Изгнать беса на всякий случай. А надо ли?

Изгнать беса на всякий случай. А надо ли?

Сегодня достаточно часто поступки людей списывают на бесноватость. И действительно, порой человек, которого вроде бы хорошо знаешь, такое «коленце вывернет», что и смотреть в его сторону не захочется. Но так ли часто имеет к этому отношение бесноватость? Об этом мы беседуем с епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

- Владыка, поясните, бесноватые люди, какие они? Чем отличаются от обычных, нормальных людей?

- Беснование - это воздействие на душу человека силы диавола. Главная особенность беснования в том, что человек своими греховными поступками, страстями, делает свою душу доступной для врагов нашего спасения - темных сил. Нас отличает от всех других существ в мире то, что мы имеем бессмертную душу и вправе выбирать, с кем мы: со Христом или с диаволом. И поэтому сам по себе враг рода людского не может против воли человека его искусить, унизить, победить. Но, с другой стороны, беснование - это еще и попущение Божье за гордость. Я считаю, что и беснование, и безумие, которое сегодня настолько сильно распространено в нашем обществе, - это следствие гордости человека. Когда человек превозносится над Богом, начинает роптать, это не может не довести до безумия. Поэтому отличительная черта беснования от безумия - это присутствие в душе человека темных сил, страшное искушение, какому может подвергнуться человек, либо по собственной воли, когда открывает свою душу для греха и страсти, либо по попущению Божьему за ту или иную страсть.

- То есть, если Бог хочет наказать, то отнимает разум…

- Действительно, такая поговорка существует, но нужно четко разделять безумие как душевное и психическое заболевание. Душа, от греческого слова Психея, поэтому психическое заболевание, – заболевание души, когда у человека нарушаются внутренние процессы. Но беснование - это прямое воздействие дьявола, врага рода человеческого.

- Могут ли понятия безумие и беснование быть синонимами?

- Это сложный вопрос. Безусловно, многие специалисты психиатрии скажут, что это заболевание, и оно не имеет никакого отношения к духовному миру. Хотя есть верующие психиатры, которые свидетельствуют о том, что беснование и безумие очень близки по своему происхождению и, как правило, имеют взаимное влияние. Ведь безумие человека не только немощь, здесь обязательно присутствует вражеская сила, беснование в том или ином виде. Но надо понимать, что бесноватого человека в полной мере здоровым тоже назвать нельзя. Проблема сегодня, как я ее вижу, заключается в другом. Многие людей пытаются обычные психические заболевания назвать беснованием, отсюда и жажда в отчитках когда люди отправляются в монастыри, чтобы над ними был совершен чин изгнания злых духов. И пройти этот чин они хотят на всякий случай, не подозревая, какой опасности они себя подвергают. Знакомый священник, настоятель большого храма, рассказал мне, как однажды к нему пришла женщина. Она попросила у него благословение, чтобы поехать на отчитку в монастырь. «А что случилось?» - спрашивает он. «Внучка у меня бесноватая» - отвечает прихожанка. «Как вы это определили?» - «Животик у нее болит». Тут батюшка поинтересовался: «А вы к врачу не водили девочку?». Часто люди относятся к такому понятию, как бесновантость, не серьезно, поверхностно…

- А как в человека проникают бесы?

- У каждого из нас есть свои недостатки, немощи, страхи, переживания, боль. Один человек по своему характеру более жесткий, мужественный к перенесению скорбей. Другой более мягкий и более впечатлительный. Например, люди искусства остро переживают все случающееся с ними, порой начинают воспринимать себя как яркую индивидуальность. Если к этому примешивается гордость и человек никак с этим не борется, не останавливает себя, не прислушивается к словам близких, - велика вероятность, что он может духовно повредиться. Еще одна опасность подстерегает человека, когда он начинает явно сопротивляться воле Божьей.

Как говорит Христос: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31)». Часто спрашивают: «А что такое, хула на Духа Святого?» А это то, когда человек, видя присутствие Бога, понимая, что есть Господь, ощущает бытие Божье, но при этом сознательно отвергает и уходит от Бога. Когда человек сознательно попирает правду Божью, хочет превозноситься не только над ближними, но и над самим Богом. Вот здесь его и постигает безумие, а может быть и беснование, явное воздействие дьявольской силы, когда человек теряет рассудок и уподобляется животному.

- Наверное, в современном обществе много бесноватых?

- Мы прекрасно понимаем, что в истории человеческого рода была масса ошибок, жестокости, лжи… «Уникальность» нашего времени в том, что сегодня мы видим ужасающее по своему масштабу безбожие. Мы видим потрясающее распространение равнодушия, холодности, черствости, циничного отношения ко всему и ко всем. Люди делают себе кумира, доходят до безумия в погоне за наживой, каких-то стяжаниях в попытке приобрести что-то. Они не отрицают Бога, но при этом не хотят перстом шевельнуть, чтобы переменить свою жизнь. И в этом, наверное, весь ужас современного мира. Если раньше человек грешил, то, по крайней мере, грех назывался грехом. Сегодня же во всех СМИ  грех называется свободой, нормой. Разве это не безумие? Это хула на Духа Святого. Именно поэтому такой резкий всплеск жестоких преступлений, чудовищных поступков.

- Как проявляется беснование?  

- Беснование как сумасшествие – есть буйные, есть тихие душевнобольные. Очень часто вместо беснования мы можем говорить о кликушестве, когда легко внушаемый человек с неустойчивой психикой, подбадриваемый окружением, работает на публику. Например, начинает кататься по земле, кричать, гавкать. Причем в приличном обществе он бы и не стал лаять, но, когда все вокруг это делают, и он начинает. Это как с любой болезнью: чем больше человек боится той или иной болезни, тем больше вероятность того, что он заболеет. Поэтому, когда люди обращаются ко мне с вопросом, могут ли они поехать в тот или иной монастырь, чтобы пройти чин отчитки, я всегда спрашиваю: «А вы уверены, что вы бесноватый? Нужно ли из пушки по воробьям стрелять?». Нет ли вероятности того, что, приехав с простой немощью и, может быть, небольшой болью и скорбью, он уедет оттуда в худшем состоянии? И тот, кто любит, работая на публику, погавкать, вдруг станет причастен темным силам по-настоящему? Прежде чем отправляться на такие отчитки, нужно очень подробно исповедоваться, пообщаться со своим духовником, выяснить, а есть ли предпосылки для такого духовного лечения. Может быть, просто надо пропить капли валерьяны осенью или весной.

- Как защититься от этого страшного недуга?

- Лучшая защита от беснования - чистая жизнь по христианским заповедям. Каждый человек может ошибаться и может быть, даже в чем-то согрешать, но одно дело, когда он кается в своем греховном поступке, просит у Бога прощение, а другое - когда грех называет добродетелью, происходит перевертыш, вот здесь как раз велика вероятность, что человека посетит беснование, безумие.

Беседовала Наталья Колоярова

Курьер Поволжье № 20 (565) от 23 мая 2012 г.



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 августа 2017 г. 8 августа ст.ст. понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи