Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Мне кажется, что одной из самых главных бед современного человека стало вот что: мы как-то незаметно утрачиваем понимание причинно-следственных связей.

Вроде бы десять лет школы и ещё пять-шесть лет высшего учебного заведения стремятся подготовить адаптированного и осознанного человека. Более того, школьная программа направлена на развитие именно логического (а не творческого) мышления.  Однако на практике я часто вижу, что многих проблем можно было бы избежать, если бы люди умели делать адекватные выводы.

Если логика говорит вам, что жизнь — пустая случайность, посылайте не жизнь, а логику (Ш. Милгром)

Очень часто у нас происходит подмена логических связок, когда даётся совершенно верный посыл, но из него делается удивительно неправильный вывод. Приведу пару примеров.

У нас в обществе хорошее отношение к себе почему-то считается социально неодобряемым и прямо таки порочным действием. В качестве подтверждения приводится совершенно правильный аргумент, но вывод из него безумен.

Дано: есть настоящая любовь, а есть пародия на любовь в виде эгоизма, нарциссизма и других проявлений. Там, где есть эгоизм, нет настоящей любви, а только попытка прикрыть огромную нелюбовь к себе, поиграть в любовь, полицедействовать.

Посыл: эгоизм – это опасное качество, которое вредит человеку, мешает ему быть благодарным, переворачивает с ног на голову потребности человека в любви, делает других людей орудиями манипуляций. Эгоист рядом с собой ставит только тех, которые будут доказывать ему, что он достоин любви. Но любой нормальный человек из таких отношений рано или поздно сбежит, и эгоист останется у разбитого корыта, злясь на весь мир, а то и может покончить жизнь самоубийством.

Какой вывод было бы сделать логично?  Учись различать настоящую любовь к себе, которая суть любовь своего Богоподобия, и эту эгоистичную ненасытную псевдолюбовь.

Какой вывод делается повсеместно у нас? Вся любовь эгоистична, поэтому становись альтруистом, делай всё только для других, а себя бей палками три раза в день после еды, дабы эгоизм из себя выбить.

Быть может, этот совет хорош для какого-то конкретного эгоиста, но он уже разросся и стал почти каноничным. Мы даже часто не замечаем, как верим в эти установки социума, которые из правильного предположения делают удивительно безграмотный и калечащий душу вывод.

И первое, что человек может сделать, оставшись у очередного разбитого корыта – провести инвентаризацию своих убеждений на предмет адекватности. Быть может, вся проблема в том, что человек опирается на неправильные трактовки законов бытия?

Или такой пример. Девочка думала, что счастье можно строить только с красивым. Допустим, у девочки могли быть такие стереотипы: нельзя размениваться на ненастоящую любовь, надо сразу строить грамотные отношения (и это совершенно верно). Но дальше начиналось совершенно странное –  настоящая любовь должна быть красивой, чтобы все завидовали. Значит, в партнёры надо выбирать симпатичных мажоров на Porsche (неверный вывод).

А оказывается, что настоящая любовь какая-то иная. И для того, чтобы начать замечать нормальных мужчин, нужно хотя бы признать, что вывод неверный. Что столько лет жизни ушло, чтобы самой себе доказать, что ты –  дура. А ещё ведь сколько слёз о том, что мама, которая навязала эти стандарты, была неправа. Мама обманула!

Грех – это не нарушение уголовного кодекса, а причиняемый себе вред

Ошибка – это и есть грех. К счастью, у нас есть способ это дело победить. Покаяться и больше так не делать.

Господь сотворил мир, который действует по определённым законам. Есть законы физики, химии, психологии. Закон – это та самая причинно-следственная связь. Очень хорошо о ней пел Бутусов: «Если ты пьёшь с ворами – опасайся за свой кошелёк. Ты не можешь ходить по грязной дороге не выпачкав ног. Если ты выдернешь волосы – ты их не вставишь назад, и твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад».

Законы – это то, что существует просто по факту сотворения мира. Но мы знаем, что иногда случаются нарушения этих законов, и они именуются чудесами.

Например, изменение человека к лучшему – это чудо, потому что по идее человек стремится к хаосу. В Причастии мы получаем возможность чуда.

Господь присутствует незримо с каждым из нас, при этом мы сами свою жизнь строим по тем законам, которые Он уже дал. Время от времени мы попадаем в точки бифуркации, то есть перед нами возникает некоторый сложный выбор, в результате которого жизнь может идти по разным сценариям. Ну как в сказках – направо пойдёшь, налево пойдёшь, прямо пойдёшь. Это удивительно, но выбор делаем мы сами (так что в нашей жизни нет фатальности), но Господь, ведая наши души, знает, каким этот выбор будет.

Бывает, что люди говорят, что они получали какое-то подкрепление в таких точках и выбирали не тот путь, который привычен, а соглашались на какой-то вызов.  Именно такую ситуацию я бы назвала промыслительной.

Когда же речь идёт о сценарии(допустим, сценарии девочки из семьи алкоголиков, которая привыкла функционировать в условиях созависимых отношений), то здесь речь идёт скорее об обычном законе психологии? К счастью, такая девочка скорее всего может вспомнить несколько ситуаций, когда она реально могла изменить свою жизнь или пересмотреть своё отношение к привычным моделям поведения. Вот если она рискнёт и претворит такую возможность в жизнь, то можно говорить и о Божьем промысле.

Проблема, возникшая после греха – это реакция мира на наш промах. Но это не что-то такое, что меняет нашу жизнь на корню, навсегда. Исповедь очищает человека от влияния этого греха, Причастие даёт силы меняться. Дело за малым – именно что меняться. Ошибка – это не приговор, Бог не карает нас за что-то, мы часто сами себя караем, не веря в Его искупительную жертву на Кресте и сами изобретаем себе кару, без которой не верим, что Он нас любить будет.

Бог нам всем желает спасения, но, к сожалению, мы часто поворачиваемся к Нему и говорим: «Э нет, меня не проведёшь. Я этого не достойна, я не буду брать у Тебя своё счастье, я боюсь, что Ты потом меня этим попрекать будешь, как мама в детстве. Подарила мне подарок, а потом требовала, чтобы я была ей благодарна, полы мыла каждый день, учила эту ненавистную биологию и перестала лазить по деревьям. Ты меня не проведёшь! Не буду брать, а за это буду лазить по деревьям совершенно без чувства вины и обязаловки».

Увы, но отношения с Богом мы строим через призму детско-родительских отношений. И на это тоже надо кучу сил потратить, чтобы за привычными сценариями увидеть Живого Бога. Он действует не так, как родители. Как-то иначе. И Ему нет нужды вмешиваться в каждый наш шаг и чих, при этом своими законами Он вмешивается, направляет, помогает. А своей Крестной смертью даёт шанс исправить это, найти в себе корни неудач и научиться мечтать о рае.

Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром (Н. Бердяев)

Когда мы делаем что-то, чтобы избежать ада, у нас в голове всё равно ад. Как в математике – рай пишем, ад в уме. А чтобы был в душе рай, никакого ада не должно быть ни в уме, ни в жизни. Только рай, только Бог. Не надо говорить Богу, что у нас есть проблемы. Надо говорить проблемам, что у нас есть Бог. Тогда будут силы на преодоление проблем, и пониманием, что мы, а не Бог, будут нашу жизнь строить. Мы строим жизнь с Богом, помня о Боге, держа Бога в уме. Но делаем своими руками.

При этом если мы начинаем оперировать термином «Божья воля» относительно своих действий, то мы чаще всего именно Его осуждаем. Ведь это Он сделал такой мир с такими законами и такими проблемами. Мы Его упрекаем или переваливаем на Него ответственность.

Мирские говорят, что не вышли замуж, потому что на них венец безбрачия, а мы научились заменять все эти порчи и сглазы православно одобренной фразой «Божий промысел», которая по сути означает тот же заговор против нас.

Однажды я из научного интереса перечитала добрый десяток трактатов о венце безбрачия. Я была просто поражена вот чем. Если слово «венец безбрачия» заменить фразой «Божий промысел», а вместо магов и потомственных целительниц упоминать святых отцов и священников, то текст без дополнительных правок можно печатать и продавать под видом чтения для истинно верующих девиц в любой церковной лавке. Нет, такое благочестие нам не нужно!

И слово «я во всём виновата» тоже очень опасное. Наши грехи – не наша вина, а наша беда. И общаться с ними надо как к разрушительной стихии, из-за которой мы пострадали, но не хотели страдать, а не как к планомерному и целенаправленному истреблению. Влияние греха – это стихия, а не концлагерь. Обвинение – это дело суда. Обвиняя себя, мы берём на себя функции Бога, а это плохо. 

Лика Сиделёва

Матроны.RU










Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

1 марта 2017 г. 16 февраля ст.ст. среда. Седмица 1-я Великого поста. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Свт. Макарий (Невский), митр. Московский и Коломенский
Свт. Макарий (Невский), митр. Московский и Коломенский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Памфила пресвитера, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (308-309). Свт. Макария митр. Московского и Коломенского (1926). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
"Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Прит. 2, 3-6). Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровской епархии состоялся фестиваль «Сретение духовное»
Все фоторепортажи