Врачуя всякую немощь

Врачуя всякую немощь

Преподобный Макарий Оптинский писал: «У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго». И сегодня люди, больные телесно или страдающие душевно, стараются собороваться Великим постом. Но, пожалуй, ни одно церковное таинство не вызывает столько сомнений и вопросов, как таинство Елеосвящения, или Соборования. Сегодня мы поговорим о нем в нашей школе.

Соборная молитва

Вот какое определение дает православный катехизис: «Елеосвящение есть таинство, в котором иерей или епископ при помазании больного освященным елеем испрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи. Кроме телесного исцеления, в таинстве испрашивается отпущение грехов, так как большинство болезней является следствием греха, а самый грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи». То есть участие в этом таинстве не отменяет необходимости исповедоваться в тех грехах, которые человек помнит и осознает. Бывает, что мы забываем так называемые мелкие, будто бы малозначительные для нас грехи. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Как и все таинства Православной Церкви, Елеосвящение установлено Самим Господом. Об этом свидетельствует апостол и евангелист Матфей, говоря о том, как Христос, послав апостолов на благодатное делание, дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10, 1). Об этом таинстве в своем послании пишет апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). В этих словах апостола заключены и суть таинства, и его чинопоследование.

Второе название таинства — Соборование — само говорит, что лучшим местом его совершения является церковь как место собрания всех верующих: и пресвитеров, и мирян. При невозможности доставить в храм тяжелобольного таинство может быть преподано и на дому. В таких случаях Соборование может совершаться во всякое время, как только появится потребность в нем.

Исцелить болящего

Любые наши болезни, и душевные, и телесные, являются следствием греховности человеческой природы, и Елеосвящение — духовное врачевство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. К спасительному действию таинства может прибегать не только физически страдающий человек. В христианстве страдания душевные: уныние, скорбь, отчаяние — тоже признаются болезнью, т. к. причиной их могут быть нераскаянные грехи, в том числе и не осознаваемые самим человеком.

По установлению Церкви, желающий собороваться человек должен приготовиться к таинству покаянием и после Елеосвящения причаститься Святых Христовых Таин.

Над тяжелобольным человеком, находящимся в бессознательном состоянии, таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.

Чинопоследование таинства

Богослужение таинства Елеосвящения состоит из трех частей:

  • молебна;
  • освящения елея;
  • помазания освященным елеем частей тела больного (лба, ноздрей, щек, губ, груди, ладоней).

Почему для совершения Соборования берется елей (растительное масло)? Господь, когда посылал учеников своих на проповедь и исцеление, мазаху маслом многи недужныя, и изцелеваху (Мк. 6, 13). Елей служит видимым знаком благодати исцеления. В него добавляется вино как символ искупительной Крови Спасителя. Соединение елея с вином знаменует милость Божию и сострадание (притча о милосердном самарянине). Сосуд с елеем помещается на блюде с пшеничными или другими злаковыми зернами, которые символизируют зародыш и новую жизнь — исцеление, а по смерти тела — воскресение.

При совершении таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначаются потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий и Апостола, семь молитв и столько же помазаний. Но в современных условиях это не всегда возможно. Поэтому Церковь допускает совершение таинства тремя или двумя священниками, в крайнем случае одним, с тем, однако, чтобы он совершал его от лица собора священников, произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.

После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на головы соборующихся и читает при этом разрешительную молитву от грехов.

Чему учит Церковь

Во время совершения таинства Церковь не только молится о страждущем человеке, но и предлагает поучения из Священного Писания, чтобы поддержать, укрепить и воспитать его душу. Первый священник читает соборное послание апостола Иакова, где говорится, что должно принять в свое сердце образ страдания и долготерпения, вспомнить, как страдали пророки, вспомнить кончину Господню, Его страдание и терпение. И поэтому к своим скорбям нужно относиться не как к беде или несчастью, а как к кресту, который нужно понести, чтобы быть со Христом. После этого читается Евангелие от Луки (см.: Лк. 10, 25–37), о некоем человеке, «впадшем в разбойники». Один законник спросил у Господа: «Кто есть ближний мой?». И Господь в ответ сказал ему притчу о том, как иудейский священник и левит прошли мимо, а самарянин подобрал израненного человека, позаботился о нем, возливая на его раны масло и вино, отвез его в гостиницу. Притча учит тому, что ближним нашим является человек, который к нам милосерд, и мы становимся ближними тому, кого любим.

Второе чтение начинается с послания к римлянам апостола Павла (см.: Рим. 15, 1–7). Первые слова такие: Братие, должны есмы мы сильнии, немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созданию… После этого послания следует Евангелие от Луки о Закхее (см.: Лк. 19, 1–10). Закхей — грешник, мытарь. Но когда Господь захотел прийти к нему в дом, он покаялся и сказал: Се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Лк. 19, 8). А Господь сказал: Днесь спасение дому сему бысть… Эти слова должны всегда звучать в нашем сердце и спасать нас от уныния, потому что Господь пришел взыскать и спасти погибшаго, то есть каждого из нас.

Третье чтение — послание апостола Павла к Коринфянам (см.: 1 Кор. 12, 27–31; 13, 1–8) — содержит всем известное учение о любви. В третьем евангельском чтении Господь посылает Своих учеников проповедовать, что приблизилось Царство Небесное, исцелять болящих, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. И тут же напоминает: Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 1, 5–8).

Четвертое чтение начинается словами: Братие, вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие… (2 Кор. 6, 16–18; 7, 1). Мы — это Церковь Божия, и Господь хочет вселиться в нас и в нас пребывать. В четвертом евангельском чтении повествуется об исцелении тещи апостола Петра (см.: Мф. 8, 14–23). Что важно — исцелившись, она встала и служила Господу. Это напоминает каждому из нас о том, для чего человеку дается здоровье.

Пятое чтение (см.: 2 Кор. 1, 8–11) содержит рассказ апостола Павла о том, как он впал в тяжкую скорбь, когда путешествовал по Асии: яко по премногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити. Апостол рассказывает, таким образом, как он спасся от смерти, спасся так и тогда, когда невозможно уже было уповать на свои силы: его спасло упование на Бога, и Господь помог. В пятом Евангельском чтении звучит притча о десяти девах, среди которых были мудрые и юродивые (см.: Мф. 25, 1–13). Болящему напоминается о том, чтобы он уподобился мудрым девам, готовящимся встретить жениха.

Шестое послание содержит удивительные слова, рисующие образ духовной жизни, духовного человека (см.: Гал. 5, 22–26; 6–12): Братие, плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми… Шестое Евангелие рассказывает о хананеянке, которая со смирением просит исцелить ее дочь. И даже когда Господь уподобил язычников псам и как бы унизил ее, она приняла это со смирением и все равно умоляла Господа. И получила просимое (см.: Мф. 15, 21–28).

Седьмое послание (см.: 1 Сол. 5, 14–23) содержит удивительное духовное наставление: Братие, молим вы, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем… Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите. Седьмое Евангелие рассказывает о том, как Матфей-мытарь был призван Господом. Заканчивается оно словами: Иисус же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящий. Шедше же научитися, что есть: милости хощу, а не жертвы, не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 12–13).

Врачевство духовное

Нельзя забывать, что Соборование — врачевство духовное. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая, по смотрению Божию, необходима для спасения болящего. Поэтому Соборование не отменяет помощи врачей и употребления лекарственных средств.

Если в результате Соборования человек не получает видимого исцеления, это не значит, что таинство не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, Бог «отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».

Подготовила Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 мая 2017 г. 10 мая ст.ст. вторник. Седмица 6-я по Пасхе. Поста нет.

Икона дня

Киево-Братская икона Божией Матери
Киево-Братская икона Божией Матери

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба с полиелеемАпостола Симона Зилота (I). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп Исидоры, Христа ради юродивой (VI). Блж. Таисии (V). Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского, Печерского (1226). Блж. Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого (1584). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Дея. 17, 19-28; Ин. 12, 19-36). "Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода". Итак, если хочешь быть плодоносным, - умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят - молчи, и бранят - молчи, и прибыль получишь - молчи; сыт - молчи, и голоден - молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, - в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут, все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, - сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, - и сделаешь. Так и в каждую минуту.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Воспитанники воскресных школ Покровской епархии приняли участие в V Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке
Все фоторепортажи