Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Мне кажется, что одной из самых главных бед современного человека стало вот что: мы как-то незаметно утрачиваем понимание причинно-следственных связей.

Вроде бы десять лет школы и ещё пять-шесть лет высшего учебного заведения стремятся подготовить адаптированного и осознанного человека. Более того, школьная программа направлена на развитие именно логического (а не творческого) мышления.  Однако на практике я часто вижу, что многих проблем можно было бы избежать, если бы люди умели делать адекватные выводы.

Если логика говорит вам, что жизнь — пустая случайность, посылайте не жизнь, а логику (Ш. Милгром)

Очень часто у нас происходит подмена логических связок, когда даётся совершенно верный посыл, но из него делается удивительно неправильный вывод. Приведу пару примеров.

У нас в обществе хорошее отношение к себе почему-то считается социально неодобряемым и прямо таки порочным действием. В качестве подтверждения приводится совершенно правильный аргумент, но вывод из него безумен.

Дано: есть настоящая любовь, а есть пародия на любовь в виде эгоизма, нарциссизма и других проявлений. Там, где есть эгоизм, нет настоящей любви, а только попытка прикрыть огромную нелюбовь к себе, поиграть в любовь, полицедействовать.

Посыл: эгоизм – это опасное качество, которое вредит человеку, мешает ему быть благодарным, переворачивает с ног на голову потребности человека в любви, делает других людей орудиями манипуляций. Эгоист рядом с собой ставит только тех, которые будут доказывать ему, что он достоин любви. Но любой нормальный человек из таких отношений рано или поздно сбежит, и эгоист останется у разбитого корыта, злясь на весь мир, а то и может покончить жизнь самоубийством.

Какой вывод было бы сделать логично?  Учись различать настоящую любовь к себе, которая суть любовь своего Богоподобия, и эту эгоистичную ненасытную псевдолюбовь.

Какой вывод делается повсеместно у нас? Вся любовь эгоистична, поэтому становись альтруистом, делай всё только для других, а себя бей палками три раза в день после еды, дабы эгоизм из себя выбить.

Быть может, этот совет хорош для какого-то конкретного эгоиста, но он уже разросся и стал почти каноничным. Мы даже часто не замечаем, как верим в эти установки социума, которые из правильного предположения делают удивительно безграмотный и калечащий душу вывод.

И первое, что человек может сделать, оставшись у очередного разбитого корыта – провести инвентаризацию своих убеждений на предмет адекватности. Быть может, вся проблема в том, что человек опирается на неправильные трактовки законов бытия?

Или такой пример. Девочка думала, что счастье можно строить только с красивым. Допустим, у девочки могли быть такие стереотипы: нельзя размениваться на ненастоящую любовь, надо сразу строить грамотные отношения (и это совершенно верно). Но дальше начиналось совершенно странное –  настоящая любовь должна быть красивой, чтобы все завидовали. Значит, в партнёры надо выбирать симпатичных мажоров на Porsche (неверный вывод).

А оказывается, что настоящая любовь какая-то иная. И для того, чтобы начать замечать нормальных мужчин, нужно хотя бы признать, что вывод неверный. Что столько лет жизни ушло, чтобы самой себе доказать, что ты –  дура. А ещё ведь сколько слёз о том, что мама, которая навязала эти стандарты, была неправа. Мама обманула!

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Ошибка – это и есть грех. К счастью, у нас есть способ это дело победить. Покаяться и больше так не делать.

Господь сотворил мир, который действует по определённым законам. Есть законы физики, химии, психологии. Закон – это та самая причинно-следственная связь. Очень хорошо о ней пел Бутусов: «Если ты пьёшь с ворами – опасайся за свой кошелёк. Ты не можешь ходить по грязной дороге не выпачкав ног. Если ты выдернешь волосы – ты их не вставишь назад, и твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад».

Законы – это то, что существует просто по факту сотворения мира. Но мы знаем, что иногда случаются нарушения этих законов, и они именуются чудесами.

Например, изменение человека к лучшему – это чудо, потому что по идее человек стремится к хаосу. В Причастии мы получаем возможность чуда.

Господь присутствует незримо с каждым из нас, при этом мы сами свою жизнь строим по тем законам, которые Он уже дал. Время от времени мы попадаем в точки бифуркации, то есть перед нами возникает некоторый сложный выбор, в результате которого жизнь может идти по разным сценариям. Ну как в сказках – направо пойдёшь, налево пойдёшь, прямо пойдёшь. Это удивительно, но выбор делаем мы сами (так что в нашей жизни нет фатальности), но Господь, ведая наши души, знает, каким этот выбор будет.

Бывает, что люди говорят, что они получали какое-то подкрепление в таких точках и выбирали не тот путь, который привычен, а соглашались на какой-то вызов.  Именно такую ситуацию я бы назвала промыслительной.

Когда же речь идёт о сценарии(допустим, сценарии девочки из семьи алкоголиков, которая привыкла функционировать в условиях созависимых отношений), то здесь речь идёт скорее об обычном законе психологии? К счастью, такая девочка скорее всего может вспомнить несколько ситуаций, когда она реально могла изменить свою жизнь или пересмотреть своё отношение к привычным моделям поведения. Вот если она рискнёт и претворит такую возможность в жизнь, то можно говорить и о Божьем промысле.

Проблема, возникшая после греха – это реакция мира на наш промах. Но это не что-то такое, что меняет нашу жизнь на корню, навсегда. Исповедь очищает человека от влияния этого греха, Причастие даёт силы меняться. Дело за малым – именно что меняться. Ошибка – это не приговор, Бог не карает нас за что-то, мы часто сами себя караем, не веря в Его искупительную жертву на Кресте и сами изобретаем себе кару, без которой не верим, что Он нас любить будет.

Бог нам всем желает спасения, но, к сожалению, мы часто поворачиваемся к Нему и говорим: «Э нет, меня не проведёшь. Я этого не достойна, я не буду брать у Тебя своё счастье, я боюсь, что Ты потом меня этим попрекать будешь, как мама в детстве. Подарила мне подарок, а потом требовала, чтобы я была ей благодарна, полы мыла каждый день, учила эту ненавистную биологию и перестала лазить по деревьям. Ты меня не проведёшь! Не буду брать, а за это буду лазить по деревьям совершенно без чувства вины и обязаловки».

Увы, но отношения с Богом мы строим через призму детско-родительских отношений. И на это тоже надо кучу сил потратить, чтобы за привычными сценариями увидеть Живого Бога. Он действует не так, как родители. Как-то иначе. И Ему нет нужды вмешиваться в каждый наш шаг и чих, при этом своими законами Он вмешивается, направляет, помогает. А своей Крестной смертью даёт шанс исправить это, найти в себе корни неудач и научиться мечтать о рае.

Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром (Н. Бердяев)

Когда мы делаем что-то, чтобы избежать ада, у нас в голове всё равно ад. Как в математике – рай пишем, ад в уме. А чтобы был в душе рай, никакого ада не должно быть ни в уме, ни в жизни. Только рай, только Бог. Не надо говорить Богу, что у нас есть проблемы. Надо говорить проблемам, что у нас есть Бог. Тогда будут силы на преодоление проблем, и пониманием, что мы, а не Бог, будут нашу жизнь строить. Мы строим жизнь с Богом, помня о Боге, держа Бога в уме. Но делаем своими руками.

При этом если мы начинаем оперировать термином «Божья воля» относительно своих действий, то мы чаще всего именно Его осуждаем. Ведь это Он сделал такой мир с такими законами и такими проблемами. Мы Его упрекаем или переваливаем на Него ответственность.

Мирские говорят, что не вышли замуж, потому что на них венец безбрачия, а мы научились заменять все эти порчи и сглазы православно одобренной фразой «Божий промысел», которая по сути означает тот же заговор против нас.

Однажды я из научного интереса перечитала добрый десяток трактатов о венце безбрачия. Я была просто поражена вот чем. Если слово «венец безбрачия» заменить фразой «Божий промысел», а вместо магов и потомственных целительниц упоминать святых отцов и священников, то текст без дополнительных правок можно печатать и продавать под видом чтения для истинно верующих девиц в любой церковной лавке. Нет, такое благочестие нам не нужно!

И слово «я во всём виновата» тоже очень опасное. Наши грехи – не наша вина, а наша беда. И общаться с ними надо как к разрушительной стихии, из-за которой мы пострадали, но не хотели страдать, а не как к планомерному и целенаправленному истреблению. Влияние греха – это стихия, а не концлагерь. Обвинение – это дело суда. Обвиняя себя, мы берём на себя функции Бога, а это плохо. 

Лика Сиделёва

Матроны.RU










Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

7 декабря 2016 г. 24 ноября ст.ст. среда. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла.

Икона дня

Великомученица Екатерина
Великомученица Екатерина

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВмц. Екатерины (305-313). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Меркурия (III). Совершается служба на шестьМч. Меркурия Смоленского (1238). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305-313). Прп. Меркурия, постника Печерского (XIV). Прп. Симона Сойгинского (1562). Прп. Мастридии девицы. Сщмч. Евграфа пресвитера (1919). Сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров (1937). Сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Тим. 5, 22-6, 11; Лк. 18, 15-17, 26-30). "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок - сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Совершено Великое освящение храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска
Все фоторепортажи