Воспитательный потенциал духовного наследия святого равноапостольного князя Владимира

Воспитательный потенциал духовного наследия святого равноапостольного князя Владимира
Вот уже третий десяток лет российское общество в научной литературе принято называть обществом переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Как воспитывать, к чему призывать, куда вести детей и юношество? В поиске ответов на эти вопросы педагоги и родители нередко обращаются к богатому наследию Православной Церкви.

Говоря о том, какой потенциал заложен в наследии святого равноапостольного князя Владимира, нужно в первую очередь определиться с тем, что мы вкладываем в само понятие «воспитание». «Воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной», – писал известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский. В отношении к человеку воспитание понимается как преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения на земле[1]. 
 
Из этого определения мы видим, что очень важно в процессе воспитания понять: каково предназначение человека в этом мире? Приступать к процессу воспитания можно только определившись с собственной мировоззренческой позицией, ответив для себя на основные смысложизненные вопросы. Иначе весь процесс воспитания детей и юношества превратится в движение или с неопределенной целью, или с целью, навязанной извне какими-либо заинтересованными силами.

Для того чтобы представить, каким мы хотим воспитать человека, нужно иметь представление о том, каким должен быть человек и что называется образом человека. Образ человека является основой образа воспитываемого, ориентиром воспитания, без которого воспитание становится безóбразным. Именно образ человека или образ взрослого является центральной категорией, задающей целостность детства[2]. 

Православие помогает нам создать целостную мировоззренческую систему, отвечая на самые главные вопросы, которые стоят перед воспитателем. Личностное начало каждого человека связано с наличием в нем образа Божия, который является «последней глубиной индивидуальности и своеобразия, единичности, изнутри определяющей незаменимость и значение каждого человека»[3]. И если образ Божий изначально дан человеку, то достижение богоподобия является целью всей жизни. 

В настоящее время многие педагоги, психологи отмечают общее оскудение душевных сил. Человек понимает, что нужно было бы сделать так и так, а сил нет. Причем не физических сил, а  именно душевных. Нет воли, которая заставила бы человека терпеть трудности и преодолевать препятствия. Это губительно сказывается на всех областях деятельности человека, особенно же – в духовном делании. Расслабленность воли во многом обусловлена всей нашей культурой. «Расслабься», «забудься», «отвлекись» – все направлено на то, чтобы увести нас от реальности борьбы зла и добра в человеческом сердце. Жизнь направлена на получение удовольствий, и усилие воли по-настоящему возникает лишь тогда, когда грозит лишение какого-то удовольствия. Можно провести аналогию с наркоманами, которые не способны на какую-то созидательную деятельность, но развивают колоссальную энергию, чтобы добыть наркотик[4].

Восстановление утраченной в результате первородного греха цельности ума и сердца зависит от свободной воли самого человека, от его обращенности к Богу и готовности исполнять волю Божию о самом себе. Поэтому христианское воспитание – это наставление в добре, это помощь человеку в приобретении навыка в борьбе с греховной испорченностью воли. Задача педагога – помочь в развитии навыка нравственного выбора, приучить ребенка делать этот выбор не в отвлеченных размышлениях, а в своей непосредственной деятельности. 

Сегодня часто говорят о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Так много, что само это словосочетание рискует превратиться в расхожий штамп, определяющий очень общее, размытое понятие. Казалось бы, само собой разумеется, что каждый взрослый имеет право духовно и нравственно воспитывать подрастающее поколение. Но так ли это?

Как отмечает в одной из своих публикаций доктор педагогических наук Татьяна Владимировна Склярова: «Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию – все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся»[5]. Воспитание предполагает передачу ценностей, традиций, опыта. Поэтому так необходимо, чтобы воспитателю самому было что передавать, чтобы его жизнь строилась в соответствии с определенной системой духовных ценностей, а не исключительно в зависимости от материальных потребностей и насущных забот. 

Взрослые часто любят обсуждать, а порой и осуждать юношество. Но у юных есть много прекрасных качеств, данных им в силу возраста. Это и максимализм, и идеализм, заставляющий решаться на достижение таких целей, к которым взрослые поостерегутся стремиться. Это и врожденное чувство фальши. Мы можем с самых представительных трибун говорить нашим детям о самых прекрасных чувствах и замечательных истинах. Но один пример лицемерия, душевной лености, равнодушия перечеркивает тысячу высокопарных слов. 

Поэтому только путь личного нравственного совершенствования, только борьба с ветхим человеком в собственном сердце позволяет педагогу говорить о возможности нравственного, а тем более духовного воспитания детей и юношества. Конечно, нельзя утверждать, что человек, который начал сознательно исповедовать православную веру, автоматически становится святым. Борьба с грехом, нравственное возрождение – это тяжелый труд и долгий путь всей жизни. Но и этот труд позволяет говорить с детьми, делиться полученными размышлениями, в которых они почувствуют соль живого опыта, а не набор патетических фраз. Только в этом случае наши слова будут иметь вес, а пример нашей жизни будет воспитывать детей лучше всяких слов.

В своей статье «Крещение Руси и государство Русь» русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год»[6]. Отметим для себя – он говорит именно о начале культуры, а не о Русской Православной Церкви или о религиозности как таковой. Потому что святой равноапостольный князь Владимир принес на Русь не только догматы и обряды, богослужение и церковное искусство, но и систему духовно-нравственных координат, которые необходимы для существования таких институтов как семья, школа, общество, государство.  Именно благодаря существованию этой единой системы координат находят понимание представители разных поколений, разных социальных слоев и национальностей.

Религиозное мировоззрение – канал для передачи опыта, трансляции его и в культурное, и в образовательное пространство. Христианство дает нам поле единых понятий, которые позволяют нам говорить о многих явлениях жизни с нашими детьми и надеяться на то, что они услышат нас. Только если дети в принципе признают ценность, к примеру, любви, уважения, семьи, доброго воспитания, родители смогут поделиться с ними опытом. Если же они отрицают саму необходимость жертвенного служения, обмен опытом просто невозможен.

Поэтому так важно сохранить единое ценностное поле, на котором созидается национальная культура. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей рассказал о красивом мощном дереве, которое росло недалеко от его дома и которое рухнуло из-за того, что сгнила корневая система. «Вот это образ того, что происходит с человеком, с семьей, с народом, с государством, если разрушается корневая система. Для того чтобы не рухнуть – человеку, личности, чтобы не разделиться семье, чтобы сохранить народ, государство, – нужно сохранять не только плодоносящие ветви и собирать плоды, не только любоваться мощным стволом древа, но и помнить и заботиться о корнях, потому что корни удерживают дерево», – отметил Патриарх. Таким корнем является вера, язык, которые формируют культуру нации. «А культура, наряду с Церковью, есть то ложе, которое переносит во времени эту корневую силу – некий геном, некое зерно, из которого вырастает древо нации. В этом сила культуры, и в этом же сила церковной традиции, потому что без перенесения духовного и культурного генома сквозь поколения, столетия и тысячелетия не может быть единого народа, связанного одной историей, одной системой ценностей и одним языком», – утверждает Святейший Патриарх.

Суровые реалии наших дней ставят перед нами нелицеприятные вопросы: готовы ли мы перестать стесняться своей культурной идентичности и воспользоваться богатым культурным наследием князя Владимира, прилагая к этому усилия? Или чувство ложно понятого стыда перед носителями другой культурной традиции заставит нас отказаться от воспитания и просвещения собственных детей? Религиозное воспитание – обязанность верующих родителей. Если, конечно, они не хотят вырастить под своей крышей и за свои деньги представителей чужой и чуждой культуры, которых воспитает телевизор и для которых они станут «этим народом», а наше Отечество – «этой страной».

При этом не только родители, но и школа, и другие общественные институты должны не забывать о том, какое значение имеет духовно-нравственное воспитание. И о том, чем грозит его отсутствие. Как справедливо сказал по этому поводу профессор, доктор педагогических наук Владимир Михайлович Меньшиков: «Когда в нашей стране был разрушен коммунистический общественный строй, а вместе с ним коммунистическая идеология, то потерялось и воспитание, на коммунистических идеях основанное. И в результате у нас есть образование. А воспитания нет. Хотя … Свято место пусто не бывает. И сегодня наше воспитание можно выразить всем известными словами: “Бери от жизни все!” Так что в отношении к воспитанию, вернее к его отсутствию в школе мы с Западом сравнялись. Только признаться в этом не хотим. Потому что чувствуем: такое воспитание – воспитание в бездну. А о бездне, как и смерти, редко кто решится думать. Вот и мы боимся думать, что нас ждет в будущем при таком воспитании»[7].

Конечно, в целом изменить культуру и свести на нет все пагубные тенденции современности нам с вами вряд ли удастся, по крайней мере, в ближайшее время. Но мы можем попытаться воспитать детей так, чтобы они были в состоянии созидать жизнь и противостоять злу, как во внешнем мире, так и в собственном сердце.

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. // http://www.slovopedia.com/10/194/977814.html
2. Коган И. М. Образ человека – ориентир воспитания. // http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44883.php
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993. С.42.
4. Янушкявичене О. Л. Записки православного педагога: воля, устремленная к небесам. // http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47958.php
5. Склярова Т. В. Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема // http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39790.php
6. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь. // Новый мир. 1988. №6. С. 253.
7. Меньшиков В. М. Должна ли Россия отказываться от бремени мирового лидера в образовании… // http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41065.php

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи