Что важнее: земля или молитва?

Что важнее: земля или молитва?

Сегодня в нашей школе снова урок литургики. Преподаватель Саратовской православной духовной семинарии священник Павел Усов предлагает вам, наши дорогие читатели, поговорить о заочном отпевании усопших. К сожалению, в наши дни мало кто из родственников берет на себя труд организовать отпевание своего близкого в храме, даже если он был воцерковленным, верующим человеком. Почему так происходит, в чем смысл христианского отпевания, как помочь душе своего родственника — об этом и расскажет нам сегодня отец Павел.

***

От рождения до перехода в вечную жизнь христианина сопровождает церковная молитва: он принимает Таинство Крещения в храме, исповедуется и причащается Христовых Таинств, просит помощи в болезни во время Таинства Собрования. Потому естественно, что в момент смерти христианин также не остается без молитвенной поддержки всей Церкви.

Чинопоследование, совершаемое над телом умершего человека, называется отпеванием. Во время этого чинопоследования Церковь не только призывает молиться об усопшем, но и утешает словами молитвословий скорбь живых родственников. Очное отпевание — очень назидательное и умилительное чинопоследование, которое, к сожалению, не часто происходит сегодня в наших храмах.

За свою священническую практику мне не раз приходилось наблюдать распространенное явление. В храм приходят родственники умершего человека, которые заказали заочное отпевание, и начинают объяснять священнику: «У вас служба долгая, а у нас вынос в одиннадцать. Войдите в наше положение, дайте нам, пожалуйста, земельку».

Совершенно бесполезно спрашивать у родственников усопшего, какой смысл они видят в получении этой земли. В ответ можно услышать различные варианты: от народных суеверий до откровенного оккультизма и магии. Как же так получилось, что люди, считающие себя православными, не знают православного смысла обряда погребения? Именно поэтому заочное отпевание, земелька становятся важнее искренней, сердечной молитвы за усопшего.

Урок литургики

Главная помощь усопшему

Для человека, далекого от христианского понимания жизни, само слово «смерть» навевает страх и желание забыть об этой теме. Отношение христианина более спокойное, чуткое и трезвое. Вся традиция приготовления к смерти и погребения пронизана надеждой на грядущее Воскресение. Смерть названа «успением», то есть временным сном, кладбища назывались «погостами», местом, где человек лишь гостит некоторое время. А гробы также называют «домовинами», то есть временным домом для тела, покинутого душой до всеобщего Воскресения.

Обычай поминать усопших на Божественной литургии и панихидах, в дни особого поминовения умерших выражает веру Церкви в то, что соборная молитва и Божественная Кровь могут изменить загробную участь наших почивших близких. Для каждого из нас важно понять, что самой необходимой помощью для умершего будет наша молитва о нем. Потому-то и вся православная традиция погребения, начиная с момента смерти, является по сути одним большим молитвословием к Богу о милости для души усопшего. И это самое большее, что мы можем сделать, проявляя свое христианское братолюбие и заботу о памяти наших близких людей, отошедших ко Господу.

Как возникло заочное отпевание

В дореволюционной России полагалось хоронить людей с обрядами, соответствующими их конфессии. Большинство населения было православным, поэтому похоронить человека без отпевания было немыслимо. Даже если человек был беден, расходы на погребение брал на себя храм.

Понятие «заочное отпевание» в том виде, в каком оно распространенно сейчас, отсутствовало. Предусматривалось несколько случаев, когда разрешалось совершать обряд погребения без присутствия тела отпеваемого. Например, когда умерший человек по каким-либо причинам уже был погребен без ведома родственников (например, умерший на чужбине или в результате эпидемии). Каждый случай в отдельности рассматривался епархиальной консисторией, и с благословения правящего архиерея совершалось заочное отпевание. В назначенный день в храм или на могилу собирались родные и близкие усопшего и вместе со священником молились об умершем родственнике.

Заочное отпевание в сегодняшнем виде стало появляться в послереволюционное время, когда атеистической властью было строжайше запрещено совершать отпевание в храме. Тогда по просьбам верующих родственников священники практически тайком совершали заочное отпевание. Наибольшее распространение подобная практика получила в годы Великой Отечественной войны, когда тысячи и тысячи людей получали с фронта похоронки и даже не знали, где находятся могилы их близких. В эти тяжелые годы Патриарх Сергий (Страгородский) благословил повсеместно совершать заочное отпевание по погибшим фронтовикам.5_6_2.jpg

После войны отношения Церкви и власти снова ухудшились. Поэтому практика заочного отпевания не только не упразднилась, но стала считаться единственно возможной в тех условиях формой православного погребения. Именно в это время заочное отпевание стало обрастать различными суевериями. Происходило это, в первую очередь, по причине повсеместной духовной безграмотности. Особое значение приобретает та земля, которая раздавалась родственникам умерших после отпевания. В ней видели некое свидетельство того, что человек погребен по церковным обычаям. Постепенно даже среди церковных людей эта земля приобретает основное значение, отодвигая на второй план само богослужение и смысл его молитв. Такое однобокое, ущербное понимание обряда погребения и привело к тому, что в наши дни родственники усопшего не приходят в храм молиться о его душе, а засылают делегата «сделать, что необходимо» и получить землю. При этом совершенно не интересуются: а для чего она собственно нужна, какой смысл в ней видит Церковь?

Назидательный смысл отпевания

Христианское отношение к смерти совсем особое и непривычно для светского или неверующего человека. Само преставление, приготовление усопшего к погребению, погребение и поминовения — все это сопровождается особыми молитвословиями. В них и скорбь об умершем, и радость о переходе человека в лучший мир, и ходатайство к Богу о милости к его душе.

Немалая часть молитв уделяет внимание назиданию живых. Те, кто присутствует на похоронах, видят явно и воочию, что смерть придет за каждым. Нужно быть совсем бесчувственным, чтобы в момент прощания с близким человеком не задуматься: «А как я буду умирать, что я принесу Господу?». В этот час, когда сердца живых полны скорби и надежды на милость Божию, Церковь обращается к ним со словом назидания и просит их, пока они живы, заботиться о своей душе и молиться о душе умершего.

Огромное воспитательное значение имеет момент, когда после отпевания, перед закрытием гроба, священник высыпает умершему на грудь горсть земли. Это действие напоминает всем присутствующим, что человек создан из праха земного, и в этот прах он призван возвратиться. Это действие очень драматично, и понимающему человеку оно указывает: «Вот ты видишь перед собой любимого человека, но это уже не он, это лишь прах, земля, в которую он уже начал свое возвращение, и земля, насыпанная священником, есть образ того, чем ему предстоит стать через некоторое время. Земля и прах — это то, чем и ты станешь после смерти. Тело тленно и временно, но душа бессмертна и вечна. Только если обратишься к Богу, у тебя будет возможность обессмертить и тело для жизни вечной». Не свидетельством об истинности погребения усопшего является эта земля, а призывным воплем о покаянии, обращенным к живым. Не покойному она нужна, но живым, которые должны воочию увидеть, что их ждет, и задуматься о своей душе. Поэтому лишено смысла высыпать землю на могилу покойного, которого погребали несколько лет назад, или на могилу его родственника. В таком случае стоит ограничиться только молитвой во время заочного отпевания.

На сегодняшний день в приходской жизни Церкви «земельный вопрос» один из самых тяжелых и болезненных. Для его решения требуется долгая просветительская работа. Ведь многим непонятно, что привезти усопшего человека в храм для отпевания, несмотря на то, что это хлопотно, гораздо важнее, чем пышные похороны и дорогой памятник. Стремясь устроить похороны и поминки «не хуже, чем у других», «по-человечески», родственники часто забывают о самом человеке, не осознают того, что усопшего сейчас уже мало заботит земное. Душа умершего предстает перед Богом, и просит, и требует от нас, живых, ходатайства и молитв за нее. Ни дорогой гроб, ни красивый памятник, ни многолюдные похороны, ни обилие поминальных трапез не изменят посмертной участи человека. На такое способна только искренняя и теплая молитва любящих сердец, обращенная к Живому Богу.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла литературно-музыкальная гостиная «Рождественские истории»
Все фоторепортажи