Он возрождал Свято-Троицкий храм

Он возрождал Свято-Троицкий храм

При въезде в центральную часть Покровска нельзя не заметить купола Свято-Троицкого собора, ставшего теперь кафедральным во вновь образованной Покровской и Николаевской епархии. Храм был построен в 1825 году, в советское время закрывался. А два десятка лет назад над восстановлением Свято-Троицкого храма и возрождением в нем духовной жизни с усердием трудился первый настоятель протоиерей Александр Керимов, который запомнился многим покровчанам как хороший проповедник и тонкий целитель человеческих душ. Своими воспоминаниями о нем с читателями нашей газеты поделилась почетный житель Энгельсского муниципального района, заслуженный работник культуры РФ, сотрудник Государственного исторического архива немцев Поволжья в г. Энгельсе Елизавета Моисеевна Ерина.

Он был истинным духовным наставником

В памяти Елизаветы Моисеевны отец Александр остался как священнослужитель, умеющий чувствовать душевную боль своих духовных чад даже на расстоянии. «Елизавета Моисеевна, у Вас что-то случилось?» — от его мягкого и теплого голоса на душе становилось легче. «Он как будто угадывал мое настроение и звонил, когда мне плохо, — вспоминает Елизавета Моисеевна, и глаза ее наполнились радостным блеском. — Стоило мне пообщаться с ним, и тягостное чувство постепенно улетучивалось». Общение Елизаветы Моисеевны и отца Александра началось с деловых вопросов, касающихся восстановления Свято-Троицкого храма. Чем чаще встречалась Елизавета Моисеевна с отцом Александром, тем больше укреплялись их отношения. Впоследствии она ощущала потребность в советах настоятеля как своего духовника. Именно по его благословению Елизавета Моисеевна по сей день собирает сведения об истории православных храмов, находившихся на территории Покровской слободы, и жизни покровских священнослужителей и пишет о них очерки. «Отец Александр не только тонко чувствовал своих духовных чад. У него был дар раскрыть в них способности и таланты и направить их в нужное русло», — вспоминает она. Духовная ниточка связывает ее с духовником и по сей день. «Я даже сейчас мысленно к нему обращаюсь и чувствую, что отец Александр рядом со мной и помогает мне. И похоронен-то он совсем близко от места моей работы — рядом со Свято-Троицким храмом», — отмечает Елизавета Моисеевна, которая по сей день трудится в архиве.

Ее рассказы о церковной жизни Покровска составили впоследствии уникальное издание «Под Покровом Богородицы». Одна из статей книги посвящена Свято-Троицкому храму, который и предстояло восстанавливать отцу Александру. Тогда он и не догадывался, что храм станет кафедральным собором.

Первый настоятель

Отцу Александру пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть былую красоту храму, претерпевшему за свою историю немало. Отголоски советского прошлого были налицо: здание осталось без колокольни, без куполов, сильно разрушено. Таким оно и было передано городской библиотеке, и с тех пор до момента возврата его верующим покровчанам практически ничего не изменилось. Несколько десятилетий в бывшем храме располагался богатый книжный фонд и читальный зал центральной библиотеки.

Вопрос о возврате храма Православной Церкви впервые возник лишь в 1980-е годы. Это решение тогда с воодушевлением поддержали многие горожане. Об этом важном историческом моменте свидетельствует и отрывок из книги «Под Покровом Богородицы». «На анкету, напечатанную в городской газете „Коммунист” в 1987 году, откликнулись тысячи горожан и сказали решительное “Да! Церкви быть!”. Но путь от решения “народного вече” до передачи здания был долог и тернист». Требовались огромные затраты, чтобы вернуть храм к жизни: установить купола и произвести ремонт. Но отца Александра не пугали трудности. Главное, что церковь вернули верующим.

«В светлое солнечное утро 16 декабря 1990 года к зданию церкви тянулись люди. Перед началом благодарственного молебна отец Александр, первый настоятель Свято-Троицкой церкви, поздравил прихожан с великим событием: “Наконец-то свершилось! Нам, народу, передали нашу святыню!”. После молебна был совершен крестный ход вокруг храма с иконами, хоругвями и певчими. Храм был освящен святой водой со всех четырех сторон. Затем отец Александр провозгласил вечную память священнослужителям Свято-Троицкой церкви…».

Отца Александра волновали, прежде всего, вопросы, касающиеся восстановления храма, а именно: кто из руководителей предприятий мог бы оказать реальную помощь в этом благом деле. Елизавета Моисеевна хорошо знала всех руководителей и должностных лиц. «Я его только направляла к этим руководителям, — вспоминает Елизавета Моисеевна. — А дальше мне не нужно было ему помогать. Он своим обаянием просто заставлял людей помогать Церкви. Я не знаю, если бы пришел другой священнослужитель, то так ли бы откликнулись на его зов? Отец Александр умел расположить своей мягкостью и культурой поведения. Он очень вежливо общался. Отец Александр — удивительный психолог. Будь то должностное лицо, или руководитель крупного предприятия, или простой человек — он умел найти подход к каждому. Куда бы ни приходил отец Александр, никто и нигде не отказывал ему в помощи. Церковь восстановили за очень короткое время — всего за два года».

Была заказана проектная документация. Помощь в восстановлении Свято-Троицкого храма оказали многие руководители крупных предприятий и организаций города, в том числе директора треста «Энгельсхимстрой» Александр Романович Сеноженский (строительные работы производил его трест) и троллейбусного завода им. Урицкого Артур Иванович Михель. Кто помог стройматериалами, кто рабочей силой, кто финансированием. Благое дело с воодушевлением поддержали и прихожане храма.

«Я была удивлена, насколько люди ждали этого события, — продолжила свой рассказ Елизавета Моисеевна. — Люди шли нескончаемым потоком и спрашивали: чем помочь? Они своими руками терли и очищали от грязи и цемента кафель, мыли стены и убирали грязь. Никто ведь не призывал к этому. Я тогда почувствовала, как людям не хватало возвращения веры. Многие горожане из дома несли старинные иконы, которые долгие годы хранили втайне от власти, и наконец-то передали их священнослужителю, тому, которому поверили».

В считаные дни до блеска была выскоблена центральная часть и правый придел церкви. И вот исторический момент наступил. «18 декабря 1990 года в 16:00 отец Александр совершил первое всенощное бдение по случаю праздника в честь святителя Николая, чудотворца. На следующий день утром Божественная литургия — первая после закрытия церкви в 1930 году». Начало новой жизни храма оповестил звон колоколов, который разнесся по ближайшим окрестностям города.

Отец Александр скоропостижно скончался 19 февраля 2003 года и похоронен, как и положено первому настоятелю, с правой стороны Свято-Троицкого собора, хотя на тот момент был клириком Покровского храма. К его могиле, где установлен мраморный крест, до сих пор приходят духовные чада, чтобы поделиться со своим духовником горестями и радостями. И никто не сомневается, что отец Александр все слышит и молится за всех в мире ином!

Елена Гранкина

* * *

Биография4_5_2.jpg

Александр Павлович Керимов родился 9 октября 1936 г. в г. Кировабаде в семье служащих. В 1953 г. окончил 8 классов средней школы. До 1955 г. был иподиаконом у епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева). После службы в армии в 1957 г. поступил в Саратовскую духовную семинарию.

В 1960 г. рукоположен в сан диакона в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым).

В 1961 г., после окончания полного курса Саратовской духовной семинарии, отец Александр был направлен Учебным комитетом при Священном Синоде в Ташкентскую епархию. В 1963 г. был рукоположен в сан иерея архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Гавриилом (Огородниковым) и начал свое священническое служение в храмах Ташкентской епархии.

В июне 1970 г. перешел в клир Саратовской епархии и служил в храмах городов Балашова, Саратова и Энгельса. В 1977 г. возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Александр Керимов был удостоен высоких наград Русской Православной Церкви: ордена святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, ордена «За церковные заслуги».



Комментарии

Оставить комментарий

30 марта 2012 01:23:51 Татьяна Кузнецова
Замечательно, что вспомнили отца Александра! Все, кто хотя бы раз с ним общался, не забудут его. "Вот таким должен быть настоящий батюшка!" - сказал один человек, который и в храм-то пришёл чуть не первый раз в жизни. И добавил: "Если бы мне встретился именно такой, я, наверное, гораздо раньше пришёл бы в храм"

Православный календарь

27 июня 2017 г. 14 июня ст.ст. вторник. Седмица 4-я по Пятидесятнице. Петров пост. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Дивеевские святые
Дивеевские святые

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Елисея (IX до Р.Х.). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Мефодия, патриарха Константинопольского (846). Блгв. кн. Мстислава Храброго, во св. Крещении Георгия, Новгородского (1180). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392). Прп. Елисея Сумского (XV-XVI). Собор Дивеевских святых. Сщмч. Иосифа пресвитера (1918). Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (1992). Сщмчч. Александра, Павла пресвитеров и Николая диакона (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прп. Мефодия Пешношского, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Если совершается служба сщмч. Владимира, митрополита Киевского, то на утрене читается Лк., 67 зач., XII, 32-40, а на литургии - дня и священномученика: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 36 зач., X, 9-16.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Рим. 10, 11-11, 2; Мф. 11, 16-20). Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, - они не пляшут; поют печальные - они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное - не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми - не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет! Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Священнослужители Покровского благочиния приняли участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти и скорби
Все фоторепортажи