Нужен ли «фильтр» на пути к Богу?

Нужен ли «фильтр» на пути к Богу?

«А можно как-то без беседы обойтись и поскорее окрестить ребенка?» — подобные вопросы нередко приходится слышать сотрудникам церковных лавок от нетерпеливых родителей, желающих как можно быстрее окрестить своих чад. Малейшая попытка растолковать смысл этих бесед нередко воспринимается в штыки. Для чего проводятся огласительные беседы перед крещением и стоит ли ставить такой своеобразный «фильтр» на пути к Господу — на эту тему мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Алексием Савиным.


— Отец Алексий, для чего все-таки необходимы огласительные беседы?

 — В ходе таких бесед священники разъясняют будущим крестным родителям и взрослым людям, желающим принять крещение, основы православной веры, те азы и нормы, которые истинный христианин просто обязан знать. Именно во время огласительных бесед поднимаются жизненно важные вопросы: что значит верить в Бога? от чего спасает Христос? и вообще, для чего мы живем?

Оглашение (или катехизация), то есть обучение основам веры, существовало в Церкви с древнейших времен и было прервано в годы безбожия. Только раньше огласительный период зависел от степени воцерковленности человека и мог длиться даже до нескольких лет. Считалось, что если семья благочестивая и ведет жизнь, исполненную духа Христова, то после принятия таинства должным образом примет и благодать Божию. Поэтому тех, кто был далек от Господа, к крещению просто не допускали.

— К сожалению, в последнее время многие крестные предпочитают формальное крещение: изыскивают пути, чтобы увильнуть от огласительных бесед, сетуя на нехватку времени.

– Если крестный не желает знать о православной вере, о жизни христианина, о том, для чего нужно крещение, то вряд ли он сможет достойно исполнять эту важную миссию. Ведь Таинство Крещения обязывает человека отказаться следовать греху. Бог во время крещения возрождает человека и освобождает его от плотской, греховной жизни и ведет к духовной. В итоге человек обретает благодатную силу.

Крещение — это лишь начало пути с Христом, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой, со своими грехами и страстями, и он не может быть легким. Проходить его можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее таинствах. Если человек отказывается идти по этому пути, то он становится воином, принявшим присягу и отказавшимся воевать. Поэтому формальное принятие крещения является грехом для крещаемого и может негативно отразиться на его судьбе.

Роль крестных здесь особенно велика, ведь, по сути, они становятся проводниками ребенка в духовной жизни. Поэтому игнорирование церковной жизни восприемниками и их отказ воспитывать своих крестных чад в православной вере — это обман Бога.

— Увы, практика подбора современных крестных такова: это либо близкий друг семьи, либо состоятельный родственник, который о вере ничего не знает и знать не желает, зато дорогие подарки дарит. Может ли Церковь пойти на компромисс, учитывая пожелания родителей ребенка?

— Церковь не допускает к Таинству Крещения людей, далеких от Православия и категорически отказывающихся его познать. К тому же, если этот человек ведет неблагочестивую жизнь, скажем, живет в блуде, сквернословит, допускает хамское отношение к своим близким и родным, то вряд ли он сможет быть примером для своего крестника и тем более способствовать его духовному развитию.

Для родственника, который не следует церковным канонам, чужды понятия о любви к Христу и ближнему. Какое душеполезное воспитание может дать такой крестный? Никакого! И напротив, если крестный ведет благочестивую жизнь и учит ребенка жить с Христом и соблюдать все Его заповеди, то будет обратный эффект. Тогда и ребенок вырастет благочестивым. Поэтому родителям необходимо выбирать верующих крестных. Если же таких нет, то родителям стоит вовсе отказаться от них и самим окрестить свое чадо. Лучше обойтись без крестных, чем пригласить формальных «свадебных генералов».

— Огласительные беседы обязательны для всех без исключения?

— От них освобождаются только воцерковленные люди, которые живут по заповедям и регулярно посещают храм. Для всех остальных прохождение этих бесед обязательно. Во время них выясняется уровень осведомленности будущих восприемников о вере в Бога, о жизни земной и вечной, о грехе и добродетели. Вторая часть беседы посвящена разбору Символа веры. Каждая беседа длится 1,5–2 часа, по ее окончании уже можно задать священнику интересующие вопросы. Случается, что как раз во время таких бесед и выявляют людей, явно настроенных против Бога и не желающих изменить свою позицию. Таких людей Церковь просто не может привлекать в качестве крестных.

— А случаи отказов уже были?

— Совсем недавно у нас произошел неприятный инцидент. В Покровскую епархию обратился мужчина с просьбой окрестить свою восьмимесячную внучку. При этом он пояснил, что крестные категорически отказываются проходить огласительные беседы. На наш вопрос: почему? — пояснил, что они работают в органах федеральной безопасности. На наши объяснения о необходимости этих бесед мы услышали резкое осуждение Церкви. В итоге мы выяснили, что этот человек, родители девочки и крестные просто не принимают церковные традиции и правила. Ответ здесь один: а зачем крестить? Смысл такого крещения? И какую духовную пользу это таинство будет иметь для ребенка? Об этом, к сожалению, ни дедушка, ни родители ребенка думать не желают.

— Куда обращаться, чтобы пройти огласительные беседы?

— Огласительные беседы проходят сейчас в каждом храме нашей митрополии. В Свято-Троицком кафедральном соборе проводятся две беседы: в субботу — в 14.30 и во вторник — в 17.00, на них нужно предварительно записаться в свечной лавке.

Будущим крестным проходить эти беседы просто обязательно. Ведь необходимость обучения перед крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Это следует из Его слов, обращенных к апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Беседовала Елена Гранкина



Комментарии

Оставить комментарий

20 августа 2012 16:30:21 священник Алексий
Уважаемая Светлана! Благодарю за оставленный Вами комментарий, который еще раз подтвердил необходимость проведения огласительных бесед. С уважением, священник Алексий (автор статьи).
17 августа 2012 11:11:54 Светлана
Здравствуйте меня зовут Светлана.
Прочитала статью очень знакомая ситуация, хочу поделиться историей из жизни.

В cтатье говорится очень однобоко .
Вопрос о мисионерских уроках конечно нужен. но только это выродилось в какую-то бюрократию.

Не так давно я крестила свою дочь.
Мы живем в деревне. Церковь есть только в районе. но там от нас потребавли обязательно пройти все эти уроки. А до района больше 50 км.

Никаких других вариантов нам не предложили, либо учитесь как положено, либо отправляйтесь домой в свою деревню и забудьте о крещение. Ездить специально на уроки нам просто было невозможно.

Мы пытались крестить дочку в Саратове, когда приехали к родственикам, но там нам тоже отказали. Отказали сухо  и формально с тем же требованием пройти все уроки.

Мы православные люди. наши родители были православными. и мы хотели чтобы наши дети были крещеными. Мы не так много знали конечно, но и возможностей ездить у нас и у крестных не было никаких. Вобщем в церкви  нам довольно жестко дали понять что мы не соответствуем церковным нормам.

Жителей деревни итак постояно ущемляют в их гражданских правах почти везде. В деревне нет нормальной работы, нет нормальных условий, даже дорог нет. А тут еще и церковь сочла людьми второго сорта.

Нашу малышку мы все таки крестили, в другой церкви в другой деревне.
Друзья дали нам номер телефона священика из другой деревенской церкви, и сказали что батюшка поможет в этом вопросе. (Они тоже когда-то прошли через это.)

Батюшка действительно помог. Он очень культурно и вежливо пояснил для чего вобще нужны эти уроки, и что их цель не в том чтобы быть препятствием, а они созданы чтобы помочь в изучении веры, которую мы дествительно не знали.

Поняв что мы из  деревни, он дал нам адреса православных сайтов  Азбука.ру , ссылку на книгу Закон Божий, сайт епархии и электроные правславные библиотеки, с книгами и видео роликами итд.

Батюшка сказал так: изучайте православную веру хотя бы по этим сайтам, раз у Вас в деревне нет ни церкви ни священика, ни духовных книг.
Он дал нам время на самоподготовку, и предупредил что обязательно спросит во что мы верим и насколько узнали православие.

Где-то через два месяца мы сочли себя готовыми и позвонили снова. Батюшка дал благословение чтобы нам ехать к нему.
Когда мы пришли в церковь, там все было готово к крещению, в церкви стояли несколько лавочек на которые нас усадили.
Он задавал нам вопросы, сам поправлял отвечавших если чтото было неверно, потом рассказывал о Святой Троице, о том кто такой Иисус Христос, о 10 заповедях, о церкви о молитве о причастии.

В конце он сказал - думаю Вы сможете воспитать ребека в православной вере. и посоветовал не останавливаться на прочитаном и услышаном, читать Евангелие и духовные книги.

За крещение с нас не взяли денег, что нас очень удивило. Женщина за прилавком показала на ящик для пожертвований и сказала "платы за крещение нет, свое пожертвование для церкви вы можете положить в этот ящик".

День крещения для всех стал каким то особеным праздником. Впервые как то отнеслись по человечески не обсуждая нашу жизнь, а предлагая какой то другой образ жизни. Да и вообще с нами впервые вот так просто и понятно разговаривал священик.
Мы теперь очень хотим чтобы в нашей деревне была церковь.

Может быть стоит подумать как поступать с людьми из далеких деревень и взять пример с этого священика?

Cветлана Горенко.

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи