В поисках общего языка

В поисках общего языка

Общение должно быть приятным. Общение с христианином, церковным человеком особенно. Если это не так, стоит задуматься. В чем причина, кто прав, а кто виноват и что делать, если происходят ссоры между церковными людьми и теми, кто пока далек от храма? Начнем с самых общих вопросов, на которые ответит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

— Владыка, скажите, кого можно назвать и кто в действительности является воцерковленным человеком?

— Часто людей, верующих в Бога, называют «глубоко верующими». По моему убеждению, глубина веры человека не может быть измерена доступными и понятными нам методиками. Из Евангелия мы знаем, если будем иметь веру с горчичное зерно и скажем горе: «Перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для нас (см.: Мф. 17, 20). Так что величина или глубина нашей веры — это степень нашего доверия Богу.

По-настоящему верующим человеком является тот, кто готов жить по заповедям Божиим и следовать Евангелию. Если же мы говорим о воцерковленности, то церковным человеком можно считать того, кто руководствуется голосом и авторитетом Церкви. Соответственно, верующий церковный человек — человек, живущий по вере и прислушивающийся к тому, что говорит Святая Церковь. Он следует правилам церковной жизни, участвует в богослужении, приступает к Таинствам: исповедуется и причащается. В общем, живет полноценной церковной жизнью.

Однако сложно считать воцерковленность величиной постоянной. В душе человека это, скажем так, чувство растет и изменяется по мере приобретения опыта церковной жизни. Как только человек поверил в Бога и пришел в храм, начинается процесс воцерковления. Конечно, он может пройти быстро. Но зачастую он длится долгие годы. Мало ведь научиться выполнять внешние предписания и соблюдать церковный этикет. Нужно воцерковиться сердцем, душой, полностью войти и вникнуть в церковные традиции, в Предание и, наконец, осознать, что голос Церкви действительно стал авторитетом.

— А что Вы можете сказать о неофитах, или новоначальных?

— Неофит, или новоначальный, — человек, только-только начинающий жить церковной жизнью. Как правило, явление неофитства — результат большой ревности, большого воодушевления и духовного подъема, которые человек переживает в своем сердце. Конечно, здесь есть место неопытности, гордости и тщеславию. Но это тот период, через который должен пройти человек, пришедший в храм, пришедший к Господу. В этот период человек благостно ощущает мир и особенно присутствие Бога в своей жизни. Но, повторюсь, говорить о какой-то опытности, о постоянстве в это время не приходится. Все эти чувства должны укрепиться в сердце, а сам человек — познать свою немощь.

Неофит, или новоначальный, находясь в отправной точке своего пути, еще не знает проблем церковной жизни и трудностей духовного роста. Ему море по колено и горы по плечо. Он счастливый человек, он обрел новую веру, новую жизнь. И слава Богу! Пусть он немножко насладится этим моментом. Главное — потом обязательно возрасти, обрести опытность и настоящую церковность.

— Как Вы думаете, приобрело ли слово «неофит» несколько негативную окраску?

— Думаю, что нет. Хотя сегодня, когда кто-либо хочет подчеркнуть неопытность человека, может быть, некую неосновательность в церковной жизни, применяет этот термин. Впрочем, неофитом также можно назвать новичка в любой сфере деятельности. Например, придя в какую-то профессию, человек, еще не зная всех ее особенностей и трудностей, думает, что он один знает, как нужно, что он сделает лучше всех, да еще и других научит. Вот так обычно и возникают трагикомические ситуации, придающие слову «неофит» негативную коннотацию.

А вот в монашеской традиции у греков есть даже имя такое — Неофит. Да и я лично ничего плохого в неофитстве не вижу. Это блаженное состояние человека, очень ярко и остро чувствующего. Конечно, очень хорошо, если у новоначального появится духовник, и он будет руководствоваться не собственными мыслями, далеко не всегда навеваемыми ему Божественной благодатью, а словом старшего и опытного товарища, друга, тем более священника, который наставит, поддержит и оградит от ошибок.

Новоначальному обязательно нужно найти духовного руководителя, потому что, к сожалению, все недоразумения происходят как раз, когда человек не верит никому, кроме себя. Доверяющий только себе и в повседневной общественной жизни совершит много ошибок и доставит массу проблем ближним и родным, а в духовной жизни — тем более.

— Часто можно услышать дискуссии о проблемах, возникающих в общении людей церковных и нецерковных. Не могли бы Вы рассказать, что это за проблемы и почему они возникают?

— Любые проблемы возникают из-за недопонимания и незнания. Верующий, но нецерковный человек может быть просто не знаком с трудностями духовной жизни и вообще Церкви. Церковный же человек живет с Церковью, принимает и ее благодать, и ее трудности. Он не будет отделять себя от Церкви. Множество конфликтов между нецерковными и церковными людьми возникают по причине того, что первые смотрят на Церковь со стороны и не собираются участвовать в ее жизни, разделять ответственность, вторые тоже не всегда могут себя правильно вести. В любом случае, все это ведет к непониманию, осуждению и всему, что ранит, причиняет людям боль и обиду.

3-2-1.jpgНа мой взгляд, появление подобных конфликтов связано еще и с тем, что в нашей стране огромное количество людей не было воспитано в православной традиции. А как мы знаем, если ребенка воспитывают определенным образом, чему-то учат, то это потом становится для него нормой, частью бытия. В России на протяжении многих десятилетий Церковь не просто была отделена от общества, а подвергалась жесточайшему давлению со стороны государства, в результате чего люди воспитывались в расцерковленной среде. Вплоть до сегодняшнего дня для многих появление священника, проявление форм церковной жизни в обществе — нонсенс, что-то странное и непонятное. Что и говорить о людях зрелого, тем более пожилого возраста. Обычно непонятное вызывает у них отторжение. Отсюда и конфликт. Но, как мне кажется, не по причине неприязни по отношению к Церкви. И у наших прихожан, и у нецерковных людей планка очень высока. Они хотят видеть в Церкви высший идеал и справедливость, о чем говорится в Евангелии. Нецерковные люди подсознательно ждут от священнослужителей, от церковных людей неукоснительного следования этому идеалу. А в повседневности что? Немощь, грехи, страсти, неправильная реакция верующих. Но никто же не застрахован от падений.

Вообще, я бы не стал делить общество на людей нецерковных и церковных. Для Господа, для Церкви каждая человеческая душа дорога, бесконечно любима. В храме рады любому человеку. Пусть он новоначальный, все равно любой священник, да и многие из прихожан протянут ему руку. Это наша обязанность — делиться своей верой, проповедовать. Это заповедь, которую Господь оставляет после Вознесения: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Мы должны собственным примером показывать окружающим красоту церковной жизни и благодать Божию, которая дается в храме.

— Что же делать, если конфликт возник в семье, между церковными и нецерковными родственниками?

— Опять-таки, это связано с тем, что большинство наших граждан воспитывались в нецерковной среде. Поэтому для семьи приход родственника к вере, будь то ребенок, родитель или один из супругов, становится испытанием. Встреча с Христом действительно переворачивает мировоззрение, заставляет многое переосмыслить. Человек теперь руководствуется иными правилами, интересами, в то время как родственникам, знакомым, сослуживцам это непонятно — образ мышления ведь различен. И сразу возникает вопрос: «Что случилось?».

Родители, разумеется, беспокоятся за своих чад. К сожалению, бывают и ссоры, и даже трагедии. По этому поводу в Евангелии есть несколько слов, которые можно привести в качестве оправдания этих ситуаций: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 34). Господь порой разделяет близких людей, но не потому, что хочет этого. Дело в том, что человек вследствие греховности так изменился, что появление в его жизни Бога требует серьезных изменений. А близкие, бывает, не готовы это принять.

Но хочется вот что добавить. Если люди действительно любят друг друга, если они близки по духу, Господь вряд ли их разделит. Такие люди с мудростью подойдут к ситуации и обязательно найдут компромисс.

— Скажите, трудности обычно возникают при общении «зрелых» церковных и нецерковных людей или же неофитов и нецерковных людей?

— Все-таки более горячий и ревностный неофит. И, определенно, конфликт будет. Зрелый церковный человек на многие вещи смотрит иначе — с осознанием собственной немощи и греховности, со смирением, которое он приобретал трудами и долгими поисками. Будет ли он спорить, учить жизни, если сам прекрасно знает себе цену? Не думаю.

В свое время я спрашивал нашего лаврского духовника архимандрита Кирилла (Павлова) о том, как избегать конфликтов, находить компромиссы. Отец Кирилл, будучи смиренным человеком, сказал мне удивительные слова: «Старайся не обижать человека в его лучших чувствах». И правда ведь, когда мы говорим о церковных правилах, в большинстве случаев, увы, мы пытаемся указать на недостатки оппонента. Кому же это понравится? Духовник, опытный пастырь, если и видит ошибающегося, должен подобрать ключик к этому человеку, найти нужные слова, кого-то пожурить, кого-то утешить. Любой церковный человек тоже должен следовать этому примеру, и, уверен, он обязательно в нужный момент скажет то, что нужно.

Беседовала Дарья Хохлова

Продолжение беседы в следующем номере


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи