Священник на исповеди – свидетель защиты

Священник на исповеди – свидетель защиты Протоиерей Андрей Битюков, настоятель храма во имя святой мученицы Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии СПбГМУ имени И. П. Павлова, клирик собора святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове (Санкт-Петербург).

– Безусловно, моя собственная первая исповедь повлияла на моё представление о том, как должен вести себя священник на исповеди. Особое внимание, нежность, соучастие в переживаниях человека – вот что должно у него быть. Нередко на первую исповедь приходят люди со страшно искалеченными душами. Бывает, много народа, праздник – неудобно проявить нужное внимание к человеку. И мы договариваемся перенести эту первую исповедь на другое время.

У меня от моей первой исповеди было очень сильное впечатление. Мне было 11 лет. Мы попали на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери в удивительный храм в деревне Голенково в Тверской области. Служил там чудесный батюшка, отец Владимир. Словно сошедший со страниц классической русской литературы – с длинными русыми волосами, с яркими голубыми глазами. Я удивился, настолько внимательно отнёсся он ко мне, мальчику, так заглянул внутрь меня… как-то очень нежно. Но в то же время заставил меня очень взыскательно посмотреть на свою жизнь. Кажется, исповедь продолжалась минут 20. Потом была служба, потом крестный ход… И всё это соединилось в какую-то радость.

Я после подошёл к отцу Владимиру, спросил, как поступают в семинарию. Он ответил: «Нам с тобой надо об этом отдельно поговорить, давай ещё встретимся». Но я уезжал домой, встретиться с ним не мог и стал писать ему письма. Сейчас он – иеромонах Варфоломей, насельник Ниловой пустыни на озере Селигер. Прошло уже больше четверти века, а он остался прежним.

Когда 26 лет спустя я, уже будучи священником, оказался в очень непростой ситуации, то нашёл его через интернет. Он, конечно, сразу меня не узнал и долго припоминал, что когда-то был такой мальчик, с которым он переписывался.

Многие боятся исповедоваться, думают, что священник – какой-то ментор, судья. Но это не так. Людям, готовящимся к исповеди, я объясняю: «Священник – за вас». Если рассматривать исповедь, как суд, то он, безусловно, свидетель защиты. Именно для этого он и стоит перед Богом вместе с кающимся. Но если человек не кается, священник вынужден сказать ему: «Тогда я не могу быть вашим свидетелем».

Каяться нужно затем, чтобы испытать радость прощения, убедиться, что ты любим Тем, у Кого любви неизмеримо больше, чем ты сам для себя намерил. «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю», – сказано в книге пророка Исайи. Вот эта радость от прощения должна сопровождать выношенную, правильно построенную исповедь. И пусть на первой исповеди человек скажет лишь о том, что сам сейчас считает грехом. Глубина покаяния ведь проявляется не сразу.

Мне доводилось исповедовать очень пожилых женщин. У многих из них плохая короткая память, а длинная – хорошая: одна читала мне стихи на французском, которые учила, когда была гимназисткой, и при этом каждый полчаса спрашивала, как меня зовут. Так вот, благодаря этой длинной памяти они вспоминают из своего далёкого прошлого что-то такое, что нужно вычистить. Со стыдом и трепетом они исповедуются в грехах своей молодости, о которых совсем было забыли, а благодаря перестройке механизма памяти вспомнили.

Мне тяжелее всего общаться на исповеди с людьми, которые не хотят раскаиваться. Они сами не знают, зачем приходят – им плохо, но разбираться со страстями, в которых погрязли, они не хотят. Бывает, что какие-то тяжкие грехи человек воспринимает просто как свойство своей личности или объясняет необходимостью, обстоятельствами. А тут не обстоятельства, а банальные эгоизм и алчность.

Я, если вижу, что человек не понимает тяжести своего состояния, конечно, общаюсь с ним довольно жёстко, стараюсь расставить все точки над «i»: у вас, говорю, сейчас не покаяние, а попытка поделиться с кем-то своим внутренним дискомфортом, обидой на зло, которое вам причинил кто-то другой; но вы-то сами не каетесь.

Иногда люди вообще не понимают, зачем нужна исповедь, и зачем на исповеди священник. И всё-таки приходят.

Мне кажется, должно быть соучастие священника в покаянии. Нельзя презирать того, кто пришёл на исповедь. Ты такой же, как и он, вы на равных: Господь тебя, грешника, поставил с епитрахилью у аналоя, а его, грешника, – перед тобой. И обоих вас судит. Часто, когда кто-то исповедуется, я вспоминаю свои забытые грехи: для священника исповедь – это ещё и школа. Иногда сам учишься у других каяться – когда видишь, как человек осознаёт себя, какой это действительно глубокий самоанализ.

Только без самоедства. Безусловно, в каждой конфликтной ситуации христианин должен искать свою греховную роль и осознавать её. Но оценивать её нужно реально.

Смиренный человек – это реалист. А считать себя виноватым вообще во всём – это ложное смирение.

Мы все хроники. Вот, например, у человека рана, которая загноилась. Больной приходит к хирургу, тот вскрывает гнойник, но рана-то остаётся. Её перевязывают, а через неделю больной снова приходит к врачу: рана его не исчезла, но немного поджила. И мы с болью снимаем повязку, опять накладываем мазь, опять бинтуем… Иногда рана так и не исчезает совсем – на всю земную жизнь остаётся рубец. То же самое и с грехом. Но если человек приходит на исповедь, значит, он этот грех видит, значит, его совесть не спит.

Это же не в душ сходить помыться. Если ты не каешься, то просто тратишь своё и батюшкино время неизвестно зачем. Но если мы искренни, отчаиваться не надо.

Спасение наше совершается не нами, а Богом. Мы знаем, что надо делать, но делаем плохо, на «двойку». Но раз Господь нас когда-то к Себе призвал, Он нас к Себе потихонечку и ведёт. Пройдёт время, и какие-то грехи отвалятся, мы сможем больше их не совершать.

Люди иногда приходят каяться в очень страшных грехах. И тут нужно человеку открыть глаза: «Ты же живёшь, ты сегодня пришёл сюда, значит, Бог на тебя надеется. Подумай, сколько человек в нашем городе сегодня не проснулись. А у тебя есть шанс. Ведь есть люди, страдающие такими пороками, о которых и говорить-то страшно, но они сражаются с ними и не теряют надежды». Нельзя ставить исповедующегося перед всем ужасом его греха без этой самой надежды.

 

Подготовил Игорь Лунёв

Фото Ларисы Беловой

Фома.Ru


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи