Как приучить ребенка к свободе?

Как приучить ребенка к свободе?

У многих родителей слово «дисциплина» ассоциируется с ограничениями и наказаниями. Противники дисциплины склонны считать, что она закрепощает ребенка, делает его несвободным в деятельности и творчестве. Как же воспитывать ребенка — предоставляя ему полную свободу или приучая к строгому уставу жизни? Всегда ли их нужно противопоставлять? Об этом и многом другом мы беседуем с детским психологом Татьяной Анатольевной Твердохлебовой.


— Многие поколения наших соотечественников выросли в некой незыблемой системе координат — сон в 21 час, на обед суп, взрослым послушание, со всеми здороваться… И главное: ребенок в семье — ответственный помощник. Но почему сегодня многое изменилось?

— Наверное, сказывается общий стиль жизни — мы во всем хотим стать более свободными. Если вспомнить прошлое, то жизнь была просто другой. К примеру, XIX век — тогда было понятно, кто и что должен делать, четко роли расписаны. Дети помогали с ранних лет. Помните, у Н. А. Некрасова мужичок с ноготок — в шесть лет и лошадью управляет, и от леса до дома сам хворост везет. Потому что некому было. В первой половине ХХ века тоже жили бедно, работали много, в том числе и дети. А во второй половине ХХ века, когда жить стали легче, обеспеченность выше, а детей меньше, все сильно изменилось. Дома газ, вода, стирает машинка — женщине справляться стало легче, потому и дети стали свободнее. Хотя и тогда еще родители много работали, и потому дети были самостоятельнее.

А вот сейчас, как ни странно, гораздо чаще встречается ситуация, когда или мама не работает, или бабушка дома постоянно, или няня с детьми сидит. Мама занята своими домашними делами, а дети телевизор смотрят, чтобы маме не мешали. Им порой ничего не доверяют сделать по дому, чтобы ничего не испортили, а на самом деле — чтобы не тратить силы на их обучение.

— Получается, у родителей нет стратегии воспитания? Мы думаем о разбитой тарелке, а не об умении дочери готовить. А порой ведь и стратегия жизни в целом отсутствует…

— Один мудрый человек сказал: «Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе потому, что все наоборот». Какая сегодня стратегия? Сложно сказать. Может, в некоторых семьях она и есть — кто-то строит храм, кто-то природу охраняет. У одной из моих подруг мама — детский врач. Так вот они с сестрой с детства знали, что мама трудится, чтобы понизить уровень детской смертности в их районе. И хотя мама много работала, девочки выросли хорошими, порядочными людьми и, кстати, тоже стали врачами. Высокие цели в жизни родителей, безусловно, влияют на детей.

А вот когда семья построена только на решении бытовых вопросов, возникают порой проблемы, где не ждешь. Ко мне обратилась мама девочки, страдавшей анорексией (синдром, заключающийся в полном отсутствии аппетита при объективной потребности организма в питании. — Ред.). Как оказалось, в этой семье вообще никогда никаких серьезных проблем не было — никто не болел, нужды нет, все гладко и обеспеченно, мама не работает. Родители и дочь живут только для себя, и, оказывается, так жить нельзя. Организм дает сбои. Человеку обязательно нужно что-то делать, что-то отдавать.

— Для чего ребенку нужен режим и нужен ли вообще?

— Я думаю, что нужен. Человек — существо ритмическое, его организм настроен на некое чередование сна и бодрствования, напряжения и расслабления. Поэтому когда все устроено в определенном ритме, человеку жить легче. Дети вообще любят, когда все повторяемо и предсказуемо, им так легче, спокойнее. Они понимают, что в этом мире маленькие и уязвимые, поэтому, когда все предсказуемо, им так проще. А когда начинается хаос, пусть его вносят и сами родители, это ребенка нервирует, у него даже могут возникнуть неврозоподобные состояния.

Когда все предсказуемо, легче ввести какие-то обязанности, пусть небольшие, но на каждый день.

— С какого возраста можно говорить об обязанностях детей?

— Думаю, что лет с четырех можно говорить о каких-то мелких обязанностях: вешать свою одежду в шкаф или на стульчик, убирать игрушки. У моего пятилетнего сына в обязанностях каждый вечер подметать на кухне, и я стараюсь сама этого не делать. Лет в шесть-семь ребенок может уже мыть посуду. Детей, конечно, нужно за это хвалить, терпя мелкие недочеты детского труда. Ведь то, что вызывает положительные эмоции, мы хотим повторять снова и снова. Ребенку нужно обязательно говорить: «Как здорово, что ты мне помог. Ты вот подмел, я в это время посуду помыла, а потом мы вместе поиграли».

— Наступает Великий пост. Как Вы думаете, нужно и можно ли приучать ребенка к самоограничению с раннего возраста?

— Да, нужно. Не так давно ученые Стенфордского университета собрали несколько сотен детей в возрасте 4-х лет. Каждому ребенку показали вкусную конфетку и объяснили, что если малыш ее не съест, то потом в награду получит уже две конфеты. Экспериментатор выходил из комнаты и оставлял ребенка наедине с конфетой. Дети вели себя по-разному: кто-то ел сразу, кто-то после сомнений, кто-то не тронул вовсе. Вторая часть эксперимента состоялась через пятнадцать лет. По утверждению ученых, 100% тех детей, которые сумели удержаться от немедленного удовольствия, стали успешными людьми. Среди детей, которые конфету съели, процент успешных взрослых был намного ниже. Это и понятно, ведь человек, который умеет себя сдерживать, способен пожертвовать малым ради большего.

— Многих современных родителей воспитывала школа. Они бы и рады сейчас воспитывать детей правильно, да не знают, как это делать. Что Вы посоветуете?

— У меня большая разница в возрасте между детьми: старшему за двадцать, а третьему — пять. Старших я старалась именно образовывать. А с младшим решила, что с ребенком в первую очередь нужно научиться просто жить вместе, в одном пространстве, соблюдая интересы каждого члена семьи.

Нужно помнить, что в возрасте шести-семи лет развитие эмоциональной сферы не менее, а даже более важно, чем познавательной. Мы пытаемся навязать буквы-цифры, английский язык, а в это время нужны сказки, песни.

И в это же время развивается нравственность, закладываются основы. Как их заложить? Вопрос очень сложный, ведь дети не слова наши слушают, а смотрят на наши поступки. И даже не поступки главное, а весь строй нашей личности, то, ради чего мы живем. Но при этом самые высокие цели — спасение души, наследование Царствия Небесного — не освобождают нас от обязанности как-то достигать их на практике, а не только в своих мечтах.

В семье обязательно должна быть организация, кто-то должен руководить процессом повседневной жизни. Иначе каждый живет сам по себе.

— В православных, а особенно многодетных семьях мамы часто сидят с детьми дома. Именно они организуют этот процесс. Но как показать детям, что мама не просто сидит, что она работает дома? Как не превратиться в обслуживающий персонал для своих собственных детей?

— Папа должен подчеркивать, что мама работает, говорить ей «спасибо» и приучать детей к этому. Но для этого, опять же, порядок должен быть, чтобы все вместе сели за стол и отметили, как мама вкусно приготовила обед. У родителей должно быть время для своих увлечений. Тогда дети увидят, что у родителей есть свои потребности, что они такие же люди и что не все вокруг детей крутится.

Власть в доме должна быть в руках родителей, при условии соблюдения интересов детей. Тогда все будет в порядке. А сегодня каждая проблема детей рассматривается, как через лупу. А где же интересы родителей? Между тем, если у мамы есть отдушина, она больше своим детям сможет дать.

— Дисциплина и творчество — их всегда нужно противопоставлять?

— Творчества без дисциплины вообще не бывает. Автор российской программы нейропсихологической коррекции А. В. Семенович считает, что на пустом месте ничего нельзя построить и сотворить. Нельзя творить, когда ребенок не умеет ручку в руках держать. Его нужно как-то сначала окультурить. Потому что если каждый человек будет начинать свое развитие с нуля, мы далеко не продвинемся. Ребенка нельзя ни чрезмерно зажимать, ни давать полную свободу.

Дисциплина дает спокойствие ребенку. Потому что в семьях, где дети главенствуют над родителями, дети чувствуют себя тревожно. Они понимают, что родители, которые должны их поддерживать и защищать, не сильные и не главные. Это путь к неврозам.

— В современном обществе родители не могут пустить детей в самостоятельное плавание — их встречают со школы довольно длительное время, контролируют покупки, общение и т. д. Как при этом воспитать взрослого, ответственного человека?

— Очень многие родители пытаются ребенку везде соломку подстелить, и если у него возникла проблема, то сразу за него решить. Но ведь в детском саду или школе у детей, как правило, маленькие проблемы. И пусть они научатся их решать сейчас, а не в институте или на работе. Если ребенок получил двойку, пусть сам договаривается с учителем о том, как ее исправить. Пусть сам собирает портфель, а если что-то забудет и получит двойку, может, завтра будет внимательнее. Жизнь, на самом деле, лучше всяких слов учит.

Многое сейчас делается за детей, а ответственность надо постепенно перекладывать на ребенка. Когда дети взрослеют, давать им свободу, отпускать, конечно, очень страшно. Но если к этому возрасту ребенок какие-то ценности в семье получил, то есть большая вероятность, что он с ними дальше и пойдет и не скатится в какие-то бессмысленные компании.

Это очень сложный путь — воспитание детей. Тут не бывает заранее запрограммированного результата. Тут как черный ящик — задали одно, там переработалось и получилось что-то совсем неожиданное.

Беседовала Марина Шмелева

 

Наш собеседник советует почитать:

  • Р. Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей»
  • Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка»
  • Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  • И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова «Разноцветные “белые вороны”»

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 ноября 2017 г. 8 ноября ст.ст. вторник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Собор всех архангелов
Собор всех архангелов

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи