Проблемы семейной жизни духовенства обсудили на пастырской конференции в Москве

7 ноября 2017 года в актовом зале гостиницы «Даниловская» в Москве состоялось пастырское совещание Центрального викариатства на тему «Семейная жизнь священнослужителей».

Заседание возглавил первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами митрополит Истринский Арсений.

В приветственном слове митрополит Истринский Арсений рассказал об участившихся проблемных и кризисных ситуациях в семьях священников, что вызвало беспокойство Священноначалия. По поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пастырские конференции, посвященные проблемам семьи, пройдут во всех викариатствах города Москвы.

Первые два доклада на конференции имели обзорный характер и были посвящены новозаветным и каноническим основаниям священства. Протоиерей Николай Скурат, клирик храма святого пророка Божия Илии в Обыденском переулке, выступил с докладом «Семейная жизнь священнослужителя в свете Священного Писания Нового Завета», а преподаватель МДА протоиерей Иоанн Лапидус, клирик храма св. мц. Татианы при МГУ, представил обзор на тему «Канонические аспекты семейной жизни священнослужителя».

Доклад проректора ПСТБИ и председателя оргкомитета портала «Пастырь» протоиерея Николая Емельянова был посвящен богословскому аспекту темы «Семья священника как орудие пастырского служения».

Главным тезисом доклада было утверждение о том, что семейная жизнь священника не может рассматриваться просто как частный случай христианской семьи. С одной стороны — испытывающей и разделяющей трудности пастырского служения ее главы, с другой стороны — обязанной являть собой пример христианской жизни.

«Семейная жизнь священника является особым орудием его пастырского служения, — отметил отец Николай. — В первую очередь это связано с осуществлением отцовства и постоянной открытости к нему, которая физическим образом осуществляется в семейной жизни. Кроме того, именно семейная жизнь задает совершенно особый аскетический строй жизни священника. Его жена призвана играть специальную ограничивающую, охраняющую и сопутствующую роль в пастырском служении. Наконец, семья священника в своем полном составе с детьми и иными своими членами призвана и обязана открыто и явно свидетельствовать о возможности христианского восприятия современного мира».

В докладе настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина была поставлена проблема сожительства как консенсуальной формы брака, его влияние на формирование современной семьи и современной церковной жизни.

Обзор проблем современных матушек, составленный на основании нескольких интервью, взятых у их супругов-священников, предложил слушателям протоиерей Николай Пушкин, клирик храма Знамения Божией Матери у Крестовской Заставы, психолог по светской специальности.

Сразу несколько выступлений было посвящено детям духовенства. Так, священник Александр Тараканов, клирик храма свт. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе, акцентировал внимание на современных проблемах воспитания детей, связанных с идеологией потребления. Главным тезисом доклада была оппозиция «потребление — творчество». В докладе были приведены конкретные примеры воспитательных мер, которые священники использовали по отношению к своим детям, что становилось примером для окружающих, в том числе и нецерковных семей. Во всех этих случаях, священники показывали своим детям, а вместе с ними и их друзьям и одноклассникам, что творческая жизнь (например, сделать игрушку своими руками) гораздо интереснее, чем потребительская (купить еще одну игрушку в магазине).

Клирик Казанского собора на Красной площади диакон Игорь Данилов выступил с докладом на тему «Религиозное воспитание детей в семье священнослужителя». В докладе предлагались различные приемы духовного воспитания, вплоть до совместной ночной молитвы с детьми, а также обсуждалась проблема отторжения и неприятия церковной жизни в священнических семьях.

Тему воспитания продолжил и диакон Михаил Голубков, клирик храма св. благоверного царевича Димитрия при 1-ой Градской больнице, с докладом «Актуальные проблемы воспитания детей в семье священнослужителя». В докладе было дано описание счастливых будней многодетной семьи диакона с пятью детьми.

В своем докладе «Многодетность в священнической семье: заповедь Божия или роскошь?» клирик Патриаршего подворья храмов в Зарядье священник Максим Михайлов перечислил реалии семейной жизни многодетного священника, препятствующие развитию эгоизма и удерживающие ребенка в рамках жизни, отвечающей христианским семейным ценностям. Поразительным афоризмом докладчика стал тезис: «Если говорят, что в семье не без урода, то для большой семьи может быть верен и обратный тезис — в семье не без святого?»

В конце доклада отец Максим предложил построить общими силами епархии коттеджный поселок недалеко от Москвы для семей священников с пятью и более детьми с беспроцентной долгосрочной ипотекой. Высокопреосвященный Арсений дополнил доклад подробным рассказом об усилиях Священноначалия епархии г. Москвы по обеспечению жильем нуждающихся многодетных священников.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма свв. бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке, в своем выступлении рассмотрел проблемы многодетной семьи священнослужителя в современном мегаполисе. Отец Феодор скрупулезно перечислил все основные сложности: отсутствие времени для общения с детьми (ненормированный график, выходные в будние дни, когда дети учатся, недостаточное время отпуска), невозможность для семьи приехать на службу в храм к своему отцу, недостаточная помощь жене в быту и решении воспитательных и иных семейных проблем и ряд других конкретных трудностей. Доклад был снабжен конкретными примерами из героической жизни многодетных священнических семей.

Комментируя выступление отца Феодора, митрополит Арсений отметил важность поставленных проблем, предложил подготовить конкретные меры по их решению. Например, владыка отметил, что вопрос увеличения семейного отпуска для больших семей иногда может быть решен за счет полагающихся каждому священнику дополнительных 15 дней на совершение паломничества. Высокопреосвященный владыка призвал настоятелей подумать об организации служения таким образом, чтобы это было возможно осуществить без ущерба для приходов.

Проблема «значимого другого» для детей священника была поднята в докладе священника Валерия Степанова, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе. Название доклада «Воскресная школа как пространство для формирования коммуникативной среды для детей и подростков» отражает его основное содержание. В сообщении дискутировались различные типы воскресных школ.

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский предложил доклад «Основные трудности воспитания подростка в православной семье», в котором попытался представить реконструкцию сознания современного подростка и поставить вопрос о вытекающих из этого проблемах религиозного воспитания. Главным тезисом доклада была оппозиция «тензорного» и «векторного» сознания. Отец Максим утверждал, что проблемы церковного воспитания во многом связаны с одновременным проживанием современным подростком совершенно разных, зачастую конфликтующих жизней — верующего человека, ролевика, человека общества потребления и т.д.

Высокопреосвященнейший Арсений подробно комментировал все доклады, дополнял своими наблюдениями и соображениями архипастырского характера. Владыка открыто говорил о проблемах, делился своими впечатлениями. Было особо отмечено, что Церковь старается помогать всем и иногда ее представители оказываются на месте чрезвычайных происшествий едва — ли не одновременно с МЧС, а вот многодетным семьям своих же священников помощи оказывается недостаточно.

Первый викарий призвал докладчиков принять участие в разработке реальных мер по оказанию помощи многодетным священническим семьям. Конференция проходила в закрытом режиме и имела исключительно внутренний, доверительный характер.

Патриархия.Ru


09 ноября 2017

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи