говорит, если бы она знала, Кто Он, то сама просила бы у Него воды, а женщина только удивляется: как же она может просить пить у человека, не имеющего с собой даже кружки? То есть речь зашла о том, чем живут люди: еда, вода, посуда. Но потом женщина стала задавать Ему серьезные духовные вопросы, где нужно покланяться и как служить Богу, признала в Нем Мессию, наконец, привела к колодцу жителей, чтобы и они услышали слово Божие.

Этот отрывок показывает, как зарождается духовная жизнь и как она меняет человека. В большинстве случаев к Богу приходят в поисках ответов на элементарные вопросы: как красить яйца на Пасху, печь куличи, что можно, а что нельзя есть в пост. Ничего не поделаешь, человек так устроен. Конечно, хочется верить, что Господь просветит его сердце, и у него возникнут вопросы не только о том, как правильно поститься, но и для чего это нужно, что еще можно сделать: читать молитвы, посещать богослужения, участвовать в Таинствах и т. д.

— Почему возможность выдержать пост по Уставу некоторыми людьми воспринимается как величайшая победа, иногда более существенная, чем победа над грехами?

— Думаю, это чувство имеет несколько аспектов. Один из них — отсутствие духовного опыта. Господь учит: ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6, 6). Пост тоже предполагает некую скрытность. Об этом нельзя трубить направо и налево, потому что пост является внутренним подвигом. Например, в монастырях есть замечательная традиция, в соответствии с которой братии не рекомендуется заглядывать в чужую тарелку или кружку. Как правило, на трапезе в обителях даже не используют стеклянные стаканы. Это опять-таки помогает приобрести определенный духовный опыт и понять, что такое пост: личный подвиг или его отсутствие.

Не нужно смотреть, кто и сколько съел или выпил. Нужно быть внимательным к себе. В Евангелии об этом говорится следующее: а ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф. 6, 17–18). Главный принцип поста состоит в том, чтобы не выставлять его напоказ.

Но это не значит, что, скрывая пост, нужно отказываться от него. Допустим, человек приходит на корпоративный или семейный праздник, где есть гости как постящиеся, так и не постящиеся, и ему советуют быть скромнее, смиреннее, не афишировать свои принципы, и есть то, что дают, ведь главное — поститься духовно. Это неправильно. Пост действительно предполагает и смирение, и скрытность, но при этом и подвиг воздержания. С другой стороны, если речь идет о начальниках или родителях, то им обязательно нужно быть примером для подчиненных, детей и внуков. Поэтому следует придерживаться золотой середины.

— Кто-то из священников сказал, что ограничение в еде постом помогает лучше почувствовать праздник. Точно ли радость будет связана с праздником, а не окончанием поста?

— Не думаю, что батюшка имел в виду, что чем меньше человек поест, тем вкуснее ему будет потом. Хотя от себя скажу — вкус пищи можно почувствовать, равно как и воздать благодарность за нее, только поголодав. Чему будет радоваться человек, зависит только от него. Старец Иосиф Афонский (Исихаст), будучи мирянином, уходил в горы, молился, усердно постился, не вкушая пищи по несколько дней, и просил Господа простить его за то, что он не может подвизаться, как настоящие монахи, и обходиться без пищи еще дольше. Для него духовные подвиги — пост, молитва, бдение — были не самоистязанием, а желанием приблизиться к Богу.

Господь пришел в мир не просто исцелять и творить добро, Он пришел принести Себя в жертву. Вот и в жизни христианина должно быть нечто подобное. Наша цель — уподобление Богу, и без самопожертвования здесь не обойтись. Постом мы отказываемся от многих благ и так приносим жертву Господу. Это подобно тому, как ребенок делает родителям подарок — дарит рисунок или поделку. Если подумать, то этот рисунок никому не нужен, однако его все равно очень приятно получить. Потому что ребенок ради родителя и его любви потратил силы, время, принес своего рода жертву. Христианин, как этот ребенок, тоже должен получать утешение от того, что может хоть что-то пожертвовать Богу, таким образом выразив свою любовь.

— О мере поста всегда рекомендуют советоваться со священником, а лучше с духовником. Что же делать, если духовника нет, а священники дают разные наставления?

— Могу сказать, что Великим постом ни о мясе, ни о рыбе, ни о молочных продуктах речи быть не может. К вину в России особое отношение, поэтому если пост пройдет без него, ничего страшного не случится. А вот от масла я советую мирянам не отказываться. Рождественским постом можно вкушать масло и рыбу за исключением среды, пятницы и дней предпразднства. Для монахов же строгие правила имеют практическое значение, поэтому им советую следовать монастырскому уставу.

Монастырский устав — это некий идеал. Хочет человек поститься так, как написано, пусть попробует. Но только пользу, которую может принести соблюдение этого устава, он вряд ли получит. Дело в том, что монастырский устав, по которому строится наше богослужение, пришел из Средиземноморья, чья культура существенно отличается от культуры наших широт. Это касается и церковной жизни, и кухни, и одежды, и т. д. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье оливковое масло было символом благосостояния. А чем оно было для русского человека? Да каких-то пару десятилетий назад мы о нем даже не слышали. Поэтому нам следует руководствоваться здравым смыслом.

Отсутствие масла, вина и прочих продуктов, которые можно вкушать постом, напрямую связано с ежедневным монастырским богослужением. Если совершали полиелей, значит, на трапезе будет масло. Если нет, то нет. Это касается и употребления вина. Если было всенощное бдение или лития, то будет и вино. Мирскому человеку невозможно за этим наблюдать, его режим питания никак не связан с богослужением. Миряне и на службе-то не каждый день бывают, хорошо, если придут в воскресный день или праздник. Из этого следует, что человеку необходимо советоваться со священником. Во-первых, чтобы, отступая от монастырского устава, не отказаться от поста вовсе. Во-вторых, чтобы найти доброго наставника, который имеет личный опыт и может им поделиться. В-третьих, пост — это духовное делание, это молитвенное правило, которое может быть либо увеличено, либо сокращено, и здесь совет священника поможет не впасть в тщеславие, самомнение и расслабление.

— Почему меру поста должен определять именно священник? Человек ведь и сам знает свои слабости, пристрастия, особенности организма, в конце концов, диагнозы. Может ли он сам определить себе меру?

— Если у человека есть заболевания, которые требуют употребления определенных продуктов, то он должен соблюдать свой собственный рацион. Об этом и в Уставе сказано: послабления даются немощным, пожилым и беременным. Человеку нельзя себя ограничивать так, чтобы потом едва ноги таскать. Поэтому кроме совета священника должны быть еще и рекомендации врача, о которых следует сообщить батюшке.

Что касается меры поста, то человек, постящийся на протяжении многих лет, имеет сложившиеся привычки и правила и может самостоятельно определить, что он выдержит, а что нет. Человеку, постящемуся впервые, лучше быть к себе строже. И, конечно, стоит помнить фразу: «Все ешьте, только друг друга не ешьте!». То есть внимательно смотрите за собой. Если ничего не вкушаете, но обижаете ближних, то и никакой пользы от поста не будет. Однако не будет ее и в том случае, если будете добры к людям, но не приложите никаких усилий к тому, чтобы себя в чем-то ограничить.

— По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». В связи с этим высказыванием — следующий вопрос. Разве мы не должны всегда стремиться к изменениям в лучшую сторону?

— Конечно, должны. Мать Церковь, зная природу человеческую, ее немощи, склонность к духовной расслабленности, ввела посты, чтобы выдернуть нас из постоянного греходелания. Если не будет поста, человек вообще не вспомнит о своих обязанностях. Пост — реакция Церкви на охлаждение веры. Вспомним, что Сам Господь постился, что первые христиане жили очень напряженной духовной жизнью. Но по мере присоединения новых членов вера слабела, поэтому Церковь и дала людям новую возможность отрезвиться, очнуться от греховного сна и приблизиться к совершенству.

Беседовала Дарья Хохлова

Фото Алексея Лузгана

* * *

Читателю

На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи