Учусь читать на клиросе

Учусь читать на клиросе

Наши постоянные читатели уже привыкли к тому, что на шестой странице мы попадаем на урок в «Церковной школе». Но ведь мудрый человек может учиться не только у учителей, но и у «соседей по парте». Мы предлагаем поделиться опытом тем, кто еще только учится, кто постигает премудрости того или иного церковного послушания. Сегодня узнаем, какие радости и трудности ожидают человека, читающего на клиросе.

 

С древности до наших дней

Сегодня мы слышим, как чтецы в храме читают самые разные богослужебные тексты. В древние времена чтец не только читал, но и растолковывал значение трудно понятных текстов, переводил их на язык своей местности, произносил проповеди, обучал новообращенных и детей, пел различные песнопения и был хранителем священных книг. На чтеца возлагалась также обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения. Уже в ранний период своего бытия христианская Церковь прилагала заботы к тому, чтобы чтецы были научены не только искусному, но и разумному, осмысленному чтению.

В первые три века на должность чтеца поставлялись преимущественно те христиане, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтецы пользовались большим уважением: ими были люди знатного происхождения.

В Русской Православной Церкви чтец — это низший чин церковнослужителей (не путать со священнослужителями). На свою должность он назначается настоятелем храма, а в степень поставляется чином хиротесии — руковозложения, которое совершается на середине храма. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит архиерею, в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели — архимандриты и игумены.

На клирос по благословению

«Но как же так?» — спросите вы. Ведь часто в храме мы видим на клиросе женщин. Оказывается, в наше время люди, читающие в храмах, часто не являются чтецами по званию, а только исполняют их обязанности. По канонам в чтецы поставляли исключительно мужчин. Но не секрет, что в наши дни часто не удается найти нужное количество православных мужчин, да еще с хорошими голосами, готовых ежедневно вычитывать продолжительные последования суточного круга богослужения. А в сельских приходах даже один чтец — это роскошь. Но служить-то надо. И тогда настоятель храма благословляет на это послушание того, кто на него способен и имеет желание потрудиться в храме: любого прихожанина или прихожанку.

Несколько лет назад я, когда еще училась в воскресной школе, загорелась желанием делать что-то для храма. Уроки литургики и практикума по церковнославянскому языку были моими любимыми. Когда мы уже стали студентами и закончили воскресную школу, нам не хотелось покидать ее стены, мы мечтали приносить пользу. Кто-то стал преподавать малышам уроки Закона Божия, кто-то продолжил пономарить, а кто-то освоил послушание звонаря и чтеца. Так, по благословению нашего настоятеля я и попала на клирос.

Исходя из своего пусть маленького, но все-таки опыта, я могу рассказать о том, что должен знать и уметь чтец.

Церковнославянский язык

foto_6_4.jpgВсе книги, которые используются на богослужении, написаны на церковнославянском языке. И это первое, что должен знать будущий чтец. В основном люди, пришедшие на клирос, знакомы с богослужебным языком Русской Православной Церкви. Но бывают и исключения. Один мой знакомый, теперь уже семинарист, был поставлен чтецом, не имея даже базовых знаний. На его возражения, что он не знает церковнославянский язык, настоятель ответил: «Ничего страшного, было бы желание, а остальное приложится». И действительно, со временем, при более частом посещении богослужения и участии в нем, чтении коротких предначинательных молитв, он стал потихоньку понимать церковнославянский и даже полюбил его.

У меня с этим проблем было немного, все-таки я училась в воскресной школе, в которой нас обучали чтению богослужебных текстов. Если вы до сих пор не научились, то подскажу совет, который мне, в свою очередь, дал наш старший уставщик. Самый хороший «помощник» в изучении церковнославянского языка — это Псалтирь. Для начала лучше прочитать ее всю в русской транслитерации. Затем читать 2–3 раза псалом в транслитерации, а после — по-церковнославянски, а когда слово будет не понятно, то сверяться. Но самое главное — читать вслух и желательно каждый день.

Богослужебный Устав

Второе — это знание богослужебного Устава. Чтецу требуется и знание содержания богослужебных книг, и умение найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений.

Перечислю основные книги, используемые чтецом на богослужении. Часослов является наиболее распространенной и чаще всего употребляемой богослужебной книгой. В нем содержатся тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.

Молитвы в честь святых на каждый день года содержатся в Минее. Ее используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов, седальнов и паремий.

Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели, его также используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов и седальнов.

Апостол — богослужебная книга, содержащая Деяния и Послания святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. В нем также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев.

Триодь постная — в ней содержатся молитвословия служб Великого поста и трех предшествующих подготовительных недель, которые очень отличаются от повседневных.

Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых.

И наконец, Типикон, или Устав. В нем содержатся подробные указания: как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся во всех богослужебных книгах.

Есть еще и «Богослужебные указания» на каждый год, которые предназначаются не для замены Типикона, но в помощь при пользовании им, особенно в случаях, когда могут возникнуть затруднения при совершении богослужения.

Устав православного богослужения, конечно, непростой. Но постепенно его усваивают. Сначала чтеца благословляют читать предначинательные молитвы, благодарственные молитвы по Святом Причащении, потом часы и кафизмы, затем уже более сложное — канон на утрене и т. д.

Богослужебный Устав можно изучить на специальных курсах и в духовных учебных заведениях: семинариях, училищах, а также в регентских школах. Но я знаю множество примеров, когда люди смогли хорошо изучить его самостоятельно. Вполне можно освоить все премудрости богослужения, воспользовавшись соответствующей литературой, которой сейчас очень много. Правда, для этого необходимо прилагать полученные знания на практике. В этом помогут такие книги, как «Богослужебный Устав Православной Церкви» В. В. Розанова, «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина, «Устав православного богослужения» преподавателя Саратовской православной духовной семинарии А. С. Кашкина.

Также очень полезно прочитать «Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме», составленное Г. И. Шиманским по учению святых отцов и подвижников. Эти советы помогают избежать равнодушия и духовного охлаждения на клиросе, которое может появиться со временем, воспитывать благоговейное отношение к святыне, к молитве и оградить себя от искушений.

А еще нужно, не стесняясь, по пятам ходить за опытными чтецами. Я в свое время не оставляла в покое нашего старшего уставщика, записывала и запоминала все важные моменты. Но многие знания получила уже на клиросе.

Громко и четко

Третье, что тоже не маловажно, — правильное дыхание и постановка голоса. Над этим мне еще много нужно трудиться. Как мне объясняли, дыхание нужно ставить на опору (диафрагму), поменьше нагружать связки, читать так, чтобы плечи не дергались, громко, но спокойно. Я запоминала, тренировалась дома, но на практике все гораздо сложнее. Вначале службы начинаю читать громко и бодро, но затем дыхание становится неровным, голос колеблется и к концу — все тише, тише и тише… И вот батюшка выходит на амвон, и вновь: «Громче! Ничего не слышно!». Вот так и развиваю голос, понимая, что это стоит долгих тренировок и старания.

***

Церковное послушание — это больше, чем работа. Всякую работу надо выполнять ответственно, а послушание в храме — еще ответственней. Ведь, стоя на клиросе, ты не просто читаешь богослужебные тексты, но молишься, и молишься не от себя лично, а от лица всех прихожан. Понимая эту ответственность, я всегда стараюсь выполнять свое послушание с максимальной отдачей. И пусть у меня не всегда получается читать громко и четко, я не унываю и надеюсь на Божию помощь.

Благодаря чтению на клиросе я стала глубже понимать и полюбила богослужение и его прекрасный язык. Каждый раз нахожу для себя что-то новое и, находя, удивляюсь — как же я до сих пор этого не замечала. И сейчас я осознаю, какое мне выпало счастье быть христианкой, быть причастной Православной Церкви и ее величественной красоты.

Екатерина Ульянова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 сентября 2017 г. 7 сентября ст.ст. среда. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Мч. Созонт Помпеольский
Мч. Созонт Помпеольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.
(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи