Учусь читать на клиросе

Учусь читать на клиросе

Наши постоянные читатели уже привыкли к тому, что на шестой странице мы попадаем на урок в «Церковной школе». Но ведь мудрый человек может учиться не только у учителей, но и у «соседей по парте». Мы предлагаем поделиться опытом тем, кто еще только учится, кто постигает премудрости того или иного церковного послушания. Сегодня узнаем, какие радости и трудности ожидают человека, читающего на клиросе.

 

С древности до наших дней

Сегодня мы слышим, как чтецы в храме читают самые разные богослужебные тексты. В древние времена чтец не только читал, но и растолковывал значение трудно понятных текстов, переводил их на язык своей местности, произносил проповеди, обучал новообращенных и детей, пел различные песнопения и был хранителем священных книг. На чтеца возлагалась также обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения. Уже в ранний период своего бытия христианская Церковь прилагала заботы к тому, чтобы чтецы были научены не только искусному, но и разумному, осмысленному чтению.

В первые три века на должность чтеца поставлялись преимущественно те христиане, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтецы пользовались большим уважением: ими были люди знатного происхождения.

В Русской Православной Церкви чтец — это низший чин церковнослужителей (не путать со священнослужителями). На свою должность он назначается настоятелем храма, а в степень поставляется чином хиротесии — руковозложения, которое совершается на середине храма. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит архиерею, в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели — архимандриты и игумены.

На клирос по благословению

«Но как же так?» — спросите вы. Ведь часто в храме мы видим на клиросе женщин. Оказывается, в наше время люди, читающие в храмах, часто не являются чтецами по званию, а только исполняют их обязанности. По канонам в чтецы поставляли исключительно мужчин. Но не секрет, что в наши дни часто не удается найти нужное количество православных мужчин, да еще с хорошими голосами, готовых ежедневно вычитывать продолжительные последования суточного круга богослужения. А в сельских приходах даже один чтец — это роскошь. Но служить-то надо. И тогда настоятель храма благословляет на это послушание того, кто на него способен и имеет желание потрудиться в храме: любого прихожанина или прихожанку.

Несколько лет назад я, когда еще училась в воскресной школе, загорелась желанием делать что-то для храма. Уроки литургики и практикума по церковнославянскому языку были моими любимыми. Когда мы уже стали студентами и закончили воскресную школу, нам не хотелось покидать ее стены, мы мечтали приносить пользу. Кто-то стал преподавать малышам уроки Закона Божия, кто-то продолжил пономарить, а кто-то освоил послушание звонаря и чтеца. Так, по благословению нашего настоятеля я и попала на клирос.

Исходя из своего пусть маленького, но все-таки опыта, я могу рассказать о том, что должен знать и уметь чтец.

Церковнославянский язык

foto_6_4.jpgВсе книги, которые используются на богослужении, написаны на церковнославянском языке. И это первое, что должен знать будущий чтец. В основном люди, пришедшие на клирос, знакомы с богослужебным языком Русской Православной Церкви. Но бывают и исключения. Один мой знакомый, теперь уже семинарист, был поставлен чтецом, не имея даже базовых знаний. На его возражения, что он не знает церковнославянский язык, настоятель ответил: «Ничего страшного, было бы желание, а остальное приложится». И действительно, со временем, при более частом посещении богослужения и участии в нем, чтении коротких предначинательных молитв, он стал потихоньку понимать церковнославянский и даже полюбил его.

У меня с этим проблем было немного, все-таки я училась в воскресной школе, в которой нас обучали чтению богослужебных текстов. Если вы до сих пор не научились, то подскажу совет, который мне, в свою очередь, дал наш старший уставщик. Самый хороший «помощник» в изучении церковнославянского языка — это Псалтирь. Для начала лучше прочитать ее всю в русской транслитерации. Затем читать 2–3 раза псалом в транслитерации, а после — по-церковнославянски, а когда слово будет не понятно, то сверяться. Но самое главное — читать вслух и желательно каждый день.

Богослужебный Устав

Второе — это знание богослужебного Устава. Чтецу требуется и знание содержания богослужебных книг, и умение найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений.

Перечислю основные книги, используемые чтецом на богослужении. Часослов является наиболее распространенной и чаще всего употребляемой богослужебной книгой. В нем содержатся тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.

Молитвы в честь святых на каждый день года содержатся в Минее. Ее используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов, седальнов и паремий.

Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели, его также используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов и седальнов.

Апостол — богослужебная книга, содержащая Деяния и Послания святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. В нем также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев.

Триодь постная — в ней содержатся молитвословия служб Великого поста и трех предшествующих подготовительных недель, которые очень отличаются от повседневных.

Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых.

И наконец, Типикон, или Устав. В нем содержатся подробные указания: как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся во всех богослужебных книгах.

Есть еще и «Богослужебные указания» на каждый год, которые предназначаются не для замены Типикона, но в помощь при пользовании им, особенно в случаях, когда могут возникнуть затруднения при совершении богослужения.

Устав православного богослужения, конечно, непростой. Но постепенно его усваивают. Сначала чтеца благословляют читать предначинательные молитвы, благодарственные молитвы по Святом Причащении, потом часы и кафизмы, затем уже более сложное — канон на утрене и т. д.

Богослужебный Устав можно изучить на специальных курсах и в духовных учебных заведениях: семинариях, училищах, а также в регентских школах. Но я знаю множество примеров, когда люди смогли хорошо изучить его самостоятельно. Вполне можно освоить все премудрости богослужения, воспользовавшись соответствующей литературой, которой сейчас очень много. Правда, для этого необходимо прилагать полученные знания на практике. В этом помогут такие книги, как «Богослужебный Устав Православной Церкви» В. В. Розанова, «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина, «Устав православного богослужения» преподавателя Саратовской православной духовной семинарии А. С. Кашкина.

Также очень полезно прочитать «Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме», составленное Г. И. Шиманским по учению святых отцов и подвижников. Эти советы помогают избежать равнодушия и духовного охлаждения на клиросе, которое может появиться со временем, воспитывать благоговейное отношение к святыне, к молитве и оградить себя от искушений.

А еще нужно, не стесняясь, по пятам ходить за опытными чтецами. Я в свое время не оставляла в покое нашего старшего уставщика, записывала и запоминала все важные моменты. Но многие знания получила уже на клиросе.

Громко и четко

Третье, что тоже не маловажно, — правильное дыхание и постановка голоса. Над этим мне еще много нужно трудиться. Как мне объясняли, дыхание нужно ставить на опору (диафрагму), поменьше нагружать связки, читать так, чтобы плечи не дергались, громко, но спокойно. Я запоминала, тренировалась дома, но на практике все гораздо сложнее. Вначале службы начинаю читать громко и бодро, но затем дыхание становится неровным, голос колеблется и к концу — все тише, тише и тише… И вот батюшка выходит на амвон, и вновь: «Громче! Ничего не слышно!». Вот так и развиваю голос, понимая, что это стоит долгих тренировок и старания.

***

Церковное послушание — это больше, чем работа. Всякую работу надо выполнять ответственно, а послушание в храме — еще ответственней. Ведь, стоя на клиросе, ты не просто читаешь богослужебные тексты, но молишься, и молишься не от себя лично, а от лица всех прихожан. Понимая эту ответственность, я всегда стараюсь выполнять свое послушание с максимальной отдачей. И пусть у меня не всегда получается читать громко и четко, я не унываю и надеюсь на Божию помощь.

Благодаря чтению на клиросе я стала глубже понимать и полюбила богослужение и его прекрасный язык. Каждый раз нахожу для себя что-то новое и, находя, удивляюсь — как же я до сих пор этого не замечала. И сейчас я осознаю, какое мне выпало счастье быть христианкой, быть причастной Православной Церкви и ее величественной красоты.

Екатерина Ульянова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи