С заботой о душе

С заботой о душе

В Покровском епархиальном образовательном центре состоялась встреча Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с родителями. Папы и мамы учащихся центра и воскресной школы «Преображение» задали Владыке множество вопросов. Мы предлагаем читателям нашей газеты познакомиться с ответами на некоторые из них.


– Маленькие дети очень чистые и открытые. Они от всего сердца верят в Бога, очень искренне молятся. Мы даже просим их помолиться за больных бабушку, маму или папу, надеясь, что Господь услышит детскую молитву. Но вот приходит время, и дети идут в школу. Они попадают в совершенно другую среду, порой даже враждебную. Родители переживают по этому поводу: что делать? Сказать ребенку, чтобы он не говорил о Господе, – получается, что сами учим врать. А сможет ли он защитить свою веру, рискуя стать при этом объектом насмешек?

– А как обычно взрослые поступают в такой ситуации, когда мы оказываемся во враждебном окружении? Ответов может быть очень много. Разные ситуации возникают, разные люди нас окружают: где-то нужно промолчать, где-то, наоборот, очень даже непримиримо высказать свое мнение, отстаивать свою позицию. Каждый человек должен как-то грамотно оценить, взвесить все «за» и «против» и найти оптимальное решение.

Конечно, от ребенка, который не обладает подобным опытом, очень трудно требовать взрослой мудрости. Но мне кажется, что и взрослому, и ребенку самое главное — оставаться верным своим принципам. Не лицемерить, не пытаться «прогибаться под изменчивый мир», как поется в известной песне.

Как быть ребенку, который никогда не сталкивался с таким выбором? У ребенка должна быть самая надежная опора – его семья. Для того чтобы он мог на нее рассчитывать, у него должны быть доверительные отношения со своими родными. Доверительные – это не панибратские. А то порой встречаешь женщин, которые с гордостью говорят: «Вот мы с моей дочкой (а то и внучкой) как подруги!». Это всегда вызывает некоторую оторопь. Потому что есть какие-то жизненные правила, нормы, которые не мы придумали, есть некие табу, которые нельзя нарушать. Ребенок должен испытывать к родителям и почтение, и уважение, а порой даже по-доброму их побаиваться. Но при этом он должен им полностью доверять. То есть между отцом и сыном, между дочерью и матерью должны сложиться такие отношения, чтобы в случае необходимости ребенок мог открыть свое сердце, свою душу и сказать, что его на самом деле беспокоит.

А ведь не секрет, что в жизни часто встречается противоположная ситуация, и это не только веры или каких-то еще вопросов духовной жизни касается. Бывает так: что-то хочешь сказать человеку, а он в ответ тебе такое говорит, что всякое желание продолжать беседу пропадает. Взрослый человек не захочет ничего про себя рассказывать, не говоря уже о ребенке. Порой пришел ребенок из школы или из детского сада и хочет о чем-то поговорить со своими родителями, а у нас работа, у нас футбол, сериалы, прогулка, масса дел. Ну, он раз постучался, два постучался, а потом и перестанет это делать и начнет решать свои проблемы сам.

Мне вспоминается миссионерское служение святителя Иннокентия Московского, его называют апостолом Сибири, Аляски. Он родился в Иркутске, закончил семинарию, стал священником и отправился на Алеутские острова. Потом святитель проповедовал на Камчатке, в Сибири, Амурском крае, Якутии. Как-то святитель Иннокентий встречался с одним миссионером и спросил его: «Как ты проповедуешь, несешь слово Божие?». «Когда я встречаю язычника, начинаю его обличать, доказывать, какая у него вера неправильная», – ответил собеседник. Святитель сказал: «А я делаю не так. Я всегда выслушаю человека, говорю, как хорошо, что ты веришь, интересуешься духовными вопросами. Но вот в этом ты немного заблуждаешься». Святой таким образом не унижал человека, не давал ему понять, что вся его жизнь была напрасна. Он умел и доброе в жизни собеседника отметить, и мягко на путь истинный его наставить.

И мне кажется, что это очень хороший совет и для миссионеров, и для родителей при общении с собственными детьми. Например, пришли сын или дочь к родителям, чтобы о чем-то важном рассказать. Родителям может казаться, что это полная безделица, не стоящая внимания. А для ребенка это важно. Помните случай из жития преподобного Амвросия Оптинского, у которого в келье собиралось до тысячи человек в день – за советом, за наставлением? И вот одна женщина ему все про индюшек толковала. Люди смеяться над ней начали. А преподобный Амвросий говорит: «Да ведь у нее в этих индюшках вся жизнь!» Человека важно иногда просто выслушать, ему легче становится, даже говорить порой ничего не надо.

Для детей какие-то вещи очевидны, для них все просто. С возрастом человек теряет эту простоту, пытается очень сложно, замысловато объяснять какие-то простые вещи. Может, и не стоит этого делать, просто поддержать свое чадо, утешить, найти нужные слова, которые дали бы ему понять, что даже если он оказался один на один с какой-то проблемой, то в семье у него всегда есть союзники.

Дети, которые ходят в воскресную школу, общаются со своими сверстниками, наглядно видят – пусть в школе есть какой-то хулиган, но ведь есть пример и другой жизни, есть дети и взрослые, которые руководствуются в своих поступках совсем другими принципами. Поэтому родители должны постараться, чтобы их семья стала частью прихода, общины, чтобы у них были добрые, единомысленные друзья. Тогда и детям будет легче.

У ребенка есть надежный якорь – мама, папа, близкие. Постарайтесь чаще говорить со своими детьми, постарайтесь стать для них в самом широком смысле этого слова духовниками. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что были такие времена, когда дети, уходя спать, брали благословение у своих родителей, своему отцу и матери целовали руку, как священнику. Действительно, родители должны не только напоить, накормить ребенка, но должны дать ему духовную, душевную опору, чтобы ребенок мог опереться на этот камень и не убояться какого-то искушения.

– Как объяснить ребенку, что такое духовная жизнь?

– Знаете, есть такая замечательная книга у Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Совершено удивительная книга, где очень кратко, емко рассказывается, как человек должен эту жизнь найти, приобрести и развиваться в ней.

Если говорить кратко, духовная жизнь – это ношение своего креста, который человек берет на свои плечи, отвергнувшись себя. Цель жизни христианина – стяжание Духа Святаго. Если говорить проще – попытка найти спасение своего сердца, своей души. Человек, исполняя заповеди Божии, пытается уподобиться Богу, быть похожим на Христа, преобразиться.

Конечно, ребенку сложно объяснять в таких категориях. Мы окончательно его запутаем и, может быть, запутаемся сами. Поэтому можно было бы сказать примерно так: духовная жизнь – это попытка человека послужить Богу, исправить свои страсти, свои грехи. Много есть разных способов этого исправления. Главное – довериться Богу, читать Священное Писание, молиться, становиться честным по отношению к себе, изживать из жизни лукавство, страсти, грехи.

Кстати, многие люди не знают, чем отличается грех от страсти. Грех – это производное страсти. Если человек изо дня в день ругается с кем-то, это говорит о том, что его сердце охватила страсть гнева. Если жадничает, то, скорее всего, его страсть – сребролюбие. Святые отцы советуют: для того, чтобы победить грехи, нужно сначала искоренить страсти. А как это сделать? Нужно принести в них покаяние. Но мало избавится от греха и страсти, нужно на это место высадить добродетель, ведь хороший огородник не только удаляет сорняки, но и сажает хорошие растения. Псалмопевец Давид говорит: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15).

Родителям маленьких детей я бы посоветовал не говорить каких-то возвышенных понятий, а давать практические установки: работаем над тем, чтобы оказывать послушание своим родителям. Послушание – основа победы в духовной борьбе. Без послушания ничего не выйдет. Если ребенок чуть постарше, то уже нужно говорить о сердечной чистоте, о более высоких добродетелях. Одним словом, двигаться поступательно.

– Нужно ли наказывать детей?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале объяснить само понятие «наказание». Оно происходит от славянского слова «наказ, поучение». В церковной дисциплине также существуют наказания – епитимьи: некий труд, который поручается человеку для исправления его души.

Поэтому наказывать ребенка, то есть вразумлять, исправлять, родитель, конечно, должен. Причем, наказание может быть словом, может быть делом, когда ребенка заставляют лишний раз посуду помыть, в магазин сходить. Мама чаще должна вразумлять словом, а вот папа порой и к более действенным средствам прибегать, если понадобится. Отец – это образ закона, порядка, справедливости. К кому еще мама может апеллировать, как не к папиному авторитету? Вот ты меня не слушаешь, хорошо, папа придет, он с тобой поговорит. И очень часто только этих слов бывает достаточно, чтобы ребенка в чувство привести.

Сегодня иногда видишь излишне трепетное отношение к своему ребенку – просто пылинки с него сдувают: он такой индивидуальный, такой необыкновенный. А ребенок из родителей веревки вьет, в магазине по полу катается, сцены закатывает. Поэтому, безусловно, наказание должно быть, но мера этого воздействия должна соответствовать моменту и провинности ребенка. Родитель должен быть педагогом, психологом по отношению к своему чаду.

Подготовила Марина Шмелева


Читателям:

На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи