Встреча с обителью апостола любви

Встреча с обителью апостола любви

В России десятки монастырей, которые любят посещать паломники. Среди них и люди, много лет посещающие храм, и те, кто с этой поездки начинают свое знакомство с церковной жизнью. Что влечет их в путь, лишенный привычного современному человеку комфорта? На этот вопрос много ответов — от простого любопытства и желания решить свои житейские проблемы до более серьезных причин. И одна из них — желание встречи с иным миром, где люди живут ради Христа. Вот об одной такой встрече мне и хотелось бы рассказать.


«Иоанно-Богословский мужской монастырь, расположенный в селе Пощупово, — одна из древнейших русских обителей, чья история красной нитью вплетена в жизнь Рязанского края». Так начинается повествование об истории монастыря на сайте обители. Но составляя маршрут для поездки с воскресной школой по святыням Рязанского края, я об этом еще не знала. Монастырь мы хотели посетить просто по пути, в ряду прочих достопримечательностей края, и отправиться в не менее старинный русский город Коломну. Однако, как я ни старалась найти место ночлега для группы из 60 человек в Коломне, ничего не получалось. Снова и снова все сводилось к одному варианту — ночевать в обители. Мы сомневались — в то время гостиница для паломников достраивалась, и поэтому части нашей группы предстояло ночевать в храме. Но выбора не оставалось. Я и не знала, что Господь приготовил для нас встречу с монастырем, удивительным своей историей, своими святынями и насельниками. Встречу, которую многие из нас помнят до сих пор.

Монастырь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова основан в Рязанском крае в конце XII или начале XIII века, когда в эти края пришли греческие монахи для просвещения местных жителей. С собой они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова — ее в VI веке в Византии написал мальчик-сирота. Образ этот стал главной святыней обители.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь современный монастырь, а также пещеры, устроенные монахами под соседним холмом, были окончательно обжиты и стали местом духовных подвигов. Как гласит летопись монастыря, в декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей, которые беспощадно разоряли Рязанскую землю. Нападавшие были устрашены видением святого апостола. А хан Батый, посетив обитель, не только не разорил ее, но оставил при чудотворной иконе свою охранную золотую печать.

В XVI — первой половине XVII века монастырь претерпевал неоднократные нападения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался. В XVI веке монахи предприняли попытку перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую иноки взяли с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия.

Множество чудес явил святой апостол Иоанн Богослов через свою икону. Но особенно много чудесных исцелений было на святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

Однако наступил ХХ век, и монастырь разделил судьбу всех иноческих обителей Руси. В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и приговорены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова, и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

На протяжении нескольких десятилетий на территории Иоанно-Богословского монастыря находились сначала детская колония, затем колхозная мехколонна со складом горюче-смазочных материалов.

— Когда сюда приехали первые братия, земля была залита мазутом, а вокруг Успенского храма стояли прогнившие гусеничные трактора. Вспоминаются мудрые слова: когда люди стараются на земле рай без Бога построить, обычно ад получается, — рассказывает паломникам насельник обители иеродиакон Мелхиседек.

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. И с этого времени началось восстановление разрушенной обители трудами наместника архимандрита Авеля (Македонова) и братии.

Отец Авель отошел ко Господу 6 декабря 2006 года и был погребен в монастырском храме-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского, вместе с несколькими другими настоятелями-подвижниками. Вот как вспоминают о нем насельники обители: «Благоговейный и ревностный иподиакон при трех рязанских архиереях, а позже достойнейший священнослужитель и монах — он, куда бы его ни направлял Промысл Божий: в отдаленный ли приход Рязанской земли, в Ярославскую ли епархию или на Святую Афонскую Гору — везде выказывал особую любовь к молитве, особую заботу о богослужении, незаурядный дар духовного рассуждения». Именно благодаря этим качествам архимандриту Авелю удалось не только отстроить заново разрушенные монастырские здания, придать обители благоустроенный вид и возродить хозяйственную жизнь. Ему удалось создать монашескую общину единомысленных братий, объединенных любовью к Богу и ближним, почитающих своего небесного покровителя апостола Иоанна Богослова и заботящихся об уставном монастырском богослужении.

Многое в монастыре напоминает и о том, что в течение девяти лет, с 1970 по 1979 год, отец Авель был настоятелем русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Благодаря его стараниям здесь, в рязанской глубинке, есть мощи величайших святых: святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, святителя Спиридона Тримифунтского и многих других святых. В храме-усыпальнице устроена также костница по типу афонских: здесь собраны останки насельников монастыря, могилы которых были варварски разорены в советское время. Даже сегодня, подчеркнул отец Мелхиседек, усопшие братия безмолвно пекутся о нашем благе, как бы говоря живущим: «Мы, лежащие здесь, когда-то были на вас похожи. А пройдет немного времени, и вы станете такими, как мы. И вещи, которые вы всю жизнь с таким пристрастием собирали, тоже превратятся в прах. Поэтому собирайте такие сокровища, которые останутся с вами навсегда, которые вы заберете с собой в жизнь вечную, и там они сослужат вам добрую службу. Когда мы ждем высокого гостя, все приводим в порядок дома. А добродетели — это дорогое убранство души. Если она украшена добродетелями, ее обычно посещает не просто высокий гость, а Царь Царей — Господь, Своей благодатью. И у людей ни уныния, ни одиночества уже не остается».

Наш экскурсовод отец Мелхиседек — это еще один подарок, который преподнес нам апостол Иоанн. Обычно дети воспринимают экскурсии как скучную, хотя и необходимую часть паломничества. Но тот замечательный рассказ батюшки — наполовину духовную беседу, наполовину блестящий литературный экспромт — они слушали с огромным вниманием. Около часа отец Мелхиседек то рассказывал об истории обители и ее современной жизни, то делился своими размышлениями о жизни, и в речи его не было ни тени искусственности или фальши.

Батюшка легко цитировал по памяти стихи русских поэтов. В его исполнении я впервые услышала стихи замечательного поэта Александра Александровича Солодовникова. К примеру, отец Мелхиседек прочел нам такие строки:

Я сижу один вечерами

И гляжу на один портрет –

Нежный мальчик с большими глазами

Ясным взором глядит на свет.

Чем я дольше гляжу, тем жальче,

Слезы жгут горячей огня –

Этот ласковый беленький мальчик

Превратился, увы, в меня…

Беседа продолжалась до позднего вечера, а ведь рано утром нашему рассказчику предстояло участие в продолжительном монастырском богослужении…

Утром перед Литургией мы отправились на святой источник. Здесь находится купель, открытая круглый год для посещения. Также рядом с источником возводится новая пятиглавая часовня. К слову сказать, холодную воду я не очень люблю. Но здесь с удивлением узнала, что, несмотря на общую для всех источников температуру +4 градуса, некоторые из них бывают теплее других. Иоанно-Богословский источник показался мне на редкость теплым, как и весь радушный прием в этой гостеприимной обители.

Сегодня Иоанно-Богословский монастырь — вполне благоустроенная обитель с прекрасными храмами, хорошо отреставрированными уютными старинными келейными корпусами. Сюда можно приехать на экскурсию или попросить благословение остаться на несколько дней и поработать во славу Божию. В любом случае посещение этой замечательной обители не оставит равнодушным. Ведь вся ее история — настоящее свидетельство созидательной силы любви.

Марина Шмелева

* * *

Паломникам

Адрес монастыря: Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово.

Контакты: телефон — 8 (4912) 24–04–33, телефон отдела бронирования в паломнической гостинице — 8–906–544–93–50, е-mail: ioann.ryazan@mail.ru, сайт — www.obitel-bogoslov.ru.

Проезд до монастыря: железной дорогой с Казанского вокзала г. Москвы электропоездами «Москва — Рязань» до станции «Рыбное», затем от автостанции рейсовым автобусом «Рязань — Новоселки» или маршрутным такси «Рязань — Костино» до села Пощупово; на автомобиле по автомобильной дороге Москва — Самара на Рязань, у поста ГИБДД поворот на город Рыбное и село Константиново (указатели), затем поворот на село Новоселки и по асфальтированной дороге до с. Пощупово.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи