Зачем мы поклоняемся Кресту?

Зачем мы поклоняемся Кресту? Недавно в редакцию позвонила женщина. Она заявила, что установленный на выезде из Покровска (Энгельса) Поклонный крест отторгает людей от Церкви и его надо срочно убрать. Аргументы были более чем странные: таких крестов никогда не ставили в России и что это просто отмывание денег. Понятно, что некоторым людям легко сопоставить такие вещи, как Поклонный крест и финансовая махинация. Но православному человеку очень больно слышать подобные высказывания. Поэтому мы постараемся разобраться, насколько человеку в жизни необходим крест, почему некоторые люди боятся крестов и откуда появилась традиция устанавливать Поклонные кресты.


Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

Традиция установки Поклонных крестов восходит к основоположникам нашей веры, к апостолам. Апостолы водружали Поклонные кресты, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении креста святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах.

Святая равноапостольная княгиня Ольга установила крест в память о видении около града Пскова трех пресветлых лучей. Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм в честь Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание Святой Троицы передано было преподобному Сергию Радонежскому.

Кресты ставили по обету, например, при рождении наследника или по случаю важного события в жизни семьи. Такие кресты на Руси назывались обетными. Так, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память о рождении в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный. Обетный Поклонный крест могли поставить всем селом, например, по случаю небесного заступничества при эпидемиях, падеже скота, засухе и прочих бедах и напастях. Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружения креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель.

Архимандрит Илия (Рейзмир) сказал, что крест — это сила и слава всех от века святых. Сила святых — значит, сила Церкви. И Православная Церковь с древнейших времен до настоящего времени считает крест великой защитой от всякой заразы, как телесной, так и духовной. В каноне Честному и Животворящему Кресту (творение Григория Синаита) Православная Церковь воспевает: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая… Яко триобоюдный меч начала тьмы сечеши… кресте, оружие великое Христово и непобедимое победительство всесильное».

Крест — хранитель всея вселенныя

Что для православного человека означает крест? Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Крест есть Божественная сила, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Крест исцеляет всякие болезни, воскрешает мертвых, прогоняет от людей полки демонов, погашает страсти в сердцах людей, доставляет чудесные победы на войнах с неверными. Крест есть Божественная слава Христа, искупившего в нем мир, падший в глубину погибели, разрушившего проклятие человечества и исходатайствовавшего ему благословение Отца Небесного, победившего смерть нашу и даровавшего всем воскресение из мертвых».

В этом смысле крест Христов для православного христианина — прежде всего символ спасения. Поэтому в жизни каждого православного христианина, от самого ее начала и до земного завершения, крест воспринимается как знамя победы, как символ той Жертвы, которая была принесена на Голгофе.

Те, кто хотя бы один раз был на великом повечерии в первые дни Великого поста, хорошо знают, что там читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. А в последовании великого повечерия есть такое обращение: «Непобедимая и непостижимая Божественная животворящая сила Животворящего Честного Креста, не остави нас, грешных». Обращение ко кресту есть в вечерней молитве: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Причем словами «О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай мне со Святой Пречистою Девой Богородицей и со всеми святыми» мы обращаемся ко кресту как к живому существу. Потому что крест Христов обладает живительной силой спасения, и эту силу Господь дарует любому, приходящему к Нему с верой.

Крест — красота Церкве

Православная Церковь непрестанно свидетельствует о силе и животворности креста. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что «знамением и силой креста совершаются все таинства церковные; освящается вода, и все стихии, и все верующие, с верой принимающие его или знаменуясь им сами. В кресте, с верой употребляемом и изображаемом, действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими».

Крест — царей держава

Согласно церковному преданию, именно знамение креста помогло императору Константину одержать победу в битве 312 года. Евсевий Кесарийский описал эти события так: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, император собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: “Сим победиши”». Константин приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. После этого Константин запретил гонения на христиан и впоследствии принял христианство.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский всегда шел на брань с крестом и чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Перед выступлением в поход все его воины исповедовались и причащались. Князь Андрей говорил им, что крест — его главное оружие, а не мечи и копья, и что без помощи Божией бессильны будут храбрость и численность войска. Воины Андрея Боголюбского на коленях молились перед Владимирской иконой и честным крестом Христовым. Летописи сохранили для нас эту молитву, составленную князем-страстотерпцем: «Владычица, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет. И мы, рабы твои, имеем в Тебе стену и покров, и Крест Сына Твоего, как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их».

Крест — верных утверждение

Наши православные предки ставили Поклонные кресты на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек мог помолиться Господу или небесным покровителям. Такие кресты назывались придорожные, межевые. Ими отмечали въезд в город или село, а также границы сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри.

Крест — Ангелов слава и демонов язва

Враги креста — враги Христовы. Человеку не нужно страшиться креста, креста боятся демоны, а человек должен бояться лишь Бога. По словам Иоанна Златоуста: «Страх пред Богом есть великое благо», а псалмопевец Давид говорил: Начало премудрости страх Божий (Пс. 110, 10). Поэтому для каждого православного человека крест должен быть оружием правды, оружием истины, оружием мира. Но это оружие может быть бессильным в неопытных руках и даже опасным. Непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения.

Надо всегда помнить, что Крест — якорь нашего спасения, лествица, возводящая на небеса, делающая нас подобными Богу. У каждого православного человека есть свой жизненный крест, данный от Господа. Христианин должен пронести его через всю жизнь. Известный филолог и богослов нашего времени профессор Иван Михайлович Андреев писал, что, неся свой крест, человек научается смирению, терпению и любви Христовой, любви жертвенной и сострадательной. К истинной любви может привести только крест, с которым истинная любовь воистину «сильнее смерти». Поэтому каждый православный человек должен понести свой крест. Без креста не выдержать волнения моря житейского, злобы человеческих страстей. Потому апостол Павел пишет: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14).

Завершить эти размышления хотелось бы словами Евангелия, в неделю Крестопоклонную: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Православным христианам никогда не следует стыдиться своей веры. И проходя мимо храма, увенчанного крестом, или мимо Поклонного креста, никогда не надо пренебрегать драгоценной возможностью почерпнуть силы и поклониться всему тому святому, великому и животворящему, что заключено в спасительном образе Креста Господня.



Андрей Касимов


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи