«Я не стыжусь благовествования Христова»

«Я не стыжусь благовествования Христова»

Как мы поступаем, если возникает необходимость признаться окружающим в своей вере, рассказать о Божьем замысле относительно нашего мира, о праведном суде Божьем, которого не минует никто? Возможно, что апостол Павел имел в виду именно такую ситуацию, когда обращался в одном из своих Посланий к Римлянам со словами: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим. 1, 16). Его Послания, как и письма других апостолов к своим ученикам, к разным церковным общинам, занимают почти половину Нового Завета и очень ценны для Церкви. Как создавались эти Послания, какие вопросы в них затрагивались, зачем мы их изучаем? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г.Покровска (Энгельса) священником Георгием Шматко.

– Отец Георгий, две тысячи лет назад были написаны все книги Нового Завета, в том числе и апостольские Послания. Чем они важны для современных христиан, почему эти тексты звучат постоянно на богослужениях?

– На долю первых апостолов выпала величайшая миссионерская задача. Горстка учеников, последователей Христа, превратилась во Вселенскую Церковь. И это чудо было совершено первоапостолами, получившими от Бога особый дар – созидать Церковь Христову. Распространяя учение Христово и создавая первые христианские общины, апостолы внимательно следили за их развитием, посылали в эти общины свои назидательные письма. Ведь христианство только нарождалось, и люди нуждались в апостольских поучениях. Поводом для написания были, прежде всего, забота и беспокойство о духовном благополучии первых христиан. Письменные послания укрепляли в первых христианах веру, предостерегали от лжеучителей, языческих предрассудков или собственных заблуждений.

Природа человеческая не сильно изменилась с тех пор. Еще царь Давид писал, что всяк человек ложь (Пс. 115, 2). И спустя тысячелетия люди совершают те же поступки, страдают от тех же грехов и страстей, мучаются теми же проблемами, что и в апостольские времена. Поэтому Послания апостолов сегодня актуальны так же, как и на заре христианской жизни. Особенно ценны для нас Послания апостола Павла. Святитель Иоанн Златоуст сравнивал их с неиссякаемыми источниками, которые становятся только полнее, чем больше мы из них пьем.

– Поясните, отец Георгий, почему при чтении «Апостола» чтец идет «в народ», встает в середине храма, а священник в алтаре садится?

– Потому что прежде чем Сам Господь обращался к людям с учением о Царстве Божием, Он послал Своих учеников с проповедью в народ. Во время Литургии, а она чрезвычайно символична, происходит то же самое. Сначала в храме читают книгу «Апостол», а потом звучит Слово Божие – Евангелие. Священник во время чтения апостольских Посланий или Деяний сидит, потому что на нем почивают те же дары, что и на апостолах. Между ними Церковью установлено иерархическое равенство. Священник имеет такое же право на проповедь, как его имели две тысячи лет назад апостолы.

– Судя по количеству Посланий, Павел, которому принадлежит 14 писем, среди всех апостолов – самый великий труженик. Какая необходимость была в этих эпистолярных творениях, ведь он много путешествовал, лично общался со многими людьми?

– Жизнь апостола Павла вообще чрезвычайно удивительна. Может ли человек так внезапно поменять судьбу, как это сделал он? Простой человек не может, а Павел был избранным. Злейший враг христиан, услышав призыв Господа, в одночасье становится самым ревностным защитником веры Христовой! В отличие от других апостолов, Павел был образованным человеком. Он и стал гонителем христиан, потому что хорошо знал Священное Писание, горячо верил в Бога и считал христиан Его хулителями. Он был готов по закону побивать их камнями и даже участвовал в избиении первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. А потом в разных частях древнего мира создавал христианские церкви, стал настоящим пастырем, тружеником Христовым.

В его путешествиях им руководил Дух Святой, который в ведениях указывал апостолу, где следует создавать церковь. И было в нем необычайное горение, дерзновение, в хорошем смысле этого слова. Христианство только нарождалось, оно нуждалось в назиданиях, в наставнике. Это сегодня в храме можно обратиться к любому священнослужителю и получить ответ. Да и других возможностей получить информацию у современного человека множество. А тогда – только он и его паства, которую нужно постоянно было укреплять в вере, следить за развитием христианских общин, чтобы не сбились с дороги. Поэтому апостол неустанно увещевает братьев, благовествует и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам (Рим. 1, 14). Он поучает их в своих Посланиях, потом сам едет к ним, потом снова шлет Послания. Пастырские письма наполнены беспокойством за духовное благополучие христиан, они передавались из одной церкви в другую, читались на богослужениях и становились на многие века нетленными сокровищами для христиан.

– Известно, что несколько Посланий были написаны апостолом Павлом в тюрьме. Оказавшись в узах, он преисполнен все той же решимостью проповедовать христианство, все так же бесстрашен. Обычному человеку трудно такое понять.

– А он и не был обычным человеком. Трудились многие, запомнились единицы, величайшим стал один – апостол Павел. Гонимый, преследуемый властями, в любую минуту готовый расстаться с жизнью, он неустанно продолжал вразумлять и наставлять своих соотечественников, даже находясь в заточении. Ради того, чтобы привести людей к святой жизни, Павел готов был, как и Христос, принести себя в жертву. В его Посланиях нет никакой фальши, все настоящее, идущее от горячего, любящего сердца. Он писал Галатам: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20.) Поразительные строки!

– Интересно, что Павел – единственный из апостолов, кто пишет в своих Посланиях о Евхаристии, хотя он как раз и не присутствовал на Тайной Вечере. Очень много внимания служитель Христов уделяет и семейным отношениям, хотя семью, как известно, не имел! Как такое возможно?

– Да, он не был с апостолами, когда Христос, преломив хлеб, сказал ученикам: Приимите, ядите; сие есть тело Мое… (Мк. 14, 22). Но он очень хорошо почувствовал важность единения с Христом, и это единение могло быть только в Евхаристии. Апостол Павел и возглавил первые Евхаристии в первых христианских общинах.

Ратуя за семью, он прежде всего заботился о своей пастве, чтобы люди не впадали в грех, чтобы предостеречь их от блуда, кровосмешения. Господь в заповедях не говорит конкретно о семье, а Павел пишет об этом подробно, и в Таинстве Венчания читается отрывок из его Послания к Ефесянам: Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33). Хотя сам он и не стремился создать семью, считая, что в его важном и крайне опасном деле лучше быть одному, но знал, как важна для иудеев семья.

– Апостолу Павлу принадлежат знаменитые часто цитируемые строки из Послания к Коринфянам, которые называют «гимном любви». По своей мощи, силе и правде, заключенных в каждом слове, чрезвычайной поэтичности, они действительно непревзойденны. О какой любви говорит апостол, к кому или к чему?

– Любовь – основное свойство Божие. Как говорит Иоанн Богослов: «Бог есть любовь». И апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит о любви как о некой христианской цели. Он, по сути, раскрывает свойства Божественной любви, которая «все покрывает» и все прощает. Мы видим, как Господь себя раздает в таинствах, как Он распинается за нас, как Он умаляется за нас. Сам Создатель умаляется до Своего создания, терпит от него поношения, плевки и унижения. Нам бывает трудно потерпеть от родного человека, от мужа или жены, а Господь терпит от всего человечества, ради его спасения идет на позорную смерть. Вот об этой любви и говорит апостол Павел! Эту любовь он познал на собственном опыте, поэтому и пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий…». А дальше апостол перечисляет 16 свойств любви, и над каждым его словом стоит задуматься. Любовь – величайший подвиг. Способны ли мы на него?

– Нам известны два Послания апостола Петра. Чему посвящены его творения, каковы основные темы его назиданий?

– В первом своем послании апостол Петр рассуждает об общих нравственных обязанностях христианина. По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Здесь же апостол пишет о смысле страданий, ибо страдающий плотию перестает грешить (4, 1). Во втором дошедшем до нас письме он обличает лжеучителей, напоминает о пришествии Господа для Страшного Суда. Ожидая сего, потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире (3, 14). Петр проповедовал в тех же землях, где находился апостол Павел. Он пишет свои Послания, когда Павел находится в заточении, и призывает христиан быть твердыми в вере, которой они с апостолом Павлом учили.

– Все апостольские Послания глубоки по смыслу, но некоторые очень трудны для понимания. Как в таком случае их читать? Или достаточно того, что мы слышим в храме на богослужениях?

– Один батюшка пошутил по этому поводу, сказав, что во время чтения «Апостола» в храме наступает благоговейное непонимание. Есть, действительно, тяжеловесные, трудные для понимания отрывки, но даже неофит, впервые услышав «гимн любви», непременно задумается. Нам оставлено в наследство бесценное сокровище, чтобы принять его, надо потрудиться над собой. Не читая творения апостолов, нельзя глубоко понять и Евангелие. Наверное, сейчас, в Апостольский пост, самое время открыть для себя, что же хотели сказать нам ученики Христовы, от чего пытались уберечь, к чему призывали. В этом и состоит актуальность Священного Писания, которое направляет нас на путь обновленной жизни. Чтобы ее плодом стала святость, а ее конец – началом жизни вечной.

Беседовала Ольга Стрелкова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи