Изгнать беса на всякий случай. А надо ли?

Изгнать беса на всякий случай. А надо ли?

Сегодня достаточно часто поступки людей списывают на бесноватость. И действительно, порой человек, которого вроде бы хорошо знаешь, такое «коленце вывернет», что и смотреть в его сторону не захочется. Но так ли часто имеет к этому отношение бесноватость? Об этом мы беседуем с епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

- Владыка, поясните, бесноватые люди, какие они? Чем отличаются от обычных, нормальных людей?

- Беснование - это воздействие на душу человека силы диавола. Главная особенность беснования в том, что человек своими греховными поступками, страстями, делает свою душу доступной для врагов нашего спасения - темных сил. Нас отличает от всех других существ в мире то, что мы имеем бессмертную душу и вправе выбирать, с кем мы: со Христом или с диаволом. И поэтому сам по себе враг рода людского не может против воли человека его искусить, унизить, победить. Но, с другой стороны, беснование - это еще и попущение Божье за гордость. Я считаю, что и беснование, и безумие, которое сегодня настолько сильно распространено в нашем обществе, - это следствие гордости человека. Когда человек превозносится над Богом, начинает роптать, это не может не довести до безумия. Поэтому отличительная черта беснования от безумия - это присутствие в душе человека темных сил, страшное искушение, какому может подвергнуться человек, либо по собственной воли, когда открывает свою душу для греха и страсти, либо по попущению Божьему за ту или иную страсть.

- То есть, если Бог хочет наказать, то отнимает разум…

- Действительно, такая поговорка существует, но нужно четко разделять безумие как душевное и психическое заболевание. Душа, от греческого слова Психея, поэтому психическое заболевание, – заболевание души, когда у человека нарушаются внутренние процессы. Но беснование - это прямое воздействие дьявола, врага рода человеческого.

- Могут ли понятия безумие и беснование быть синонимами?

- Это сложный вопрос. Безусловно, многие специалисты психиатрии скажут, что это заболевание, и оно не имеет никакого отношения к духовному миру. Хотя есть верующие психиатры, которые свидетельствуют о том, что беснование и безумие очень близки по своему происхождению и, как правило, имеют взаимное влияние. Ведь безумие человека не только немощь, здесь обязательно присутствует вражеская сила, беснование в том или ином виде. Но надо понимать, что бесноватого человека в полной мере здоровым тоже назвать нельзя. Проблема сегодня, как я ее вижу, заключается в другом. Многие людей пытаются обычные психические заболевания назвать беснованием, отсюда и жажда в отчитках когда люди отправляются в монастыри, чтобы над ними был совершен чин изгнания злых духов. И пройти этот чин они хотят на всякий случай, не подозревая, какой опасности они себя подвергают. Знакомый священник, настоятель большого храма, рассказал мне, как однажды к нему пришла женщина. Она попросила у него благословение, чтобы поехать на отчитку в монастырь. «А что случилось?» - спрашивает он. «Внучка у меня бесноватая» - отвечает прихожанка. «Как вы это определили?» - «Животик у нее болит». Тут батюшка поинтересовался: «А вы к врачу не водили девочку?». Часто люди относятся к такому понятию, как бесновантость, не серьезно, поверхностно…

- А как в человека проникают бесы?

- У каждого из нас есть свои недостатки, немощи, страхи, переживания, боль. Один человек по своему характеру более жесткий, мужественный к перенесению скорбей. Другой более мягкий и более впечатлительный. Например, люди искусства остро переживают все случающееся с ними, порой начинают воспринимать себя как яркую индивидуальность. Если к этому примешивается гордость и человек никак с этим не борется, не останавливает себя, не прислушивается к словам близких, - велика вероятность, что он может духовно повредиться. Еще одна опасность подстерегает человека, когда он начинает явно сопротивляться воле Божьей.

Как говорит Христос: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31)». Часто спрашивают: «А что такое, хула на Духа Святого?» А это то, когда человек, видя присутствие Бога, понимая, что есть Господь, ощущает бытие Божье, но при этом сознательно отвергает и уходит от Бога. Когда человек сознательно попирает правду Божью, хочет превозноситься не только над ближними, но и над самим Богом. Вот здесь его и постигает безумие, а может быть и беснование, явное воздействие дьявольской силы, когда человек теряет рассудок и уподобляется животному.

- Наверное, в современном обществе много бесноватых?

- Мы прекрасно понимаем, что в истории человеческого рода была масса ошибок, жестокости, лжи… «Уникальность» нашего времени в том, что сегодня мы видим ужасающее по своему масштабу безбожие. Мы видим потрясающее распространение равнодушия, холодности, черствости, циничного отношения ко всему и ко всем. Люди делают себе кумира, доходят до безумия в погоне за наживой, каких-то стяжаниях в попытке приобрести что-то. Они не отрицают Бога, но при этом не хотят перстом шевельнуть, чтобы переменить свою жизнь. И в этом, наверное, весь ужас современного мира. Если раньше человек грешил, то, по крайней мере, грех назывался грехом. Сегодня же во всех СМИ  грех называется свободой, нормой. Разве это не безумие? Это хула на Духа Святого. Именно поэтому такой резкий всплеск жестоких преступлений, чудовищных поступков.

- Как проявляется беснование?  

- Беснование как сумасшествие – есть буйные, есть тихие душевнобольные. Очень часто вместо беснования мы можем говорить о кликушестве, когда легко внушаемый человек с неустойчивой психикой, подбадриваемый окружением, работает на публику. Например, начинает кататься по земле, кричать, гавкать. Причем в приличном обществе он бы и не стал лаять, но, когда все вокруг это делают, и он начинает. Это как с любой болезнью: чем больше человек боится той или иной болезни, тем больше вероятность того, что он заболеет. Поэтому, когда люди обращаются ко мне с вопросом, могут ли они поехать в тот или иной монастырь, чтобы пройти чин отчитки, я всегда спрашиваю: «А вы уверены, что вы бесноватый? Нужно ли из пушки по воробьям стрелять?». Нет ли вероятности того, что, приехав с простой немощью и, может быть, небольшой болью и скорбью, он уедет оттуда в худшем состоянии? И тот, кто любит, работая на публику, погавкать, вдруг станет причастен темным силам по-настоящему? Прежде чем отправляться на такие отчитки, нужно очень подробно исповедоваться, пообщаться со своим духовником, выяснить, а есть ли предпосылки для такого духовного лечения. Может быть, просто надо пропить капли валерьяны осенью или весной.

- Как защититься от этого страшного недуга?

- Лучшая защита от беснования - чистая жизнь по христианским заповедям. Каждый человек может ошибаться и может быть, даже в чем-то согрешать, но одно дело, когда он кается в своем греховном поступке, просит у Бога прощение, а другое - когда грех называет добродетелью, происходит перевертыш, вот здесь как раз велика вероятность, что человека посетит беснование, безумие.

Беседовала Наталья Колоярова

Курьер Поволжье № 20 (565) от 23 мая 2012 г.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 октября 2017 г. 5 октября ст.ст. среда. Седмица 20-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Московские святители
Московские святители

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи