Знания для жизни

Знания для жизни В сентябре 2014 года в воскресной школе «Милоть» при храме во имя пророка Божия Илии г. Покровска (Энгельса) начнется юбилейный год. Десять лет назад сюда для устроения приходской жизни получил назначение протоиерей Виктор Лузган. В квартире жилого дома только-только начал действовать храм, но его настоятель уже загорелся идеей создать воскресную школу, в которой первое время сам вел занятия.
В 2007 году школу возглавила одна из прихожанок – Лариса Геннадьевна Курканина. Сегодня она расскажет читателям об особенностях образовательного и воспитательного процесса, а также о роли воскресной школы не только в жизни воспитанников, но и в жизни христианского общества.


– Лариса Геннадьевна, расскажите немного о воскресной школе «Милоть».

– Когда отец Виктор благословил меня стать директором воскресной школы, я, конечно, смутилась. Директором чего я буду? Нет ни здания, ни толком сформированной группы, вообще ничего! На занятия ходило небольшое количество прихожан со своими детьми, и у нас образовалась такая семейная школа.

Я помню, как приходила за час до начала занятий, чтобы расставить столы и стулья, подключить аппаратуру, ведь уроки проходили в нижнем храме во имя святого равноапостольного князя Владимира. После занятий я оставалась, чтобы все убрать на место до вечернего богослужения. Так продолжалось четыре года, и все это время я мечтала о школе, в которую можно прийти, открыть дверь ключом, включить компьютер и начать урок. 

4 стр 1.jpgСейчас школа имеет собственное здание, в котором уместились просторное фойе, трапезный зал, библиотека со всеми необходимыми книгами, преподавательская и два светлых, уютных класса, оборудованных мультимедийной аппаратурой.

Вначале мне приходилось вести все дисциплины одной: Ветхий и Новый Заветы, катехизис, нравственное богословие, церковнославянский язык. Мне помогали родители воспитанников, а сейчас в нашей школе работают десять педагогов. Я делюсь своими наработками, которыми они пользуются до сих пор. Так у нас сложился учебный план, почти совпавший с тем, который предлагает «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», принятый решением Священного Синода 25 декабря 2012 года.

В настоящее время в нашей школе сложилось семилетнее обучение, воспитанники занимаются в 5 группах по трем ступеням: дошкольной (4-6 лет), начальной (7-11 лет) и основной. Есть две группы для взрослых, еще к нам приходят дети из приюта «Надежда» и из детского сада № 16 «Незабудка». А в следующем году произойдет знаменательное событие – состоится первый выпуск наших воспитанников.

– Как Вы думаете, что такое воскресная школа?

– Воскресная школа – очень сложная организация. Чем дольше я в ней работаю, тем больше в этом убеждаюсь и не нахожу слов, чтобы описать ее одной фразой. Деятельность воскресной школы связана со многими людьми: с духовенством, сотрудниками и прихожанами храма, с родителями и воспитанниками, с техническим персоналом. Здесь все, как в большой семье, где все зависят друг от друга.

Исторический экскурс показывает, что в годы советской власти школа и педагогика были отделены от религии. У верующих практически не было возможности дать детям религиозное воспитание и образование. Это стало реально только в конце 80-90-х годов XX столетия. Православная Церковь занялась возрождением институтов религиозного воспитания и образования, в частности развитием воскресных школ, которые впервые появились в России в XIX веке и были связаны с именами Пирогова и Ушинского. Главной целью стала борьба с неграмотностью. По мнению Ушинского, воскресная школа должна давать «то занятие, которое наполнило бы собой все дни его жизни и давало бы кусок хлеба», «ведь только просвещенный религией и образованием человек, составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство». И я согласна с ним, потому что наполняющие жизнь человека знания – Закон Божий, молитва и богослужение. Это подтверждает выражение: «Если Бог будет на первом месте, то и все остальное будет на своих местах». Обратите внимание и на название школы – «воскресная». Оно говорит о воскресении души человека, об обретении веры и встрече с Богом. И мне как директору и педагогу заметно, насколько меняется жизнь воспитанников и родителей после того, как они начинают посещать занятия.

– Скажите, в чем заключается особенность воскресной школы?

– Наша школа растет, словно живой организм. И ее специфика стремительно меняется, а передо мной и педагогическим коллективом встают новые задачи. 

В воскресной школе невозможно давать просто сумму знаний, как в светском заведении. Здесь все основывается на христианской нравственности – практическом выражении нашей веры. И наши поступки, нравственные или не очень, свидетельствуют об этом. Педагогам особенно нелегко, ведь все мы живые люди. Я думаю, что в этом и есть особенность школы. Согласитесь, если педагог рассказывает детям о евангельских заповедях блаженств, при этом не исполняя их, какой толк от его уроков? Дети впитывают не только знания, но и поведение, которое проявляется в повседневных ситуациях.

Мы часто совершаем паломнические поездки, ведь они дают возможность применить евангельские заповеди на практике. В дороге часто возникают сложные, конфликтные ситуации, приходится терпеть неудобства. Но по возвращении домой паломники говорят друг другу: «Простите меня, братья и сестры!». Я считаю, что так мы не только укрепляем наш коллектив и веру, но и показываем, что жить в любви и согласии, уступать, терпеть и жертвовать на самом деле возможно. И если это не культивируется в воскресной школе, то она превращается в обычное светское учебное заведение, где получают абстрагированные и оторванные от жизни знания. 

– А для чего нужна воскресная школа? 

– Главная цель школы – воспитание в вере. Сумма знаний, не применяемых в жизни, не приведет человека к спасению. Все, что ребята получают на занятиях, должно стать основой нравственного поведения.

Школа не дает пропуск в Царствие Небесное, но показывает путь. Воскресная школа – повод поговорить с детьми о Боге, вере, спасении, о смысле жизни, нравственном выборе. Часто в мирской суете родители не могут этого сделать, хотя и понимают, что такой разговор необходим. Воскресная школа помогает воцерковиться детям и родителям. Конечно, идеальный вариант, когда родители ходят в храм, знают основы православной веры и приводят детей в воскресную школу. Но чаще наблюдается обратный процесс: вслед за детьми приходят родители. Кроме того, у нас все уроки открытые, взрослые всегда могут прийти, посмотреть, что здесь происходит, и потом также посещать занятия со своими детьми. Это поможет родителям получать знания, в дальнейшем помогать с уроками и отвечать на многие детские вопросы. 

– Востребованы ли сегодня воскресные школы? 

– Думаю, что да. В период перестройки люди ради куска хлеба были готовы на многие грехи и преступления. Сейчас общество меняется, нравственные идеалы вновь входят в его жизнь. И в связи с этим появился большой интерес к вере, к евангельским заповедям. Мне кажется, что сейчас пробел в религиозном образовании, существовавший семьдесят лет, восполняется деятельностью воскресных школ и катехизаторских курсов. Я училась в Московской православной духовной академии в Сергиевом Посаде и видела, что сюда приезжают люди со всех концов страны. Они едут за тысячи километров ради этих курсов, ради того, чтобы узнать евангельскую истину, чтобы утолить духовный голод. Поэтому воскресные школы будут востребованы, а их популярность будет только расти. 

– Лариса Геннадьевна, а какие предметы изучают в воскресной школе?

– В учебном процессе воскресной школы четко определяется два направления деятельности: учебная и воспитательная. Мы изучаем определенные дисциплины, и нам важно, чтобы знания нашли отражение в жизни воспитанников. 

Мой любимый предмет – Ветхий Завет. С одной стороны, дети воспринимают его как сказку, с другой – как поучительный пример. Здесь можно рассуждать, беседовать, задавать вопросы. Но главное, Ветхий Завет показывает, как люди ждали пришествия Спасителя, как приходили к осознанию, что без Бога они не могут ничего. Благодаря ветхозаветной истории дети понимают, что только Христос мог взять грехи мира и спасти людей от вечного рабства. Так мы плавно переходим к Новому Завету, в котором изложена жизнь, учение Христа и деяния его учеников – апостолов. Новый Завет – пример того, как мы должны жить.

Дисциплина православный катехизис нужна, чтобы не только четко знать догматы и основы веры, но и уметь их грамотно объяснять друзьям и родителям. Благодаря изучению церковнославянского языка воспитанники знакомятся с его красотой, со смыслом богослужения, молитв и псалмов, ведь это язык общения с Богом. Удивительно, как детское сердце тонко чувствует и понимает духовное наполнение текста. И, конечно, после знакомства с церковнославянским языком богослужение становится детям ближе и доступнее. 

Еще один интересный предмет – нравственное богословие, которое и рассказывает о применении евангельских заповедей в повседневности. Здесь мы беседуем о милосердии, благочестии, христианской любви и о подвигах святых, ведь их житие как нельзя лучше показывает, что и мы можем вести богоугодную жизнь.

На уроке, посвященном богослужению православной церкви, мы с детьми буквально по кусочкам разбираем службу и изучаем смысл каждого действия священнослужителей. Это довольно сложно изучить самостоятельно, но с педагогом ученик легко во всем разберется. 

Наш учебный план завершает История христианской церкви – предмет, знакомящий детей с образованием Церкви Христовой, становлением, развитием и современным состоянием Русской Православной Церкви.
Еще у нас действует кружок церковного пения, который помогает детям увидеть богослужение изнутри, понять его, а позже даже принять участие в воскресной Литургии. Есть кружки рукоделия и танцев. В течение года у нас проходит множество мероприятий, посвященных церковным праздникам, и мы можем украсить нашу школу тематическими яркими поделками, провести концерты с участием танцевального коллектива, чтобы показать: Православие – мир любви, счастья и духовной радости, обретенной благодаря жизни с Богом.

– Важную роль в жизни воспитанников играет педагог, скажите, каким он должен быть?

– Мне запомнилось такое выражение: «Хочется, чтобы в воскресной школе все ученики были Ангелами, а педагоги – Архангелами». Жизнь школы быстро меняется. Вместе с ней развивается и коллектив. Хотелось бы, чтобы в школе работали педагоги, имеющие и педагогическое, и богословское образование, и опыт работы с детьми. Но, как правило, таких идеальных педагогов не бывает. Мы учимся и растем вместе с детьми. Для тех, кто хочет вести занятия в воскресной школе, есть определенные требования, которые указаны в Стандарте. В остальном в воскресной школе новичку помогут. Но прежде всего педагог должен быть воцерковленным человеком, жить церковной жизнью, понимать, что все ниспослано Богом, принимать происходящее со смирением и при этом быть очень ответственным.

– Как должны складываться отношения между педагогами и родителями воспитанников? 

– Считаю, что это должны быть доверительные отношения. В нашей школе, я думаю, это отношения на равных, ведь у всех педагогов есть дети. Все мы родители, и поэтому с пониманием относимся друг к другу. Вот пример из жизни. К нам в школу пришел мальчик с довольно серьезным заболеванием. Конечно, я знала, что и у педагогов, и у воспитанников возникнут трудности. Но с другой стороны, я понимала, что в воскресную школу его привел Господь и не мне решать – принимать его или нет. К кому обратится его семья, если не к Богу? Прошло три года, за это время ребенок изменился в лучшую сторону и сделал большие успехи в учебе. 

– Что нужно для того, чтобы попасть в воскресную школу?

– Мы записываем всех желающих. Деление происходит по возрасту и по степени знаний о вере. Если ребенок никогда не ходил в храм, не посещал воскресную школу, мы запишем его в соответствующую группу, где ему будет все понятно и интересно. 

Для детского комфорта и уюта в воскресной школе должна быть семейная атмосфера. Все дети разные, но мы, как в большой семье, любим всех, каждому воспитаннику мы поможем найти и открыть талант. Громкоголосые будут петь, самые активные – танцевать, а тихие и вдумчивые детки – участвовать в духовных концертах, предметных олимпиадах.

А вот чтобы подготовить ребенка к занятиям, нужно привести его в храм. У него сразу возникнет масса вопросов, на которые можно найти ответы в воскресной школе. Для начала побеседуйте с ребенком о вере и Боге. Поучаствуйте с ним в богослужении, ведь воскресная школа лишь создает условия для церковной жизни ребенка, а ее дальнейшее развитие полностью зависит от родителей.


Беседовала Дарья Хохлова

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи