Отразить чудо

Отразить чудо

«Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце. Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости. Оно-то и является Его истинной обителью, все прочее — лишь Его мастерские», – писал святитель Николай Сербский в слове на Благовещение Пресвятой Богородицы. Святитель продолжает: «Как столп огненный в самом густом мраке – таково сошествие Бога к людям. А повесть сего Божия схождения к людям начинается с ангела и Девы, с беседы между небесною чистотою и земною чистотою. Когда нечистое сердце беседует с нечистым сердцем — это война. Когда нечистое сердце беседует с чистым сердцем — и это война. И только когда чистое сердце беседует с чистым сердцем, сие есть радость, мир и – чудо». Именно чудо Благовещения пытались отразить иконописцы и художники, обращаясь к этой значительной теме.

«Устюжское Благовещение»

Одна из самых ранних русских икон «Устюжское Благовещение» была написана в первой трети XII века. Икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.

По словам преподавателя Коломенской духовной семинарии, культуролога Ирины Константиновны Языковой, образ отличается также особым иконографическим изводом и глубиной богословской трактовки. Золотой фон символизирует сияние Божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах. Монументальность фигур и их статичность призваны подчеркнуть значительность события и его величие.

Живопись иконы изыскана и красива по колориту. Архангел облачен в рыжевато-охряной хитон и зеленовато-голубоватый гиматий, золотой ассист переливается на его одежде, волосах и крыльях. На Богоматери — синий хитон и темно-красный мафорий, украшенный золотой каймой.

Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания.

Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами. Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь.

На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица. Согласно преданию, при посещении Архангелом Мария пряла пурпурную пряжу, из которой затем была соткана завеса для Иерусалимского Храма. И, как свидетельствует Евангелие, в момент смерти Спасителя на Кресте эта завеса разодралась сверху донизу. «Устюжское Благовещение» раскрывает нам смысл Боговоплощения — Бог становится Человеком для того, чтобы принести Себя в жертву за спасение мира.

«Благовещение» преподобного Андрея Рублева

Знаменитый русский скульптор Эрнст Неизвестный как-то сказал:
«Рублев никогда не читал лекций по философии, не писал ни строчки. Он даже не говорил, так как дал монашеский обет молчания. Почему же он философ? Да потому, что в России было такое понятие: “умозрение в красках”. То есть высокое искусство рассматривалось как одна из форм не только познания мира, но и создания структур, равных философии».

Икона «Благовещение», созданная в начале XV века для Успенского собора во Владимире, плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца. Такие специфические черты образов преподобного Андрея Рублева, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, нашли воплощение в этой удивительной иконе.

Русские иконостасы были большими и высокими, поэтому, приступая к написанию иконы, Рублев всегда имел в виду, что любой, входящий в храм, должен с первого взгляда узнавать образ, считывая его сюжет издалека по силуэту, жесту и цветовой гамме.

Сюжет иконы Благовещения построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. Диалог небесного и земного происходит в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения – в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново.

Центром иконы является рука Архангела Гавриила, благословляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба, и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на Ее согласии и смирении.

Образ Богородицы вторит ритмическому рисунку Архангела: Она наклонила голову в его сторону в знак согласия. В руках Мария держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского Храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей, в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего.

Правая рука Богородицы поднята в молитвенном жесте, левая прижата к груди в знак смятения; взгляд сосредоточен и направлен в Себя; Она размышляет и прислушивается к собственным чувствам и реакции на слова Гавриила. Лик полон мягкости, покоя, тишины и смирения. В нем нет испуга и страха. Икона полна надежды, радости и утверждения жизни, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности.

Иванов: отразить свет Благовещения

Сюжет Благовещения сопровождал русскую историческую живопись XIX века. В начале 1850-х годов великий художник Александр Андреевич Иванов, автор «Явления Христа народу», задался целью создать настенные росписи общественного здания, где перед зрителями проходила бы вся история человечества, рассказанная в библейских сюжетах. В них он видел отражение его духовной истории, историю возмужания его разума, его нравственной борьбы и страданий. Он создал более двухсот эскизов. Один из самых удивительных – «Благовещение».

В композиционном решении, в цветовой и световой пластике эскиза Иванов предстает подлинным новатором. Благовещение он представляет в двух различных композициях – по Евангелию от Луки (Ангел возвещает Марии о рождении Спасителя) и по Евангелию от Матфея (Ангел является Иосифу во сне и говорит ему: Не бойся принять Марию (Мф. 1, 20)). Мотив неземного света присутствует везде: сияние исходит от Богоматери, образуя круг с расходящимися лучами. В вариациях сюжета фигуры Ангела и Марии разномасштабны: рядом с благовестителем Мария миниатюрна – женщина-дитя, но Архангел Гавриил не повелевает Ею, но благословляет. Она же принимает весть без тени сомнения или испуга, с непоколебимым доверием.

Главным средством воплощения евангельского чуда здесь вновь является световая пластика. Схваченный в природе, положенный на бумагу, вернее, «высеченный» из нее минимальными художественными средствами, рожденный под кистью художника, свет в буквальном смысле творит композицию.

Суриков: тепло золотого сияния

Мастер исторической живописи В.И. Суриков на протяжении всего творческого пути обращался к евангельским сюжетам. Но необычайно значимо завершение творческого пути мастера картиной «Благовещение». Одна из последних работ художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен, а его духовные искания мало интересовали предреволюционную российскую публику.

В искусстве XIX века множество вариантов изобразительного прочтения этого евангельского сюжета, но созданная Суриковым композиция принципиально отлична от работ современных ему русских и западных художников, хотя он и отталкивается от распространенной в европейской традиции схемы предстояния Архангела и Богоматери.

Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, пряжи, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Последний большой холст мастера вызывал и, очевидно, долго будет еще вызывать у исследователей его творчества самые разнообразные вопросы. Фигуры Архангела и Богоматери максимально укрупнены, приближены к зрителю, написаны почти в рост. Сложные голубые, розовые, сиреневые, белые тона сливаются в пульсирующем, мистическом сиянии, придают всей сцене глубокий символический смысл. Именно через это свечение Суриков пытается воплотить изначальный смысл евангельской встречи, особое чувство внезапного, вселенского праздника: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28) — и ощущение извечного промысла соединения Божественного и человеческого.

День, исполненный света

Благовещение – этот день исполнен света. Это день близко к нам пришедшего солнца. Это весна: вокруг все сияет и радуется! Сияние весеннего солнца исходит с икон и картин, в какую бы эпоху они ни были созданы. Словно еще раз подчеркивая вневременное значение этого дня для истории человечества.

И как точно отражают наши чувства слова святителя Николая Сербского: «Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: "Радуйся, Благодатная!"»

Подготовила Оксана Баландина


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи