Как встретишь Новый год…

Как встретишь Новый год…
Остались считаные дни до того момента, как торжественный бой курантов в полночь известит о начале нового, 2014 года. Предпраздничные дни многие посвящают житейской суете: продумывают меню, закупают подарки для родных и близких. Для верующих же это время покаяния и подготовки к великому православному празднику — Рождеству Христову.

На пороге Рождества

Несмотря на то что Рождество Христово с 1991 года является праздничным выходным днем, многие по-прежнему отдают предпочтение Новому году. Не каждый сегодня задумывается, что этот праздник приходится на Рождественский пост. Поэтому обильное застолье с мясными блюдами и чрезмерное веселье в это время неуместны. Это не означает, что православный человек не может отпраздновать наступление Нового года. Если вся семья верующая, то вполне можно отметить праздник и дома, не нарушая поста, без излишних увеселений и взрыва петард.

Верующие люди осознают приближение дня Рождения Богомладенца Христа как событие, важное для нашего спасения. Потому что несколько веков назад совершилась великая Тайна Боговоплощения — Бог пришел в наш мир, родился обычным Человеком, чтобы спасти людей от греха. Поэтому не стоит забывать, что Рождество есть, прежде всего, день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной Любви Отца, не пожалевшей Сына Своего для спасения рода человеческого.

История Нового года

Но как же так случилось, что Новый год занял место Рождества? В далеком 988 году, когда святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, митрополит Феогност установил единую для всех дату Нового года — 1 сентября.

В Средние века на Новый год мирской люд стекался на площади перед храмами, где и проходило празднование. В Москве эти события проходили на Ивановской площади в Кремле. В присутствии многочисленной толпы Патриарх поздравлял русского царя, осеняя его крестом. На следующее утро царь выходил к народу и поздравлял всех с праздником. Часто это сопровождалось раздачей милостыни.
В 1699 году произошло важное событие, которое повлияло на дальнейшую историю празднования Нового года в России. Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре. 15 декабря того же года им был издан указ о новом летоисчислении, и Новый год стали отмечать 1 января. Так как император был большим поклонником всего европейского, то и празднование Нового года стало происходить на европейский манер.

После Октябрьского переворота в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский). Разница между старым и новым стилями «переместила» новогодний праздник на период православного рождественского поста. Это было на руку богоборцам. В результате перемещения новогодний праздник попал под молот антирождественской агитации.

Под этим ударом оказался и главный атрибут Рождества — елка, на которую был наложен категорический запрет. Даже малейшее объявление о елочных украшениях в светских газетах рассматривалось как «способствование старому быту». И лишь в 1935 году зеленую красавицу освободили от «идеологических оков» и разрешили ей стать главным атрибутом, только не рождественского, а новогоднего праздника.

Гороскопы — назад к язычеству?

В 90-е годы, когда в период перестройки наша страна лишилась идеологии, в России появилось новое веяние в виде нашествия астрологической символики. Сувениры, символизирующие наступающий год, буквально заполоняют магазины и супермаркеты в предновогодние дни. И не все покупатели этих безделушек отдают себе отчет, что это прямое проявление язычества, которое ничего общего не имеет с русскими традициями.

«Мы можем ясно представить, что движет человеком, когда он вполне серьезно или же “так, на всякий случай”, чтобы обезопасить себя и не обидеть “тигра” или “лошадь” в наступающем году, совершает действия, мало чем отличающие его от дикаря-язычника, — комментирует настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут протоиерей Александр Писларь. — Украшение жилищ и автомобилей с изображениями животных, “покровительствующих” наступающему году, тщательный выбор блюд и цвета одежды во время новогоднего застолья, призванный ублажить “покровителя” года, и, конечно, безудержный разгул и пьянство, совершаемые в канун Рождества, говорят сами за себя. Мы вновь получаем возможность убедиться в том, что человек, теряющий Бога, неизбежно возвращается в прежнее состояние. Как бы ни было приукрашено современное язычество достижениями и благами цивилизации, его истинный смысл остается прежним. Это страх человека, потерявшего Бога, перед пустотою мира, которую он стремится заполнить мифами и суевериями. Невозможно представить кого-либо, кто, будучи освобожденным от горького рабства, через какое-то время отрекся бы от свободы и добровольно вернулся в неволю. Но в духовной жизни это реально, так как всё, что происходит с человеком здесь, в земной жизни, есть проявление невидимой борьбы за спасение его для вечной жизни, и главным в этой борьбе остается его свободный выбор».

По словам отца Александра, увлечение астрологией и связанной с ней атрибутикой есть следствие дехристианизации современного мира. Человек возвращается к языческому восприятию мира, включая самые примитивные его формы. Ведь язычники обожествляли предметы и явления окружающего мира, в том числе звезды, планеты и животных, так как были оторваны от Бога и нуждались в замене потерянного ими богообщения. Человеку, даже отрицающему бытие Бога, крайне трудно смирится с мыслью о том, что он один в пустом и бездушном мире. И вот язычник, преодолевая страх перед мертвым, лишенным Бога космосом, одушевляет небесные тела, обожествляет животных и строит свою фантастическую картину мира. Мы сегодня уже не удивляемся, когда вполне нормальный, взрослый человек заявляет вдруг, что он «кролик» или «змея», или что он находится под особым покровительством Венеры, Марса или Сатурна.

Человек, теряющий связь с Богом, теряет и доверие к миру, который становится для него слепой, бессмысленной и разрушительной стихией. Это порождает желание одушевить окружающие предметы и явления, сделать их носителями некой разумной силы и попытаться использовать для своих целей. Задача состоит в том, чтобы установить контакт с духом того или иного предмета или существа, задобрить его и склонить на свою сторону. Собственно, в соблюдении весьма сложного, тщательно регламентируемого культа, состоящего из системы запретов (табу), обрядовых церемоний и правил поведения, и проходила вся жизнь язычника. Вечный страх перед опасностью вольного или невольного оскорбления какого-либо духа и последующего мстительного гнева делали эту жизнь действительно несчастной. Христианство же освобождает человека от страха и дарит свободную волю.

«Христос, придя в мир и совершив Свой искупительный подвиг, освободил нас от проклятия греха и восстановил связь с Богом, — поясняет отец Александр. — Мир обрел в глазах человека совершенно другой вид. Он стал домом, созданным Богом Творцом для человека с такой же любовью, с какой отец создает жилище для своего сына. В этом доме все устроено разумно и целесообразно и, следовательно, может быть понято человеком. Мир перестал быть сценой устрашающего зрелища, непостижимых для разума человека, разнообразных и произвольных действий языческих богов и духов. Собственно, эта демифологизация мира и стала основой для научного подхода к изучению природы. Ведь то, что создано Богом как высшей Разумной Силой, может быть понято и человеком, так же наделенным от Творца разумом».

Новый год в храме

Как же встречать Новый год по-православному? Некоторые семьи, как уже упоминалось, собираются за постным столом в кругу семьи. А как только пробьют куранты, оповестившие о наступлении Нового года, верующие выключают телевизор и общаются друг с другом. Немало и таких людей, кто в новогоднюю ночь приходит на ночную службу в храм. Эта добрая традиция существует в Церкви уже на протяжении нескольких лет. Причем люди приходят в храм вовсе не от одиночества, а потому, что им хочется встретить Новый год с Богом. Ведь как новый день мы начинаем с молитвы, так и новый год знаменательно начинать с общения с Богом. Традиция эта восходит к библейским временам: Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя (Пс. 5, 3).

Прихожанка Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) Ирина с 2004 года встречает Новый год в храме. «Так получилось, что в первый же год начала моего воцерковления в Свято-Троицком соборе г. Саратова в новогоднюю ночь впервые служили раннюю Божественную литургию, которая начиналась в тот момент, когда бьют куранты и все поднимают бокалы с шампанским, — вспоминает Ирина. — Впечатление было настолько глубоким, что традиционная встреча Нового года умерла для меня. И вот теперь есть прекрасная возможность встретить Новый год, участвуя в Божественной литургии, причащаясь Святых и Животворящих Таин Христовых. Можно ли представить лучшее начало года для верующего человека? Это, разумеется, главная причина, почему православный человек идет в новогоднюю ночь в храм. Но хочется еще сказать и о том, что у нас прекрасный хор, слушать который — уже праздник. После службы все прихожане приглашаются на трапезу, приготовленную совместными усилиями прихожан и работников храма. Это все очень сближает и объединяет приход, мы чувствуем себя одной большой семьей».

В новогоднюю ночь, с 31 декабря на 1 января, в полночь в нескольких храмах нашей епархии будет совершена ночная Литургия. Эта традиция в Покровской епархии существует уже третий год. На ночной службе храм всегда полон людей. В нем собираются священники и прихожане. После службы по традиции всех ожидает постное угощение. Подобная встреча Нового года для людей превращается в настоящий духовный праздник, наполняющий душу благоговейной и светлой радостью.

Елена Гранкина

* * *

В нашей епархии в новогоднюю ночь будет отслужена ночная Литургия в следующих храмах:

Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Покровск (Энгельс)
Храм в честь Покрова Божией Матери, г. Покровск (Энгельс)
Свято-Воскресенский храм, г. Покровск (Энгельс)
Храм во имя пророка Божия Илии, г. Покровск (Энгельс)
Храм в честь Рождества Христова, г. Балаково
Свято-Троицкий храм, г. Балаково
Храм во имя апостола Андрея Первозванного, г. Маркс
Храм во имя великомученицы Екатерины, г. Новоузенск
Свято-Никольский храм, г. Ершов
Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, п. Мокроус.

Начало богослужения в 00:00

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи