Проповедь в канун Праздника Торжества Православия

Проповедь в канун Праздника Торжества Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сердечно всех вас поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста. Завтра наша Церковь воспоминает событие, которое случилось много веков назад, в 843 году. Церковь окончательно победила ересь иконоборчества, и было установлено совершать каждый год на первой неделе Великого поста так называемое Торжество Православия. Был составлен особый чин, который завтра будет совершаться во всех храмах и соборах, в том числе, и в нашем кафедральном соборе. Мы будем возглашать анафемы тем людям, которые отступили от Бога, от Православия, и восклицать вечную память тем, кто своей жизнью, своим подвигом, своим неравнодушием защищал Церковь, укреплял и развивал.

Ежегодно мы совершаем чин Торжества Православия, в котором наглядным образом показывается, что Церковь на протяжении многих столетий укреплялась, росла, крепла. Но сегодня, с одной стороны, Церковь имеет свободу, возможность абсолютно безбоязненно проповедовать, развиваться. Однако же мы видим, что достаточно много людей относится к Церкви критично. А многие, что еще более печально, не относятся к Церкви вообще никак. Огромное количество людей, которые холодны, равнодушны и как говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). Эта теплохладность, это равнодушие, когда человек на самом деле по большому счету и верит, и не верит, а глубоко его вообще не занимают вопросы духовной жизни, сегодня очень распространены. И что говорить о людях внешних, мы это видим и чувствуем это в своих сердцах, в своей жизни. На чине Торжества Православия, скорее всего, останется очень и очень немного людей, даже из тех, кто будет причащаться.

И вот всегда у меня возникает вопрос: в чем же Торжество нашего Православия, если верующих людей немного, храмы не всегда бывают полны, даже в такие великие праздники? А если посмотреть на историю Церкви, например, на ХХ век, то о каком торжестве можно говорить? Храмы были разрушены, уничтожены, огромное количество священнослужителей и мирян были расстреляны, сосланы. Одним словом, Церковь была практически полностью разгромлена.

Но я думаю, что каждый из нас, каждый верующий человек, должен, прежде всего, думать о торжестве не внешней стороны церковной жизни, а о том духовном торжестве, которое открывает человеку Церковь. Жизни, которая на первый взгляд невидима человеческому взору. Ведь как только мы начинаем осуждать не ближних, а себя, как только мы начинаем задумываться о своих поступках, о своих грехах, страстях, а самое главное начинаем исправляться, мы видим, что действительно, Бог торжествует в нашем сердце, наполняет его смыслом, радостью. И даже в скорбях, печалях, болезнях человек приобретает такую крепость, которая ни с чем не может сравниться. Мы должны всегда с вами помнить, что в каких бы тяжелых обстоятельствах каждый из нас не находился, в каких бы искушениях и трудностях не оказалась бы наша Православная Церковь, Господь всегда рядом с нами, Он помогает каждому человеку.

Часто спрашивают по поводу анафематствования, которые слышны в этот день в храме. Многие из вас слышали слова осуждения в адрес Церкви по поводу анафематствования великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Люди говорят: «Ну как же Церковь допускает такие вещи! Это такой великий ум, как же его отлучили?! Как вообще Церковь может отказаться от своих чад, пойти на такие радикальные меры?!». Но анафематствование – это не в прямом смысле слова отлучение от Церкви, это констатация уже существующего факта. Своим учением Толстой за много лет до провозглашения Церковью анафемы сам себя отлучил и неоднократно об этом говорил во всеуслышание. И в древности, и в наше время огромное количество людей, которые покидая православный храм, делали это абсолютно добровольно. И Церковь, спустя долгое время лишь констатирует уже сложившееся положение вещей.

Бог никогда не отступает от человека, если человек сам не отступает от Него. Все мы с вами помним притчу о блудном сыне. Предав своего родителя, этот юноша получает причитающиеся ему наследство, уходит на сторону далече и все прогуливает. Спустя какое-то время он возвращается назад, и мы видим, что отец принимает его. Это свойство любого родителя – своих детей всегда прощать и миловать. Но с другой стороны, мы видим, что родитель выбегает навстречу сыну в тот момент, когда в сердце этого человека произошла перемена. Первый шаг должен был сделать сын. Господь каждого из нас зовет, но ждет, что мы сделаем первый шаг. И когда мы слышим разговор о том, почему Господь не спасает, почему Господь не исправляет, почему Господь и мне не помогает в той или иной ситуации, в этом есть определенное лукавство, которое присутствует в сердце любого из нас. Если мы хотим встречи с Богом, то должны просто вслушаться, присмотреться к своему сердцу, Господь стучит в сердце каждого человека и нужно сделать лишь только маленький шаг, как тот блудный сын, который одумался и сказал: «Господи, виноват я пред Тобою, виноват пред отцом». Он пошел в сторону дома, и отец выбежал ему навстречу. Мы не видим ни обличений, ни каких-то слов, которыми он пытался бы вразумить, исправить сына – нет, отец, увидев его покаяние, его искреннее движение сердечное, просто выбегает навстречу.

Будем об этом помнить в завтрашний день, когда будем совершать чин Торжества Православия, и будем размышлять о том, что Господь должен торжествовать в сердце человека. И если дал нам Господь жить во времена благоденствия церковного, слава Богу! Если завтра что-либо в нашей жизни переменится, не будем унывать, а будем верны Господу, Церкви Его Святой и своей совести!

Сердечно вас поздравляю, дорогие братья и сестры, желаю всем помощи Божьей. Великим постом каждому православному человеку нужно постараться больше внимания уделять духовной жизни, посещению богослужений в храме и, конечно, чаще приступать к Чаше Христовой. чтобы освятиться, приблизиться к Богу. Давайте постараемся провести Великий пост так, чтобы потом совесть нас не обличала. И пока у нас есть возможность быть рядом со Христом, быть в Его святом храме, будем это с радостью и без уныния делать. С праздником!


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

4 марта 2017 г


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи