Малый грех: есть ли «золотая середина»?

Малый грех: есть ли «золотая середина»?

В жаркую летнюю пору нередко на улицах можно увидеть людей с баночками охлажденного пива или тоником. Легкий алкоголь сегодня берут и на пляж, и на турбазы, и в другие места отдыха. Подталкивают к этому и забитые до отказа пенным напитком холодильники в торговых павильонах, и зазывающая реклама. Соблазн для жаждущего велик, а между тем не каждый может вовремя сказать себе: «Стоп».

Нередко безобидное влечение сделать глоток-другой у некоторых жаждущих перерастает в пагубную страсть — алкоголизм. Хотя, казалось бы: ну что случится от слабоалкогольного напитка? Грех-то небольшой!

Как противостоять этой опасности и что в целом означает понятие «малый» грех, к каким последствиям он может привести? На эту тему мы беседуем с благочинным Архангельского округа, настоятелем храма во имя Святых царственных страстотерпцев (р. п. Озинки) священником Стахием Жулиным.


— Отец Стахий, распитие пива в обществе сегодня настолько распространено, что уже считается нормой…

— Не соглашусь с тем, что распитие пива в обществе практически считается нормой и особо не порицается. Чрезмерное употребление этого алкогольного напитка всегда порицалось и считалось болезнью, чем-то неестественным для человека.

Трудно допустить, что грамотные люди не знают всей правды о спиртном. Алкоголь разрушает семьи, увеличивает смертность, являясь одной из главных причин многих физических и психических болезней. Возрастающая преступность в нашем обществе — это тоже пагубное действие алкоголя, который в значительной степени подтачивает моральные устои любого народа, государства. Пристрастие к вину порождает и другие страсти. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, — предупреждает нас апостол Павел (Еф. 5, 18).

Конечно, наряду с этим мы видим, что почти в каждом торговом павильоне холодильники забиты до отказа бутылками со спиртным, а реклама подстегивает спрос. И это срабатывает, потому что человеку легче поступить по страсти, нежели противостоять ей.

Священное Писание говорит, что вино веселит сердце человека (ср.: Пс. 103, 15) (здесь можно провести аналогию и с другими спиртными напитками), но веселию должно быть время и место.

— Стоит ли вовсе отказываться от распития пенного напитка или все-таки, как советуют медики, определить для себя норму и не отклоняться от нее?

— Если аскетические подвиги не приносят плода, то они, по слову святых отцов, бесполезны! Что есть «царский путь», «золотая середина»? Ответ на этот вопрос мы можем найти в жизни великого подвижника — преподобного Антония Великого.

Ловец диких зверей в пустыне пришел к жилищу аввы Антония. Увидев, что братии для утешения предложено немного вина, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить гостя, сказал: «Вложи стрелу в лук твой и натяни его». Охотник сделал это. Старец попросил натянуть сильнее. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: «Натяни еще более». Охотник ответил, что если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: «Так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия. Поэтому необходимо по временам давать им послабление». Ловец согласился со словами старца и ушел, получив большую духовную пользу. Братия же, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келиям.

Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды — это называется утешением; когда в великий праздник все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более удобную, нежели какую носят вообще братия, — это тоже называется утешением.

Какой здесь может сделать вывод современный человек? Нельзя однозначно определить «царский путь» для всех людей. Если человек страдает алкоголизмом, лечится и пытается избавиться от этой пагубной страсти, ему лучше вовсе не прикасаться к спиртным напиткам. А если у человека такого пристрастия нет, можно и позволить себе небольшое утешение, полезное для здоровья и позволяющее расслабиться. Нужно только помнить слова того же апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (Кор. 6, 12).

— Сегодня «пивной алкоголизм» достаточно распространен и среди подростков, именно той категории, которая легко попадает под дурное влияние общества. Как же родителям уберечь свое чадо от этого влияния? И в чем же корень бед: в несовершенстве законодательства или же в низком уровне нравственности нашего общества?

— Ответ на поставленные вопросы можно найти в словах святителя Филарета (Дроздова): «Жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок». Все нравственные устои, как ни крути, закладываются в семье. И если подросток видит перед собой благочестивую жизнь родителей, то со временем он сам сможет сделать выводы, что полезно для его души, а что вредит ей.

Что же касается государственного устройства, то здесь, я думаю, тоже не стоит ставить грань между государством и семьей. И дело здесь вовсе не в законах. Повторюсь, что в благополучных семьях со здоровыми нравственными устоями будут рождаться и хорошие дети, будет и здоровое общество. И в подтверждение тому я снова возвращаюсь к словам вышеупомянутого святителя: «Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, — для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенною любовью супружескою, священною властью родительскою, детскою почтительностью и послушанием и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейственной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной».

— Сегодня часто при обсуждении какого-то поступка, противоречащего христианским заповедям, можно услышать: «Ну, это не самый большой грех!». А насколько вообще опасен малый грех для человека?

— Мне думается, малый грех в жизни человека, все равно что ложка дегтя в бочке меда. Грех хоть в малых, хоть в больших своих проявлениях приносит человеку богооставленность — очень тягостное чувство. Как солнце иссушает землю, так и грехи иссушают душу. Чтобы оживить, наполнить свое сердце, человек и стремится к различным удовольствиям и развлечениям (в том числе и к спиртным напиткам). Посмотрите, как мало настоящей радости, искреннего веселья в компании постоянно пьющих людей. Чтобы получить утешение, они пьют все больше и больше, а в душе лишь пустота и боль.

Сердце современного человека подобно пустыне — иссохло, жаждет источника, который бы напоил его. Возможно, жажда Истины и есть тот самый стимулирующий фактор, который позволяет человеку остаться живым, несмотря на все ошибки и падения.

Не надо иметь семь пядей во лбу, то есть быть особо просвещенным дарами Духа Святого, чтобы не заметить в нашем имени чело-век корня слова вечность. Наше «лицо» для Вечности, для Бога, а не для того, чтобы обезобразить его падением в глубокую, темную яму греха и лишиться тем самым Жизни.

Беседовала Елена Гранкина


6 причин НЕ пить пиво

Первый пострадавший — желудок

Пиво очень агрессивно раздражает и отравляет слизистую. Результат — хронический алкогольный гастрит, сопровождающийся жалобами на общую слабость, подавленное настроение, снижение работоспособности, металлический привкус и горечь во рту, боли в животе, чувство тяжести под ложечкой.

Удар по печени

Алкоголь является главным врагом печени, основная функция которой — очищение организма. Если заставить этот орган бороться только с пивом, можно нарушить его антитоксическую функцию. И тогда печень уже не будет служить надежным барьером для других сильнодействующих и ядовитых веществ. Злоупотребление хмельным напитком может довести до гепатита.

Почки — санитары организма

Главная задача почек — поддержание постоянства внутренней среды организма. Пиво нарушает эти естественные процессы, потому что заставляет почки работать с утроенной силой. Пиво вымывает из организма важные «стройматериалы» — микро- и макроэлементы, особенно калий, магний и витамин С. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, появляются боли в икрах, слабость в ногах. Нехватка магния влияет на настроение — человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. Из-за недостатка витамина С снижается иммунитет, чаще возникают простудные заболевания.

«Бычье сердце»

Пиво всасывается очень быстро, поэтому кровеносные сосуды моментально переполняются. Если вы пьете пиво часто и помногу, возникает варикозное расширение вен и сердце увеличивается. Рентгенологи называют это явление синдромом «пивного сердца», «бычьего сердца» или «капронового чулка». Главный орган, вынужденный каждый день перекачивать излишнее количество жидкости, становится дряблым. Как следствие — в два раза увеличивается смертность от инфаркта.

Гормоны скачут

В пиве содержится фитоэстроген, который представляет собой растительный аналог женского полового гормона — прогестерона. Поэтому систематическое употребление напитка вносит разлад в работу эндокринной системы. У мужчин пиво подавляет выработку тестостерона. На этом фоне начинают доминировать женские гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины: снижается количество волос на теле и лице, уменьшается мышечная масса, увеличиваются грудные железы, изменяется тембр голоса, появляется «пивной животик» и откладывается жир на бедрах и талии. Страстный любитель пива по биологическим признакам постепенно превращается в женщину.

Пиво водке рознь

Ошибочно думать, что слабоалкогольное пиво не вызывает привыкания. Еще как вызывает! Есть даже медицинский термин — пивной алкоголизм. Он отличается от водочного тем, что развивается в 3–4 раза быстрее и тяга выпить сильнее.

Источник: www.realisti.ru



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 сентября 2017 г. 9 сентября ст.ст. пятница. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Праведные Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи